Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 октября 2011 г. N А60-32792/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел дело N А60-32792/2011 по заявлению Донскова Владимира Владимировича к Старшему судебному приставу Красногорского районного отдела УФССП по Свердловской области Набок О.С., судебному приставу-исполнителю Красногорского районного отдела г.Каменск-Уральского УФССП по Свердловской области Кулаковой А.В. о признании незаконными действий (бездействия).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Чупраков Андрей Владимирович
при участии в судебном заседании:
от заинтересованных лиц: М.Ю. Лобанова, представитель по доверенностям от 07.10.2011г. N 30309 и от 07.10.2011г. N 30310.
Заявитель и третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представители не явились.
На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя и третьего лица.
Заинтересованному лицу процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству судебного пристава-исполнителя к материалам дела приобщен письменный отзыв и копии материалов исполнительного производства (оригиналы - для обозрения суда). Других заявлений и ходатайств не поступило.
Донсков Владимир Владимирович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Старшего судебного пристава Красногорского районного отдела УФССП по Свердловской области Набок О.С., судебного пристава-исполнителя Красногорского районного отдела г.Каменск-Уральского УФССП по Свердловской области Кулаковой А.В., по исполнению требований исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу А60-15112/2003.
Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требованиях по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, письменный отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Красногорского районного отдела г.Каменск-Уральского УФССП по Свердловской области Кулаковой А.В. от 03.03.2008г. на основании исполнительного документа - исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Свердловской области N 032487 от 25.07.2003г., возбуждено исполнительное производство N 5179/08/11/66 о взыскании с должника Индивидуального предпринимателя Чупракова Андрея Валентиновича в пользу Чернышовой Натальи Викторовны денежных средств в размере 19094 руб. 22 коп.
На основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2010г. о замене стороны в исполнительном производстве, постановлением от 10.12.2010г. судебным приставом-исполнителем произведена замена взыскателя по исполнительному производству N 5179/08/11/66 с Чернышевой Натальи Викторовны на Донскова Владимира Владимировича.
Считая, что судебный пристав-исполнитель Красногорского районного отдела г.Каменск-Уральского УФССП по Свердловской области Кулакова А.В. не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный законом двухмесячный срок, затягивает исполнительные действия, тем самым нарушает права и законные интересы взыскателя, Донсков Владимир Владимирович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заинтересованного лица, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В обоснование заявленных требований Донсков Владимир Владимирович указывает на то, что действия судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа не соответствуют положениям Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.07 "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.07 "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать в том числе следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из представленных копий материалов исполнительного производств судом сделан вывод о том, что судебным приставом-исполнителем совершены все необходимые действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" по исполнению требований исполнительного документа, в частности направлены запросы в органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества, автотранспортных средств, в налоговый орган, произведена проверка возможности взыскания по месту жительства должника.
Так, судебным приставом-исполнителем совершены следующие действия.
В целях выяснения сведений о должнике, наличия какого-либо имущества судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в регистрирующие органы, а именно: 22.05.2010г. направлен запрос Начальнику УФМС России по Свердловской области, 18.01.2010г. направлены запросы в банки и иные кредитные организации, 24.12.2009г. направлен запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области, 22.12.2009г. направлен запрос в МРЭО ГИБДД при УВД г. Каменск-Уральский.
На основании ответов регистрирующих органов установлено наличие у должника имущества, в отношении которого судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление от 13.03.2008г. о запрете распоряжения имуществом.
Также судебным приставом-исполнителем осуществлялись выходы по адресу должника, указанному в исполнительном документе, на основании которых составлены акты совершения исполнительных действий от 17.06.2008г. и 17.04.2008г., в соответствии с которыми установить проживает должник по адресу ул. Челябинская, 10-66 не представилось возможным, так как никто не открыл двери, была оставлена повестка на прием к судебному приставу.
Постановлением от 21.06.2010г. судебному приставу-исполнителю Орджоникидзевскому районному отделу судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области поручено вручить взыскателю требование о предоставлении полных реквизитов для перечисления задолженности под роспись.
Также в адрес первоначального взыскателя Чернышовой Н.В. неоднократно выставлялись требования о предоставлении полных реквизитов для перечисления денежных средств (от 25.06.2010г., 30.07.2010г., 08.10.2010г., 09.09.2010г.).
Согласно п. 1 ст. 68 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.07 "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применяются меры принудительного исполнения. Если в соответствии с данным Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
При этом в соответствии с п. 3 указанной статьи мерами принудительного исполнения в том числе являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно п. 2 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-Ф( "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
При этом на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-Фз "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Судом установлено, что Постановлением от 22.12.2009г. обращено взыскание на заработную плату должника.
Кроме того, Донсков Владимир Владимирович указывает на то, что судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа в установленный ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.07 "Об исполнительном производстве" двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В ч. 1 ст. 36 Закона N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч. 2 - 6 данной статьи.
Между тем суд отмечает, что неисполнение судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа в двухмесячный срок, установленный п. 1 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не является безусловным основанием для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, так как данный срок не носит пресекательного характера, является организационным, дисциплинирующим и должен учитываться при рассмотрении споров о законности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель должен принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего законодателем ему предоставлен широкий круг полномочий, в том числе по принудительному исполнению. Выход за пределы срока совершения исполнительных действий не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя. При наличии уважительных причин, затрудняющих исполнение исполнительного документа в двухмесячный срок, бездействие судебного пристава-исполнителя не может быть признано незаконным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено, что в настоящее время исполнительное производство N 5179/08/11/66 окончено в связи с фактически исполнением требований исполнительного документа, в связи с чем 29.09.2011г. судебным приставом-исполнителем вынесено соответствующее постановление.
В материалы дела представлены копии платежных поручений от 27.12.2010г. N 49844, от 09.03.2011г. N 353679, от 11.05.2011г. N 785936, от 11.05.2011г. N 785935, от 28.09.2011г. N 1742972 на общую сумму долга в размере 19094 руб. 22 коп.
В своем заявлении Донсков В.В. просит также признать действия (бездействия) старшего судебного пристава-исполнителя Красногорского районного отдела УФССП по Свердловской области Набок О.С. по ненадлежащему контролю за исполнением требований исполнительного документа.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" непосредственный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя осуществляет начальник отдела - старший судебный пристав.
Старший судебный пристав:
организует работу подразделения судебных приставов;
обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;
взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов;
организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;
имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;
является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);
осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно должностному регламенту начальника отдела - старшего судебного пристава - последний осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, рассматривает жалобы на действия судебных приставов-исполнителей (п. 3.2).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель обращался к старшему судебному приставу-исполнителю или каким-либо образом действиями старшего судебного пристава-исполнителя были нарушены права и интересы Донскова Владимира Владимировича (ст. 65 АПК РФ).
Помимо изложенного, заявитель просит суд вынести в адрес руководителя Федеральной службы судебных приставов частное определение по фактам допущенных должностными лицами Красногорского районного отдела УФССП по Свердловской области нарушений.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено вынесение судом таких определений.
Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств наличия оснований для признания незаконными действий (бездействия) Старшего судебного пристава Красногорского районного отдела УФССП по Свердловской области Набок О.С. и судебного пристава-исполнителя Красногорского районного отдела г.Каменск-Уральского УФССП по Свердловской области Кулаковой А.В. по исполнению требований исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу А60-15112/2003, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167-170, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Донсковым Владимиром Владимировичем требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2011 г. N А60-32792/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника