Определение Свердловского областного суда
от 27 сентября 2011 г. N 33-14038/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Зарубина В.Ю.,
судей Колесниковой О.Г., Панфиловой Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 27.09.2011 гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа по поселку Ключевск о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований пожарной безопасности, возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
по кассационной жалобе Администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда Свердловской области от 03.08.2011, которым постановлено удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.И., судебная коллегия
установила:
прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа по поселку Ключевск, просил признать незаконным бездействие ответчиков по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории названного поселка, обязать Администрацию Березовского городского округа, Территориальный отдел Администрации Березовского городского округа ... провести мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности: обеспечить поселок требуемым наружным противопожарным водоснабжением, создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории поселка, установить технические средства оповещения населения о пожаре.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Березовского Свердловской области с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории Березовского городского округа, в результате которой установлено, что ... не выполнены первичные меры пожарной безопасности: отсутствует требуемое наружное противопожарное водоснабжение, не выполнены подъезды к естественным водоемам с твердым покрытием, отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре. Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2011 года N 351-ПП ... включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. В нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности ответчиками своевременно к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года не выполнены первичные меры пожарной безопасности.
В судебном заседании заместитель прокурора города Березовского Свердловской области Рачева А.М. заявленные исковые требования поддержала, от исковых требований к Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа по поселку Ключевск отказалась. Отказ от иска в данной части исковых требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Представители ответчика Администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. исковые требования в части возложения на Администрацию Березовского городского округа обязанности по обеспечению ... требуемым наружным противопожарным водоснабжением признала, в остальной части предъявленные исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. ... входит в состав территории Березовского городского округа. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Следовательно, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относит к вопросам местного значения реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статья 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" устанавливает, какие действия обязаны предпринимать органы местного самоуправления, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности устанавливаются органами местного самоуправления. Таким нормативным актом является Положение "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Березовского городского округа", утвержденное решением Думы Березовского городского округа от 15 мая 2008 года N 418. Администрацией осуществлены действия на реализацию принятых норм по предотвращению пожаров: принятие городских целевых программ, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, разработка схем и программ развития территории по обеспечению пожарной безопасности, информирование населения о мерах пожарной безопасности, проведение, где это необходимо и возможно, вспашки земли, заключение муниципальных контрактов. Доказательств, подтверждающих, что необеспечение первичных мер пожарной безопасности повлекло нарушение Администрацией прав граждан на благоприятную окружающую среду, не имеется. Связи между действиями Администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и статистикой пожаров в Березовском городском округе не прослеживается. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, предусматривающими обязанность органов местного самоуправления разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в ... произведена опашка земли на границах поселка с лесным массивом и заброшенными торфяными полями, производится обустройство наружного противопожарного водоема. В округе существует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, все населенные пункты телефонизированы либо оснащены сотовой связью, имеется телевещание. Возлагать на Администрацию обязанность по установлению технических средств оповещения населения о пожаре является необоснованным. Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрена установка таких систем исключительно на зданиях, строениях и сооружениях. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС по Свердловской области в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с таким решением, в кассационной жалобе Администрация Березовского городского округа просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом установлено, что 28.03.2011 прокуратурой города Березовского Свердловской области с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории поселка Ключевск Березовского городского округа, в результате которой установлено, что в данном населенном пункте не выполнены в полном объеме первичные меры пожарной безопасности: отсутствует требуемое наружное противопожарное водоснабжение, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселка, не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием, отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре, расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 метров, что является нарушением требований пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, в частности, пунктов 112,89,90,114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313.
Меры по созданию требуемого наружного противопожарного водоснабжения, условий для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения, установка указателей источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, установка технических средств оповещения населения о пожаре статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются первичными мерами пожарной безопасности и отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 31 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27.06.2005 года N115, органом местного самоуправления, на который возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, является Администрация Березовского городского округа.
Доказательств принятия Администрацией Березовского городского округа первичных мер пожарной безопасности на территории ..., направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения пожара, ответчиком в судебном заседании не представлено. Представленные сведения о наличии городской целевой программы на 2008-2010 годы и на 2011-2013 годы о решении вопросов пожарной безопасности населения городского округа, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, разработка планов, схем и программ развития территории по обеспечению пожарной безопасности, информирование населения о мерах пожарной безопасности, проведении частичной опашки земли вокруг территории поселка, заключение муниципальных контрактов не способствуют максимально возможному уменьшению риска возникновения и распространения пожара на территории поселка, сохранению жизни и здоровья людей, снижению размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае его возникновения, поскольку Администрацией не приняты такие важные меры пожарной безопасности, как обеспечение поселка наружным противопожарным водоснабжением, создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, установка указателей к источникам наружного противопожарного водоснабжения, установка технических средств оповещения населения о пожаре. Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2011 N 351-ПП поселок Ключевск включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. В поселке расположены в основном деревянные жилые дома частного сектора, проживает много людей преклонного возраста, которые не имеют радио, не пользуются сотовой связью, телефоном. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Такие технические средства оповещения населения поселка Ключевск о пожаре на территории поселка не установлены.
Доводы представителя ответчика о принятии Администрацией первичных мер пожарной безопасности в полном объеме не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а доводы о том, что права и законные интересы жителей поселка на благоприятную окружающую среду не нарушены, нет причинно-следственной связи между действиями Администрации и возникновением пожаров в 2010 году несостоятельны, поскольку каждый гражданин имеет право на безопасную окружающую среду. Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества от пожаров. Необеспечение первичных мер пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения и утраты их имущества.
Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров, проводятся заблаговременно. Такие мероприятия ответчиком в полном объеме не выполнены, а принятые меры не обеспечивают пожарную безопасность жителей поселка, их имущества от пожара, потому бездействие Администрации Березовского городского округа по несоблюдению требований пожарной безопасности, выразившееся в непринятии всех первичных мер пожарной безопасности, является незаконным, в результате бездействия нарушены права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц Администрация должна принять все необходимые меры пожарной безопасности на территории поселка Ключевск незамедлительно.
С учетом указанных обстоятельств суд правильно пришел к выводу о необходимости восстановления пропущенного процессуального срока истцом для рассмотрения трудового спора.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории поселка Ключевск, выразившееся в непринятии первичных мер пожарной безопасности по обеспечению ... требуемым наружным противопожарным водоснабжением, созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, установлению указателей к источникам наружного противопожарного водоснабжения - пожарным водоемам, установлению технических средств оповещения населения о пожаре, с возложением на Администрацию Березовского городского округа обязанности провести мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории ... незамедлительно после вступления настоящего решения суда в законную силу: обеспечить поселок требуемым наружным противопожарным водоснабжением, создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения - пожарным водоемам на территории поселка, установить в поселке технические средства оповещения населения о пожаре.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и по существу направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для которой судебная коллегия не находит, так как на иные доказательства в кассационной жалобе не указывается.
Руководствуясь статьей 347, абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 03.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Администрации Березовского городского округа без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 27 сентября 2011 г. N 33-14038/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru