Определение Свердловского областного суда
от 25 октября 2011 г. N 33-15030/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В.,
судей Васильевой А. С. Москаленко Ю. П.
с участием прокурора областной прокуратуры Дубовских Т. В.
при секретаре Каломасовой Л. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Чирковой Е. В. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга об обязании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма
по кассационной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Константиновой О. В., объяснения истца Чирковой Е. В., прокурора областной прокуратуры Дубовских Т. В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга Свердловской области обратился в суд в интересах Чирковой Е. В. с иском об обязании Правительства Свердловской области и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления, передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность для последующего распределения истцу, обязании Администрации г. Екатеринбурга предоставить истцу, как ребенку - сироте с дальнейшим заключением между Чирковой Е. В. и Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга договора социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что Чиркова Е. В., ... года рождения, является ребенком-сиротой, ее родители: мать Ч. умерла, отец Ч. лишен родительских прав в 2008 году. В сентябре 2005 года Чиркова Е. В. была изъята из семьи и помещена в ГОУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района г. Екатеринбурга" на полное государственное обеспечение без закрепления жилого помещения. С сентября 2010 года она обучается в ГОУ САО СО "Агропромышленный колледж" и проживает в общежитии данного учебного заведения, зарегистрирована по адресу ... по месту нахождения Центра социальной помощи. Распоряжением Главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга принята на учет и включена во внеочередной список на предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с положениями п.п. 1 п. 1 ст. 51, ст. 52 ЖК Российской Федерации, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159 - ФЗ. На момент обращения в суд жилым помещением на праве собственности или социального найма истец не обеспечена.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга возражений по иску не предоставил, пояснив, что жилое помещение истцу на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не предоставлено.
Представитель УСЗН по Чкаловскому району г. Екатеринбурга полагала заявленные требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального строительства", Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
От Правительства Свердловской области поступил письменный отзыв, содержащий указание на необоснованность заявленного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2011 года исковые требования удовлетворены, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность за счет средств Свердловской области приобрести и передать в собственность МО "город Екатеринбург" благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям, для предоставления Чирковой Е. В.; на Администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность предоставить Чирковой Е. В. на условиях договора социального найма вышеуказанное жилое помещение.
С указанным решением суда не согласился представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на его незаконность и необоснованность. Ссылаясь на положения ст. 1, п. 3 ст. 6, ст. 8 Закона Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указывает на то, что поскольку, Чиркова Е. В. обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении, иск удовлетворению не подлежит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованным выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса (далее - ЖК) Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как установлено судом, Чиркова Е. В., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: Ч. умерла, а отец Ч. в 2008 году лишен родительских прав. Имеющимися в материалах дела письменными доказательствами подтверждено, что истец в период с 28 сентября 2009 года по 30 июня 2010 года обучалась в ГОУ НПО СО "Кировоградское ПУ", находилась на полном государственном обеспечении. Распоряжением Главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга ... от 16 февраля 2011 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что Чиркова Е. В. как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Однако материалами дела подтверждается, что Чирковой Е. В. после окончания пребывания в учебном учреждении - ГОУ НПО СО "Кировоградское ПУ" жилое помещение предоставлено не было.
Между тем, процедура обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотрена Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП.
С учетом установленной указанным Порядком процедуры обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению и передаче в муниципальную собственность жилого помещения для истца, а на Администрацию г. Екатеринбурга - обязанность по предоставлению истцу этого жилого помещения на условиях договора социального найма.
Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что у Чирковой Е. В. не возникло право на обеспечение жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области в связи с тем, что она в настоящее время обучается в ГОУ САО СО "Агропромышленный колледж". В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ право истца на обеспечение жилым помещением возникло после окончания пребывания в образовательном учреждении - ГОУ НПО СО "Кировоградское ПУ". Последующее поступление истца для обучения в учреждение системы среднего профессионального образования не может являться препятствием для реализации ранее возникшего права на обеспечение жильем.
Решение суда отвечает принципам законности, надлежащим образом мотивировано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 абз. 2, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 25 октября 2011 г. N 33-15030/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru