Кассационное определение Свердловского областного суда
от 20 октября 2011 г. N 33-15138/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесовой Л.А.,
судей Мазановой Т.П., Куликовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20.10.2011 гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Симоненко А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил", Министерству финансов Свердловской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилого помещения, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность, о возложении на Администрацию Муниципального образования "город Нижний Тагил" обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма
по кассационной жалобе Администрации МО "город Нижний Тагил" на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20.07.2011.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Симоненко А.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО "город Нижний Тагил" и Министерству финансов Свердловской области, в котором просил:
признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в (//) году жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Симоненко А.А.;
возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Главой Администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил"; распределить жилое помещение Симоненко А.А., (//) года рождения; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность;
обязать Администрацию Муниципального образования "город Нижний Тагил" предоставить переданное им жилое помещение Симоненко А.А., (//) года рождения, на основании договора социального найма.
В обоснование требований прокурор указал, что Симоненко А.А., (//) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С (//) по (//) Симоненко А.А. воспитывался в ... С (//) по (//) обучался в ... В настоящее время нигде не учится и не работает, оформляет инвалидность по состоянию здоровья. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением Главы города Н.Тагил ... от (//) он принят на учет нуждающихся в жилом помещении по льготному списку. В настоящее время жилое помещение не приобретено и по договору социального найма не предоставлялось, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Симоненко А.А. на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в (//) году жилого помещения Симоненко А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд обязал Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования "город Нижний Тагил" для Симоненко А.А.; распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Симоненко А.А.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность Администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" для предоставления его по договору социального найма Симоненко А.А.
Суд обязал Администрацию Муниципального образования "город Нижний Тагил" предоставить Симоненко А.А. переданное жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета Свердловской области, по договору социального найма.
В кассационной жалобе Администрация Муниципального образования "город Нижний Тагил" просит отменить решение суда в части возложения обязанностей на Администрацию города и вынести в этой части новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель ответчика ссылался на то, что полномочия по предоставлению жилого помещения истцу исполняются органами исполнительной власти Свердловской области самостоятельно. Обязанности предоставить Симоненко А.А. как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения у Администрации не возникло, поскольку в муниципальную собственность такое жилое помещение для указанного лица из казны не передано. В решении суда не указано, какими действиями либо бездействием Администрация г. Нижнего Тагила нарушила права и законные интересы истца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1469-ПП от 11.10.2010 утверждена областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011- 2015 годы", в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа производится в следующем порядке.
Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств субъекта Российской Федерации. Получателем бюджетных средств является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Построенные и/или приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для непосредственного предоставления по договорам социального найма.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных жилых помещений производится в соответствии с приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области, который служит основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами.
Судом установлено и это является бесспорным, что Симоненко А.А. имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Главы г. Нижнего Тагила ... от (//) Симоненко А.А. включен в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г. Нижнему Тагилу.
До настоящего времени Симоненко А.А. жилым помещением по указанным основаниям не обеспечен, что ответчиками не оспаривалось.
Установив, нарушение права Симоненко А.А. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд правильно пришел к выводу об обоснованности иска прокурора и возложил на ответчиков, в том числе Администрацию МО "город Нижний Тагил", обязанности по предоставлению жилого помещения в соответствии с установленными законодательством полномочиями каждого из ответчиков.
Как указано выше, действующий Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагает на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по заключению договоров социального найма на предоставленное жилое помещение, в связи с чем, возложение обязанностей, связанных с предоставлением жилого помещения только на главного распорядителя бюджетных средств в лице Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исключает исполнимость судебного решения, и гарантированное право детей-сирот на внеочередное получение жилого помещения не ниже установленной законом нормы.
Кроме того, в силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Симоненко А.А., как нуждающегося в жилом помещении, достигшего совершеннолетия, после окончания обучения в ... возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению Главы Администрации г. Нижнего Тагила он был поставлен в (//) года в льготную очередь на получение жилья.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20.07.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Свердловского областного суда от 20 октября 2011 г. N 33-15138/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru