Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 сентября 2011 г. N А60-26977/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А60-11574/2011 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заявитель)
о привлечении арбитражного управляющего Николаева Владимира Александровича к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Ширяева Т.В., доверенность от 29.12.2010 N 0818/1416;
заинтересованного лица - Феоктистов С.Н., доверенность от 20.12.2010.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении на основании ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности арбитражного управляющего Николаева Владимира Александровича за неисполнение им обязанностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), при процедуре банкротства закрытого акционерного общества "СМУ-12 Уралэкскавация" (далее - ЗАО "СМУ-12"), выразившихся в:
- нарушении очередности удовлетворении требований кредиторов по текущим денежным обязательствам (п. 2 ст. 134 Закона о банкротства);
- не произведении удержаний, предусмотренных законодательством, и перечисления страховых взносов на обязательственное пенсионное страхование, суммы подоходного налога в бюджет (п. 5 ст. 134 Закона о банкротства);
- нарушении п. 4,12 ,13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 N 299, Приложений N 4 и N 5 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
По мнению заявителя, вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление принято Арбитражным судом Свердловской области к производству в порядке, предусмотренном гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Заинтересованным лицом 15.09.2011 представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
на основании части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005 г. N 22 должностные лица территориальных органов Федеральной регистрационной службы наделены специальными полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы, в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2009 по делу N А60-21711/2009 в отношении должника ЗАО "СМУ-12" введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим должника утвержден Николаев Владимир Александрович.
В ходе проверки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Ширяевой Т.В. в отношении арбитражного управляющего Николаева В.А. составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2011, на основании которого заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по основанию ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее по тексту - КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В предмет доказывания по данному делу входит наличие следующих обстоятельств: факта невыполнения арбитражным управляющим правил, применяемых в период конкурсного производства, факта совершения им противоправных действий (бездействия) по невыполнению указанных правил, виновность лица в совершении этих действий (бездействия) и причинно-следственная связь между его действиями (бездействием) и невыполнением правил в период конкурсного производства.
Состав данного административного правонарушения является формальным, то есть ответственность наступает за нарушением правил, прямо предусмотренных законом.
Статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 названной статьи, определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Согласно пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
В порядке ч. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Как следует из представленных суду документов, конкурсным управляющим с 06.08.2010 по 21.06.2011 при наличии задолженности по заработной плате (относящейся ко второй очереди) производились платежи по требованиям, относящимся к третьей и четвертой очереди.
Кроме того, конкурсным управляющим производились выплаты заработной платы без перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и без удержания подоходного налога, вместе с тем производились расчеты с контрагентами по хозяйственным договорам.
Согласно выписки с расчетного счета должника за период 01.06.2010 по 22.06.2011, отчета конкурсного управляющего от 01.06.2011, им была выплачена заработная плата в размере 2 568,36 тыс. руб., а размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период составил 177 918 руб.
Указанные обстоятельства конкурсным управляющим не отрицаются.
Кроме того, заявитель ссылается на нарушение арбитражным управляющим Николаевым В.А п.п. 4, 12,13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 N 299, Приложений N 4 и N 5 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
Заявитель полагает, что разделы "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности", "Сведения о работниках должника" отчета конкурсного управляющего ЗАО "СМУ-12" Николаева В.А. о ходе процедуры конкурсного производства, раздел "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" отчета конкурсного управляющего ЗАО "СМУ-12" об использовании денежных средств должника по состоянию на 01 июня 2011, составлены не по установленной форме (информация предоставлена не полностью)
В силу пункта 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отчете конкурсного управляющего должны содержаться, в частности, сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 г. N 299 утверждены "Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Правила), которыми определены общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административного управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Законом о банкротстве (п. 1 Правил).
Согласно пункту 4 Правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Приказом Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 г. N 195 утверждена типовая форма отчетов (заключений) арбитражного управляющего, из которого следует, что конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, подготовленные по типовой форме.
В пункте 11 Правил указано, что к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Материалами дела подтверждено и сторонами по существу не оспаривается, что в разделе "Сведения о работниках должника" отчета конкурсного управляющего ЗАО "СМУ-12" Николаева В.А. о ходе процедуры конкурсного производства по состоянию на 01 июня 2011 не указана полная информация о работниках, уволенных (сокращенных) в ходе конкурсного производства, установленная требованиями Приложения 4 Приказу Минюста N 195, не указана фамилия, имя, отчество соответствующего работника, должность.
В разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" вышеуказанного отчета не указана полная информация о привлеченных специалистах (Шабарине С.И., Феоктистове С.Н.).
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
При таких обстоятельствах суд считает, что арбитражный управляющий Николаев Владимир Александрович в период конкурсного производства в отношении ЗАО "СМУ-12" совершил административное правонарушение в части нарушении очередности удовлетворении требований кредиторов по текущим денежным обязательствам, не произведении удержаний, предусмотренных законодательством, и перечисления страховых взносов на обязательственное пенсионное страхование; не отражении в отчетах конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства и об использовании денежных средств полной информации о работниках должника, как уволенных, так и продолжающих свою деятельность.
Вина заинтересованного лица выражена в его небрежном отношении к обязанностям, возложенным на него законодательством о банкротстве, поскольку Николаев В.А. осуществляя деятельность в качестве арбитражного управляющего, не мог не знать о положениях Закона о банкротстве, иных подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные правила в процедуре банкротства.
Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены. О месте и времени составления протокола 04.08.2011 заинтересованное лицо извещено нарочно 01.08.2011.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд находит заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о привлечении арбитражного управляющего Николаева Владимира Александровича к административной ответственности подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь арбитражного управляющего Николаева Владимира Александровича, проживающего по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Краснова, д. 31 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 2500 (две тысячи пятьсот) рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суды апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить сна интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru"
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Свердловской области (Управление ФРС по Свердловской области)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
ИНН: 6670073005
Расчетный счет: 40101810500000010010
КПП: 667001001
КБК: 321 116 900 40 04 0000 140 прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты.
ОКАТО: 65401000000
БИК: 046577001.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 сентября 2011 г. N А60-26977/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника