Кассационное определение Свердловского областного суда
от 8 ноября 2011 г. N 33-15893/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Куликовой М.А.,
судей Локтина А.А., Мазановой Т.П.
рассмотрела в судебном заседании 08.11.2011 гражданское дело по иску Набатниковой Т.В. к ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области "Верхнесалдинский центр занятости", Департаменту государственной службы занятости населения Свердловской области о взыскании недополученного пособия по безработице, компенсации морального вреда, признании действий и бездействий незаконными по кассационной жалобе Набатниковой Т.В. на решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 02.09.2011.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Набатникова Т.В. обратилась в суд с иском к ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области "Верхнесалдинский центр занятости", Департаменту государственной службы занятости населения Свердловской области о взыскании недополученного пособия по безработице, компенсации морального вреда в сумме ... рублей, признании действий и бездействия незаконными.
В обоснование иска указала, что решением Верхнесалдинского городского суда от (//) суд обязал ответчика ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квот, что ответчиком не выполняется, не решается вопрос по ее трудоустройству, в том числе, по информационному письму Центра занятости населения от (//) за ....
Деятельность ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" не контролируется Центром занятости населения, Департаментом государственной службы занятости населения Свердловской области. Она получает отказы на обращения, Центр занятости населения всякий раз незаконно лишает ее пособия по безработице за ее настойчивые обращения о трудоустройстве, препятствует постановке на учет при окончании срока выплаты пособия по безработице. Так, необоснованно задержана выплата пособия за период с (//) по (//) до (//) и отказано в выплате материальной помощи на основании ее обращения, задержано также решение вопроса по ее снятию и постановке на учет до (//). Нарушается ее конституционное право на труд, чем причинен ей моральный вред.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Набатникова Т.В. просит решение суда отменить как незаконное, указывая при этом на обстоятельства, которыми она обосновывала свои требования в суд.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, и выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, при наличии которых в силу требований ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации может быть отменено решение суда первой инстанции в кассационном порядке, судом допущено не было. Не указывает на их наличие Набатникова Т.В. и в своей кассационной жалобе, излагая в ней, как указывалось выше, те же обстоятельства, что она приводила в исковом заявлении, излагала в судебном заседании, а, следовательно, они были проверены и оценены судом при принятии решения судом, с которым судебная коллегия соглашается.
Судом установлено, что Набатникова Т.В. признавалась безработной на основании поданного заявления с приложением необходимых документов, о чем принимались решения в установленном законом порядке и сроки. Одновременно принимались решение о назначении ей пособия по безработице.
По истечении установленного законом шестимесячного срока истица снималась с учета в качестве безработной в связи с отказом от услуги.
Нарушений порядка регистрации истицы и снятия с учета в качестве безработной со стороны ответчика - центра занятости судом не установлено.
Не установлено судом нарушений по трудоустройству Набатниковой Т.В. как .... Из Индивидуальной программы реабилитации ее как инвалида усматривается, что ей противопоказан труд с нервно-психическим напряжением, работа с детьми, тяжелый физический труд, длительная ходьба и стояние, работа на высоте, контакт с токсическими веществами, неблагоприятные метеоусловия, запыленность, загазованность, а также то, что она может выполнять административную работу табельщика, учетчика, контролера ОТК. В счет же квоты в ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 35 мест: мойщик посуды, грузчик, повар, кондитер, уборщик производственных и служебных помещений, подсобный рабочий, плотник, оператор ЭВМ и ВМ, сторож-вахтер. При этом к ряду должностей установлены дополнительные требования - профессиональное образование, опыт работы. Данные виды работ являются неподходящими для Набатниковой Т.В.
Набатниковой Т.В. одновременно с присвоением статуса безработного назначалась выплата пособия по безработице в размере минимальной величины и уральского коэффициента и прекращалась в связи с окончанием периода выплаты (6 месяцев). Однако, при подаче вновь заявления в ЦЗН, истица признавалась безработной с выплатой пособия по безработице вновь на 6 месяцев.
Так, из материалов дела следует, что истица признавалась безработной с выплатой пособия по безработице с (//) по (//), с (//) по (//), с (//) по (//), с (//) по настоящее время.
Как следует из справки начислений пособия Набатниковой Т.В. начислено пособие по безработице в установленном законом размере, выплачено пособие за указанные периоды в полном размере, в установленные сроки, задолженности перед истицей не имеется. Поскольку законом не установлены конкретные даты выплаты пособия, у службы занятости имеется обязанность по выплате пособия не более 2 раз в месяц, у суда отсутствовали основания считать нарушенными требования закона по данному вопросу.
Материалами дела подтверждается, что истица не лишалась пособия по безработице, имело место приостановление выплаты с последующей отменой после устранения препятствий для выплаты пособия. Так, приказом от (//) выплата пособия по безработице истице была приостановлена в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации в связи с неявкой на перерегистрацию (//). После предоставления истицей листка нетрудоспособности решение о приостановке выплаты пособия отменено.
Выводы суда по данным вопросам соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно ст. 36 Закона безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Исходя из указанной нормы, выплата материальной помощи является правом, а не обязанностью органов службы занятости населения, в связи с чем, у суда не имелось оснований отказ в выплате материальной помощи Набатниковой Т.В. признать незаконным.
Не установлено судом нарушений Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Закон), которым определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Закона социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 20 данного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу ст. 24 Закона работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области" организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Как следует из материалов дела, решением Верхнесалдинского городского суда от 14.09.2010 года, ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязано создать или выделить на предприятии рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве не менее 2% от среднесписочной численности работников предприятия.
Судом установлено, что во исполнение решения суда на предприятии создано 35 рабочих мест для инвалидов, отказа истице в трудоустройстве не имело места.
Доводы истицы о неисполнении ответчиками в отношении нее решения Верхнесалдинского городского суда от 14.09.2010 суд признал несостоятельными, так как оно вынесено не в отношении истицы, а о понуждении ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" создать или выделить рабочие места для инвалидов в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку судом не установлено нарушение ответчиками прав истца, требование о взыскании компенсации морального вреда обоснованно оставлено без удовлетворения.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о несостоятельности требований истца, в обоснование которых истцом не предоставлено доказательств, опровергающих достоверность обстоятельств, установленных судом в процессе рассмотрения данного дела, не предоставлено им таковых и в кассационную инстанцию. Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, не подпадают под основания ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены решения суда в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 02.09.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Набатниковой Т.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Свердловского областного суда от 8 ноября 2011 г. N 33-15893/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru