Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 сентября 2011 г. N А60-25767/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-25767/2011 по заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" к Управлению внутренних дел по городскому округу Первоуральск об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Смирнягина Н.Ш., представитель по доверенности от 22.10.2010г.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представитель не явился.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. От заявителя через канцелярию суда 20.09.2011г. поступили дополнения к заявлению от 19.09.2011г. за исх. N 09-5248. Дополнения приобщены к материалам дела. По ходатайству заявителя к материалам дела приобщены копии: предписания от 08.07.2011г., постановления серии 66 N 005824 от 22.07.2011г., протокола серии 66 N 005824 от 22.07.2011г., письма от 20.07.2011г. N 18/3398, определения о возбуждении дела об административном правонарушении 66 РО N 0032061 от 08.07.2011г., письма от 11.07.2011г. N 18/3238, акта N 417 обследования дорожных условий в месте совершения ДТП и приложения к нему. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления серии 66 N 005824 от 22.07.2011г. о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб.
В дополнении к заявлению, поступивших через канцелярию суда 18 августа 2011 года, представитель заявителя уточнил, что требования заявлены к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску в связи с реорганизацией заинтересованного лица. Суд принял указанное уточнение. Заинтересованным лицом по настоящему делу является Государственное учреждение - отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, письменный отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как установлено материалами дела, 08.07.2011г. в 17 час. 15 мин. на автомобильной дороге Подъезд к д/о "Шишимский" км. 33+145 а/д "Первоуральск-р.п.Шаля" км. 3+970 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием ВАЗ-21099 гос. N А611ЕВ.
По результатам обследования места происшествия, заинтересованным лицо выявлено, что содержание дороги не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а именно отсутствует ограждения, дорожные знаки, о чем составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 08.07.2011г. N 417.
08.07.2011г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения городского округа Первоуральск Д.Г.Мохиревым вынесено предписание, которым ГБУСО "Управление автомобильных дорог" предложено установить дорожные знаки, запрещающие движение транспортных средств на подъездах к берегу р.Чусовая на автодороге подъезд к д/о "Шишимский" от км. 33+145 а/д "Первоуральск-р.п.Шаля" с обеих сторон, также установить дорожные ограждения, препятствующие выезду автомобилей на берег р. Чусовая на 4-5 км. автодороги подъезд к д/о "Шишимский" от км. 33+145 а/д "Первоуральск-р.п.Шаля" с обеих сторон р.Чусовая.
В тот же день заинтересованным лицом вынесено определение 66 РО N 0032061 о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ГБУ СО "Управление автомобильных дорог".
22.07.2011 заинтересованным лицом в присутствии представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении 66 N 005824 в отношении Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.07.2011г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения городского округа Первоуральск Д.Г.Мохиревым вынесено постановление серии 66 N 005824, которым Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, выразившееся в отсутствии предупреждающих и (или) запрещающих знаков при выезде на берег р. Чусовая с обеих сторон, а также отсутствием дорожных ограждений барьерного типа, предусмотренных ГОСТ Р 52289-2004 на 4 км. Автодороги "подъезд к д.о. Шишимский".
Полагая, что постановление 66 N 005824 вынесено с нарушением закона, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений безопасном состоянии либо характеризирующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290-2004 и размещенным по ГОСТ Р 52289-2004 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокации.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности заявитель считает, что в данном случае не является субъектом административной ответственности, поскольку ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" не является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог. Кроме этого, учреждение ссылается на то обстоятельство, что между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "Шалинское строительное управление" заключен государственный контракт N 3-С (ДМ) от 17.03.2011г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в том числе автомобильной дороги "подъезд к д.о. Шишимский от км 33+145 а/д "г.Первоуральск - р.п.Шаля". По условиям государственного контракта от 17.03.2011 N 3-С (ДМ) ООО "Шалинское строительное управление" приняло на себя обязательства по содержанию заданных уровней содержания автодороги в целях обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и безопасности дорожного движения и весь объем ответственности за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта.
В связи с чем, ответственность за административное правонарушение должно нести общество с ограниченной ответственностью "Шалинское строительное управление", поскольку общество является лицом, ответственным за содержание дороги, соответствие ее состояния установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Данная довод судом отклоняется, поскольку на ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" лежит обязанность по обеспечению организационных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Кроме того, суд считает, что ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" является надлежащим субъектом административной ответственности на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 названного Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу п. 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Таким образом, субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка проведения технического состояния автомобильных дорог (утв. Приказом Минтранса России от 27.08.2009 N 150) оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения проводится не реже одного раза в год органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1639-ПП, в соответствии с которым организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", осуществляется указанным учреждением и включает в себя следующие мероприятия:
1) оценка технического состояния автомобильных дорог;
2) разработка проектов работ по ремонту автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты);
3) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
4) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 Устава государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" является организацией, уполномоченной на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального значения, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения. Предметом деятельности учреждения является участие в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления (п. 11 устава), во исполнение чего учреждение осуществляет функции государственного заказчика, в том числе по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения (п. 12 устава).
Так, согласно подп. 9 п. 12 Устава функциями Учреждения являются: организация работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Из вышеизложенного следует, что государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" относится к субъектам, отвечающим за содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Как указывает заявитель, в соответствии со Сводной ведомостью наличия мостов 4.7.1. Технического паспорта на автодороге "подъезд к д.о.Шишимский" отсутствуют искусственные сооружения - мосты. Автомобильная дорога заканчивается в пределах 4.051 км., в районе береговой линии реки Чусовая. Дальнейший проезд ограничен насыпным земляным валом высотой более 1 метра. На автодороге "подъезд к д.о.Шишимский" в соответствии с Дислокацией дорожных знаков, утвержденной в 1997 году и согласованной с органами ГИБДД не предусмотрены установка каких-либо предупреждающих или запрещающих знаков при выезде на берег реки Чусовая, так же как и не предусмотрена установка дорожных ограждений барьерного типа.
Вместе с тем к материалам дела приобщена копия приложения к акту N 417 обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, подписанное инженером СТН ДСР ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" С.В.Падериным, из содержания которого следует, что установка дополнительных дорожных знаков 6.8.1 в кол-ве 2 шт., не предусмотренных контрактом по содержанию автодорог, является необходимым.
В соответствии с п. 5.7.8. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. Знаки 6.8.1 - 6.8.3 "Тупик" применяют для обозначения дорог, не имеющих сквозного проезда. Знак 6.8.1 устанавливают в начале дороги.
При таких обстоятельствах, наличие указанного информационного знака является необходимым условием соблюдения безопасности дорожного движения на автодороге подъезд к д/о "Шишимский" от км. 33+145 а/д "Первоуральск-р.п.Шаля".
В силу п. 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно пунктам 4.4.1 и 4.4.3 ГОСТ Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 9.2. СНиП 2.05.02 Дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы. К ограждениям первой группы относятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотой не менее 0,6 м), предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения.
Таким образом, отсутствие знаков дорожного движения и ограждений барьерного типа, являющихся обязательными в соответствии действующим законодательством, свидетельствует о нарушении заявителем обязательств по содержанию автодороги, а следовательно, входит а объективную сторону вменяемого ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель также пояснил, что ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Довод заявителя о ненадлежащем извещении судом отклоняется на основании следующего.
Заинтересованным лицом 11.07.2011г. в адрес заявителя было направлено письмо N 18/3238 с предложением направить законного представителя в ГИБДД УВД по городскому округу Первоуральск к 10-00 20.07.2011г. для составления, ознакомления с протоколом, его подписания и рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном 08.07.2011 на 4-5 км. Автодороги подъезд к д.о. "Шишимский".
Таким образом, заявитель надлежащим образом уведомлен не только о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, но и в том числе о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Учреждение не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, суду не представлено.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ГБУ СО "Управление автомобильных дорог" не представлено.
Таким образом, из материалов дела следует, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, что подтверждает вину в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Возможность освобождения учреждения от административной ответственности в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения отсутствует, поскольку действиями заявителя нарушены положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления серии 66 N 005824 от 22.07.2011г. о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Управление автомобильных дорог" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2011 г. N А60-25767/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника