Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 октября 2011 г. N А60-21124/2011
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-21124/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Говерла" к Администрации городского округа Ревда, Начальнику управления по землепользованию и градостроительству администрации городского округа Ревда Гвоздковой О.В. о признании недействительным ненормативного правового акта и действий,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Оборин П.Ю., представитель по доверенности от 01.09.2011г.,
от заинтересованного лица: О.Н. Куркина, представитель по доверенности N 7 от 08.08.11г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела по ходатайству заинтересованного лица приобщена копия письма от 20.09.2011г. N 06-06-4370/11. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены: копия акта выбора и обследования земельного участка от 26.11.2008г., копия санитарно-эпидемиологического заключения. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Говерла" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании постановления Администрации городского округа Ревда от 04.04.2011г. N 680 об отмене постановлений администрации городского округа Ревда от 30.07.2010г. N 1921 и от 13.09.2010г. N 2181 недействительным.
Кроме того, заявитель просит признать незаконным действия Начальника управления по землепользованию и градостроительству администрации городского округа Ревда Гвоздковой О.В. по препятствованию в регистрации договора аренды земельного участка от 13.09.2010г. N 60.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований, просит отказать в их удовлетворении.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главы администрации городского округа N 1921 от 30.07.2010г. предварительно согласовано место для строительства блока гаражных боксов (категория земель - земли населенных пунктов), на земельном участке из земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, в кадастровом квартале N 66:21:0101079, общей площадью 3220,00 кв.м., расположенном по адресу: Свердловская область, г. Ревда, южнее ГСК "Южный".
Указанным постановлением также утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 26.11.2008г. для строительства блока гаражных боксов и утвержден проект границ земельного участка общей площадью 3220 кв.м., расположенного в г. Ревде южнее ГСК "Южный".
Постановлением Главы администрации городского округа от 13.09.2010г. N 2181 заявителю предоставлен в аренду земельный участок сроком на три года с кадастровым номером N 66:21:0101079:370, общей площадью 3387 кв.м., расположенного в г. Ревде южнее ГСК "Южный", с разрешенным использованием - объект гаражной застройки. Контроль за использованием данного постановления был возложен на начальника управления по землепользованию и градостроительству администрации городского округа Ревда Гвоздкову О.В.
На основании постановления от 13.09.2010г. N 2181 между обществом с ограниченной ответственностью "Говерла" и Администрацией городского округа Ревда был подписан договор аренды от 13.09.2010г. N 60, в соответствии с которым заявитель является арендатором земельного участка площадью 3387 кв.м., находящегося по адресу: Свердловская область, г. Ревда, южнее ГСК "Южный", с кадастровым номером 66:21:0101079:370.
04.10.2010г. заявитель в порядке ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратился в Ревдинский отдел Управления Федеральной государственной регистрационной службы кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости общей площадью 3387 кв.м., кадастровый номер 66:21:0101079:370, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, южнее ГСК "Южный" с приложением необходимых документов.
21.10.2010г. уполномоченным органом вынесено решение N 18/034/2010-547 о приостановлении государственной регистрации прав на основании заявления на основании заявления представителя Администрации городского округа Ревда Гвоздковой О.В. о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 13.09.2010г. N 60 в связи с проверкой законности предоставления земельного участка на срок до 18.01.2011г.
Решением от 15.03.2011г. N 18/034/2010-547 Ревдинский отдел Управления Федеральной государственной регистрационной службы кадастра и картографии по Свердловской области отказал в государственной регистрации договора аренды.
04.04.2011г. Главой администрации городского округа Ревда вынесено постановление N 680 об отмене постановлений администрации городского округа Ревда от 30.07.2010г. N 1921 и от 13.09.2010г. N 2181, ссылаясь на протест прокуратуры г. Ревда от 16.03.2010г. N 152-ж-11 и сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 15.02.2011г. N 18/0342010-547.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, считая действия Начальника управления по землепользованию и градостроительству администрации городского округа Ревда Гвоздковой О.В. по препятствованию в регистрации договора аренды земельного участка от 13.09.2010г. N 60 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2010 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Федерального закона N 131-ФЗ следует читать как "6 октября 2003 г."
Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2010 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Указанное положение пункта 1 ст. 48 Закона о местном самоуправлении содержит гарантии самостоятельности местного правотворчества и невмешательства в систему муниципальных правовых актов со стороны органов государственной власти. Муниципальные правовые акты, принятые в порядке решения вопросов местного значения, могут быть отменены только органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо вышестоящими по отношению к ним органами и должностными лицами местного самоуправления.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
На основании изложенного, отменяя постановлением N 680 от 04.04.2011г. постановления администрации городского округа Ревда от 30.07.2010г. N 1921 и от 13.09.2010г. N 2181, администрация городского округа Ревда действовала в пределах своих полномочий.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из анализа оспариваемого постановления следует, что оно вынесено во исполнение протеста прокурора г. Ревда от 16.03.2011г. N 152-ж-11 на постановление администрации городского округа Ревда от 30.07.2010г. N 1921 "О предварительном согласовании места строительства блока гаражных боксов ООО "Говерла", исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласованный администрацией городского округа Ревда заявителю земельный участок для строительства гаражного комплекса расположен в непосредственной близости от гидрологического памятника природы областного значения "Кобалинские родники".
Судом установлено, что согласно перечню памятников природы областного значения, утвержденного постановлением Правительства "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области от 17 января 2001 г. N 41-ПП, объект "Кобалинские родники" является гидрологическим памятником природы и входит в перечень памятников природы областного значения.
Так, 17.09.2010 года в администрацию городского округа Ревда поступило экологическое заключение, согласно которому комиссия по охране природы УрО РАН, по результату выезда специалистов на предполагаемое место строительства гаражей и территорию памятника природы "Кобалинские родники" сделала вывод о том, что строительство гаражей вблизи памятника природы негативно скажется на его состоянии, поскольку приведет к нарушению гидрологического режима памятника, а также неизбежно будет сопровождаться образованием свалок мусора. Главе городского округа Ревда было рекомендовано исключить территорию, прилегающую к памятнику природы из хозяйственного использования и организовать в дальнейшем на данном земельном участке особо охраняемую природную территорию местного значения.
Также Прокуратурой города Ревды указано на нарушение принципов, установленных Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды".
Согласно п. 3 ст. 4 указанного закона, особой охране подлежат памятники природы, каковым является областной памятник природы - Кобалинские родники, из чего следует, что органами местного самоуправления при принятии решения о предварительном согласовании ООО "Говерла" места строительства блока гаражных боксов вблизи особо охраняемой природной территории "Кобалинские родники", уже испытывающей большую нагрузку, не осуществили надлежащую оценку степени негативного влияния данного объекта на окружающую среду. Экологические условия при предварительном согласовании места строительства гаражей не были учтены.
Отменяя постановления от 30.07.10 N 1921 и от 13.09.10 N 2181, заинтересованное лицо также руководствовалось тем, что 29.09.2010 года в администрацию городского округа Ревда поступило письмо Министерства природных ресурсов Свердловской области за N 06-04-8154/10, которым главе городского округа рекомендовано исключить территорию выдела 6 квартала 8 МУ "Ревдинское лесничество", прилегающую к памятнику природы "Кобалинские родники" из хозяйственного использования, в частности, не допустить строительство гаражного комплекса на данном участке, и в дальнейшем организовать вокруг областного памятника природы особо охраняемую территорию местного значения.
26.11.2010 года Министерством природных ресурсов в адрес ООО "Говерла" направлено письмо за исх. N 06-04-10135/10, в котором указано на то, что данный земельный участок является также лесным, на нем расположены городские леса.
Актом натурного технического обследования лесного участка N 01-09 от 11.02.2009 года, составленным комиссией, в состав которой входил так же директор ООО "Говерла" Федотов С.Г. было установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 3320 кв. м. (0,332 га), для целей строительства 67 гаражей, является лесным участком городских лесов, расположенным в квартале N 8 выдел 6. Лесной участок на площади 0,180 га покрыт сосновыми и еловыми насаждениями, общим запасом древесины 45 куб.м., а на площади 0,152 га является противопожарным разрывом существующего ГСК "Южный".
В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к защитным лесам.
Согласно ст. 97 Земельного кодекса РФ, к землям природоохранного назначения относятся земли занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством. Как установлено выше, городские леса являются защитными лесами и расположены на землях поселений, в связи с чем, спорный участок, находится на землях природоохранного значения.
В соответствии с требованием п.4 ст.97 Земельного кодекса РФ, в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель. Таким образом, в соответствии с градостроительным законодательством, указанный участок относится к зоне с особыми условиями использования территорий. В свою очередь, пункт 3 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ установил, что границы зон с особыми условиями использования территорий, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Квартал 8 городских лесов, в том числе входящим в его состав выделом 6, является муниципальной собственностью городского округа Ревда (свидетельство о регистрации права собственности на лесной участок 66 АД 376209 от 21.05.2010 года). В связи с тем, что использование лесного участка для заявленных целей невозможно, в Акте натурного технического обследования лесного участка N 01-09 от 11.02.2009 года прописано, что для целей использования лесного участка под строительство гаражных боксов необходимо провести процедуру вывода участка из земель городских лесов. Процедура исключения участков из городских лесов установлена Порядком проведения муниципальной экспертизы проектов освоения лесов на территории городского округа Ревда, утвержденным постановлением администрации городского округа Ревда от 24.06.2009 года N 1196. Однако, до настоящего времени ООО "Говерла" указанную процедуру не провело.
Также судом установлено, что Глава Администрации городского округа направил письмо от 13.09.2011г. N 01-2021 Министру природных ресурсов Свердловской области с просьбой о согласовании организации особо охраняемой природной территории местного значения в районе нахождения памятника природы областного значения "Кобалинские родники": категория особо охраняемой природной территории местного значения - "охраняемый природный ландшафт реки Емелина", местонахождение особо охраняемой природной территории местного значения: выдел N 6, 1 квартала 8 (г) городских лесов городского округа Ревда и земельные участки, не входящие в состав городских лесов городского округа Ревда, часть реки Емелина, площадь 15,1 га.
Как следует из описания границ особо охраняемой природной территории местного значения - "охраняемый природный ландшафт реки Емелина" земельный участок площадью 3387 кв.м., находящегося по адресу: Свердловская область, г. Ревда, южнее ГСК "Южный", с кадастровым номером 66:21:0101079:370 входит в состав особо охраняемой природной территории местного значения "охраняемый природный ландшафт реки Емелина".
В ответ на письмо от 13.09.2011г. N 01-2021 Министерство природных ресурсов Свердловской области согласовало организацию особо охраняемой природной территории местного значения "охраняемый природный ландшафт реки Емелина", площадью 15,1 га, на территории городского округа Ревда с необходимостью проведения государственной экологической экспертизы.
На основании вышеизложенного судом сделан вывод о законности и обоснованности вынесения Главой администрации городского округа Ревда оспариваемого постановления.
Кроме того, заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными действиями своих прав и законных интересов.
Поскольку заявителем не представлены доказательства несоответствия действий Начальника управления по землепользованию и градостроительству администрации городского округа Ревда Гвоздковой О.В. действующему законодательству, учитывая, что Гвоздкова О.В. действовала в рамках полномочий на основании доверенности от 04.05.2010г., суд считает, что в удовлетворении данных требований также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Говерла" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 октября 2011 г. N А60-21124/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника