Определение Свердловского областного суда
от 25 октября 2011 г. N 33-15257/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Азаровой Т.И.,
судей Локтина А.А. и Калимуллиной Е.Р.
при секретаре Ердуковой И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25.10.2011 гражданское дело по иску Шмелевой Г.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Ревде и г. Дегтярске о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
по кассационной жалобе представителя ответчика Губановой Н.В. на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 25.08.2011.
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., пояснения Шмелевой Г.Г. и ее представителя Мясникова А.П., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шмелева Г.Г. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Ревде и г. Дегтярске (далее УПФ) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии с момента обращения, то есть с 04.03.2011.
В обоснование заявленных требований Шмелева Г.Г. указала, что с 1979 года работает медицинской сестрой в учреждениях здравоохранения, 04.03.2011 обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с наличием необходимого специального медицинского стажа.
Решением УПФ в назначении трудовой пенсии по старости досрочно ей было отказано, в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно не были включены следующие периоды работы:
- с 19.08.1993 по 31.12.1995 в должности медсестры процедурного кабинета ...;
- с 01.01.1996 по 14.05.1996 в должности медсестры по лечебной гимнастике ...
- с 15.05.1996 по 30.06.1999 в должности медсестры по лечебной гимнастике ...;
- с 01.07.1999 по 31.10.1999 в должности медсестры кабинета теплолечения ...;
- с 01.11.1999 по 31.01.2000 в должности медсестры кабинета теплолечения ...;
- с 01.02.2000 по 31.01.2001 в должности медсестры процедурного кабинета ...;
- с 01.02.2001 по 31.10.2003 в должности медсестры процедурного кабинета цеха коммунального хозяйства санатория - профилактория ...;
-с 01.11.2003 по 31.07.2004 в должности медсестры процедурного кабинета в гостиничном и спортивно-оздоровительном комплексе ...
- с 01.08.2004 по 15.05.2007 в должности медсестры процедурного кабинета в спортивном комплексе ...;
- с 16.05.2007 по 31.12.2008 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0,5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0,5 ставки в спортивном комплексе ...;
- с 01.01.2009 по 04.03.2011 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0.5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0.5 ставки в ...".
Считая необоснованным исключение указанных периодов работы из специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, Шмелева Г.Г. обратилась в суд и просила включить вышеуказанные периоды в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначить пенсию с момента обращения в УПФ.
В судебном заседании Шмелева Г.Г. и её представитель Мясников А.П. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Мозалевич А.О. (доверенность от ( / / )) в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что в назначении трудовой пенсии по старости Шмелевой Г.Г. отказано правомерно. Специальный медицинский стаж Шмелевой Г.Г. составляет 13 лет 10 месяцев 27 дней. Спорные периоды работы Шмелевой Г.Г. в должности медсестры процедурного кабинета, медсестры по лечебной гимнастике, медсестры кабинета теплолечения санатория-профилактория ..., не подлежат включению в специальный стаж, поскольку санаторий-профилакторий не обладает статусом юридического лица, не является учреждением здравоохранения, в п. 1 Правил N 1066 не поименовано учреждение "санаторий-профилакторий". Периоды работы с 01.11.1999 по 31.07.2004 в должности медсестры кабинета теплолечения санатория - профилактория ..., процедурного кабинета санатория-профилактория ..., процедурного кабинета цеха коммунального хозяйства санатория - профилактория ..., процедурного кабинета в гостиничном и спортивно-оздоровительном комплексе санатория- профилактория ..., не подлежат включению в специальный стаж, поскольку санатории-профилактории указанных профилей не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. Периоды работы с 01.08.2004 по 15.05.2007 в должности медсестры процедурного кабинета в спортивном комплексе ..., с 16.05.2007 по 31.12.2008 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0,5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0,5 ставки в спортивном комплексе ..., с 01.01.2009 по 04.03.2011 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0.5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0.5 ставки в ... не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные организации не являются учреждениями здравоохранения и не предусмотрены Списком.
Представитель ООО "Среднеуральский медеплавильный завод", привлеченный определением суда от 27.07.2011, в качестве третьего лица в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены: на УПФ возложена обязанность зачесть Шмелевой Г.Г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы:
- с 19.08.1993 по 31.12.1995 в должности медсестры процедурного кабинета ...;
- с 01.01.1996 по 14.05.1996 в должности медсестры по лечебной гимнастике ...;
- с 15.05.1996 по 30.06.1999 в должности медсестры по лечебной гимнастике ...;
- с 01.07.1999 по 31.10.1999 в должности медсестры кабинета теплолечения ...;
- с 01.11.1999 по 31.01.2000 в должности медсестры кабинета теплолечения ...;
- с 01.02.2000 по 31.01.2001 в должности медсестры процедурного кабинета ...;
- с 01.02.2001 по 31.10.2003 в должности медсестры процедурного кабинета цеха коммунального хозяйства ...;
-с 01.11.2003 по 31.07.2004 в должности медсестры процедурного кабинета в гостиничном и спортивно-оздоровительном комплексе ...
- с 01.08.2004 по 15.05.2007 в должности медсестры процедурного кабинета в спортивном комплексе ...;
- с 16.05.2007 по 31.12.2008 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0,5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0,5 ставки в спортивном комплексе ...;
- с 01.01.2009 по 04.03.2011 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0.5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0.5 ставки в ... Назначить пенсию с момента обращения, с 04.03.2011.
Оспаривая постановленное решение, представитель ответчика Губанова Н.В. в кассационной жалобе указала на его незаконность и необоснованность, полагает, что санаторий-профилакторий с 19.08.1993 по 31.10.1999 не обладал статусом юридического лица, что являлось обязательным с 19.08.1993, поэтому периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, с 01.11.1999 Списком предусмотрены санатории определенного профиля, кроме того, судом не принято во внимание, что в спорные периоды имели место отпуска без сохранения заработной платы и период простоя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, ознакомившись с возражениями ответчика на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп. 20 под. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста. Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На момент издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Данный Список в графе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривает санатории (курорты).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и п. 21 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N ...).
Согласно лицензии от 25.02.1999, ОАО "СУМЗ" разрешено осуществлять медицинскую деятельность согласно протоколу осуществляется: первичная медико-санитарная помощь, лечебная служба, народная медицина, санаторно-курортная помощь. На основании Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и решения Свердловской ЛАК ЗО 25.02.1999 выдан сертификат санаторию-профилакторию ОАО "СУМЗ", с присвоением 2 квалификационной категории, который осуществляет виды медицинской деятельности: лечение болезней органов пищеварения, в том числе лечение последствий операций, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни опорно-двигательного аппарата, болезни перефирийной нервной системы. Повторное лицензирование проведено 21.03.2002, выдана лицензия и сертификат соответствия санаторию-профилакторию второй категории.
Судом установлено, что в период с 19.08.1993 по 31.07.2004 истец работала в должности медсестры санатория-профилактория ... (с 15.05.1996 ...) процедурного кабинета, кабинета теплолечения, по лечебной гимнастике, процедурного кабинета цеха коммунального хозяйства, процедурного кабинета в .... Независимо от изменения наименования кабинетов, наименование учреждения не менялось, работа Шмелевой Г.Г. в качестве медсестры непосредственно связана с лечебной деятельностью, не оспаривалось, таким образом, работа в должности в учреждении "санаторий-профилакторий" в качестве медицинской сестры, предусмотрена Списком должностей и наименования учреждений, не зависимо от профиля учреждения подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.
С 01.11.1999 направление деятельности учреждения и должность истца не менялось, в учредительных документах учреждения руководителем санатория - профилактория ... указан главный врач, что подтверждает, что предприятие относится к специализированным санаторно-курортным, предусмотренным п. 21 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2009 года N 309-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Судом установлено, что в период с 1 ноября 1999 года санаторий-профилакторий, где работала Шмелева Г.Г., осуществлял в установленном законом порядке лицензированную деятельность по осуществлению медицинской помощи, медсестра была занята в течение полного рабочего дня лечебной деятельность и деятельностью по охране здоровья в санатории с несколькими профилями. Таким образом, спорный период работы до 31.07.2004 обоснованно включен судом в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работ с 01.08.2004 по 15.05.2007 в должности медсестры процедурного кабинета в ... ...; с 16.05.2007 по 31.12.2008 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0,5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0,5 ставки в ... ...; с 01.01.2009 по 04.03.2011 в должностях медсестры кабинета ингаляции и теплолечения на 0.5 ставки и медсестры лечебно-физкультурного кабинета на 0.5 ставки в ...", оценив учредительные документы работодателя - Положение о санатории-профилактории от 2006 и от 2009 года, лицензии и сертификаты, штатное расписание, суд обоснованно пришел к выводу, что санаторий-профилакторий являлся структурным подразделением спортивно-оздоровительного комплекса, впоследствии ... профиль которого соответствует установленному п. 21 Списка должностей.
Из должностной инструкции медицинской сестры от 26.10.2006 следует, что она подчиняется непосредственно главному врачу, состав работы включает, в том числе подбор комплекса упражнений, руководствуясь рекомендациям врача, ставит врача в известность об осложнениях, связанных с проведением процедур, оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Указанный перечень подтверждает, что истец занималась деятельностью по осуществлению охраны здоровья.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из представленных документов следует, что в период с 16.05.2007 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 по 04.03.2011 истец работала медсестрой в двух кабинетах по 0,5 ставки, что суммарно составляет нормальную продолжительность рабочего дня.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности включения спорных периодов в стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что организации, в которых работала Шмелева Г.Г. не являются учреждениями здравоохранения и не поименованы в соответствующих списках, не могут являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку наименование "санаторий" в Списке присутствует, согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что "лечебная, педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 10 - 12 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ".
Вместе с тем, довод кассационной жалобы о неподлежащим включению в специальный стаж периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы являются обоснованными. Периоды отпуска истца без сохранения заработной платы подтверждены уточняющей справкой: с 06.02.2009, 13.02.2009, 21.01.2010, 13.03.2010, 13.04.2010, 27.05.2010, 29.05.2010, 16.06.2010, 25.06.2010, 17.07.2010, 20.08.2010, 23.08.2010, 27.11.2010, 02.02.2011, 09.02.2011, 19.02.2011, что составляет 16 дней и подлежат вычету из специального стажа. Периоды, указанные в кассационной жалобе с 01.01.2003 по 07.01.2003, решением суда не включены в специальный стаж, период с 01.01.2004 по 03.01.2004 не подтвержден документально, как период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
Периоды простоя с 01.01.2009 по 01.02.2009 подтверждены уточняющей справкой, также не подлежат включению в специальный трудовой стаж, о чем указано в п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516
Таким образом, из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, следует исключить 16 дней отпуска без сохранения заработной платы и 30 дней периода простоя. Поскольку при вычете указанных дней, стаж работы истца на дату обращения в УПФ составит более 30 лет, оснований для отмены, либо изменения по существу правильного решения не имеется.
Таким образом, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь абз.2 статьи 361, ст.ст. 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 25.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 25 октября 2011 г. N 33-15257/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru