Определение Свердловского областного суда
от 27 сентября 2011 г. N 33-13874/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Игнатьева В.П., Ишенина Д.С.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района в интересах Ситникова А.П. к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, субъекту Российской Федерации - Свердловской области в лице Правительства Свердловской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулакова Д.С. на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 13 июля 2011 года, которым в исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., пояснения представителя Правительства Свердловской области Ивановой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гавриной Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор в интересах Ситникова А.П. обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Ситников А.П. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В силу данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Истцу длительное время после окончания пребывания в образовательном учреждении не предоставляется жилое помещение, при этом Ситников А.П. с 2002 года состоит в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Баранская М.В. исковые требования поддержала. Просила возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобретения жилого помещений для истца. На Администрацию г. Екатеринбурга прокурор просила возложить обязанность распределить истцу жилое помещение, а на Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга возложить обязанность заключить с истцом договор социального найма.
Истец Ситников А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что находился на воспитании в экспериментальной опекунской семье с 1989 года. За ним закреплялось жилое помещение по адресу: ... В 1994 году опекунская семья переехала в ... для постоянного проживания, был перевезен и Ситников А.П. В 2002 году Ситников А.П. узнал, что закрепленное за ним жилое помещение Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга распределено другим гражданам. После обращения в Администрацию района Ситникова А.П. в 2002 поставили на учет для получения жилого помещения в первоочередном порядке, и на его последующие обращения заверяли истца о праве на получение жилого помещения в первоочередном порядке. До настоящего времени истец жилое помещение не получил. В ... проживает в жилом помещении бывшего опекуна, но своего жилого помещения не имеет.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга и представитель Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Ранее представителем Министерства представлен отзыв, в котором указано, что должна быть проведена проверка факта незаконного распределения Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга жилого помещения, закрепленного за Ситниковым А.П. Также указано на необходимость установления факта владения биологическими родителями Ситникова А.П. жилыми помещениями в .... По мнению представителя, Ситникову А.П. жилое помещение должно быть представлено органами социальной защиты ... по месту жительства Ситникова А.П.
Представитель ответчика субъект Российской Федерации - Свердловская область в лице Правительства Свердловской области Иванова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований. Считала, что поскольку органы муниципальной власти утратили закрепленное за Ситниковым А.П. жилое помещение, они и обязаны обеспечить истца другим жилым помещением. Кроме того, считала, что истец не подпадает под действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку в отношении истца имеется закрепленное жилое помещение.
МУГИСО, ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (орган опеки и попечительства) в судебное заседание представителя не направили.
Суд постановил решение, которым возложил обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Екатеринбург жилого помещения не менее 16 кв.м для последующего распределения в пользу Ситникова А.П. Отказал прокурору в иске к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на доводы, приведенные в ходе судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы, изложенные в решении, мотивированны и соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Судом установлено, что Ситников А.П. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 11 июля 1994 года ... за Ситниковым А.П. закреплено жилое помещение по адресу: ... до его совершеннолетия. Доказательств, свидетельствующих, что это жилое помещение фактически предоставлялось Ситникову либо его родителям, суду не представлено. В 1994 году данное жилое помещение распределено нанимателю А. и членам ее семьи и нанимателю Б.
В связи с утратой права Ситникова А.П. на закрепленное жилое помещение и в связи с достижением его совершеннолетия истец поставлен в очередь на предоставления жилого помещения в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 16 августа 2002 года. До настоящего времени Ситников А.П. находится в списках лиц, которым жилые помещения должны предоставляться в .... С учета истец не снят. Законность его постановки на очередь не оспаривалась.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В Свердловской области не принят закон, который регулирует порядок передачи органам местного самоуправления полномочий и обязанностей на выполнение государственных функций распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В связи с чем суд правильно указал, что на органы местного самоуправления (администрация г. Екатеринбург и администрация Железнодорожного района г. Екатеринбург) не могут возлагаться обязанность самостоятельного приобретения жилых помещений за счет средств муниципального бюджета для последующего распределения истцам.
В Свердловской области ежегодно принимаются Постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящий момент действует Постановление Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", согласно которого жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8). Распределение осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области по предложениям органов местного самоуправления (пункт 12). Согласно п. 2 Постановления контроль за исполнением указанного Постановления возложен на министра строительства и архитектуры Свердловской области, члена Правительства Свердловской области ...
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду пункты 8, 12 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2010 г. N 84-ПП
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что нарушение процедуры оформления документов не должно умалять интересов истца, у которого возникло право на получение жилого помещения, поэтому возложил на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести или построить на территории ... благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м для последующего распределения истцу.
Не представлено суду и доказательств, свидетельствующих об обеспечении истца жилым помещением в ..., куда он был увезен приемными родителями в несовершеннолетнем возрасте.
Решение суда является законным и обоснованным. Все доводы кассационной жалобы были предметом изучения суда первой инстанции, им дана оценка. Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от13 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 27 сентября 2011 г. N 33-13874/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru