Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 8 ноября 2011 г. N А60-28507/2011
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Администрации города Екатеринбурга (далее - заявитель)
к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Кад Астр"
о признании отказа незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Крылова Н. П., представитель по доверенности от 11.01.2011 года,
от заинтересованного лица: Кучерюк Е. Б., представитель по доверенности от 05.08.2011 года,
от третьего лица: Селиванова Т. А., представитель по доверенности от 01.08.2011 года.
Процессуальные права и обязанности представителям разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к делу возражений на отзыв. Ходатайство судом удовлетворено, возражения приобщены к делу.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела мотивированный отзыв, возражения на отзыв третьего лица, копии перечня ранее учтенных земельных участков с внесенными изменениями, учетного дела, кадастровых дел ранее учтенных земельных участков. Ходатайство судом удовлетворено, указанные документы приобщены к делу.
В судебном заседании объявлен перерыв на 5 минут для ознакомления заявителя с кадастровыми выписками.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета от 12.05.2011 года N 66/11-12881, обязать заинтересованное лицо в десятидневный срок устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, в соответствии с представленным межевым планом N 6641/03/11-1862 от 13.04.2011 года.
Заинтересованное лицо против заявленных требований возражает.
Третье лицо поддерживает позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Заявитель 13.04.2011 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением N 6641/103/11 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 286 в Верх - Исетском районе г.Екатеринбурга, представил межевой план N 6641/03/11-1862 от 13.04.2011.
Заинтересованным лицом 12.05.2011 года вынесено решение N 66/11-12881 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Считая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания обжалуемого отказа недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления по правилам, установленными Земельным Кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
В силу положений п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Администрацией города Екатеринбурга проведена работа по формированию единого земельного участка под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 286 в Верх - Исетском районе г. Екатеринбурга.
При формировании земельного участка Администрация города Екатеринбурга исходила из прав и законных интересов всех собственников жилых помещений домов, расположенных в данном квартале улиц.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общим имуществом в многоквартирном доме является и земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Учитывая, что элементы благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания данных жилых домов объекты, расположены на единой внутриквартальной территории и являются общими для пользования всеми собственниками помещений жилых домов, разделить данную территорию на отдельные части не представляется возможным.
Какого-либо иного варианта формирования земельного участка, расположенного под указанными жилыми домами нет.
Ввиду чего утвержден проект межевания территории квартала, вынесено Постановление Главы города Екатеринбурга от 24.03.2010 N 1374 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Венгерских коммунаров - Александра Викулова - Крауля -Рабочих", с учетом проведенных публичных слушаний по проекту межевания территории, вынесено Постановление Администрации города Екатеринбурга N 44 от 08.12.2010 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 286" из состава земель населенных пунктов площадью 7141 кв.м. под многоквартирными жилыми домами, в целях проведения дальнейших работ по межеванию и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Вышеуказанные работы по формированию границ земельного участка, проводимые Администрацией города Екатеринбурга, полностью соответствуют требованиям действующего земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 года предусмотрено, что уполномоченный орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается по основаниям, изложенным в статье 27 указанного закона.
В обосновании принятого решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, уполномоченный орган указывает на несоответствие с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007, которым предусмотрен отказ в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Кроме того, заинтересованным лицом выявлено нарушение ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007, а именно представленный межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, а именно: "п. 8, п. 20 - если образование земельных участков сопровождается проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границ исходных земельных участков (66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53, 66:41:0303064:47) оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков".
Тогда как представленный межевой план содержит следующие необходимые сведения и разделы: титульный лист; содержание; исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; сведения об образуемых земельных участках и их частях; сведения об измененных земельных участках и их частях; сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам; схема геодезических построений; схема расположения земельных участков; чертеж земельных участков и их частей; акт согласования местоположения границ земельного участка; приложения (документы, используемые при подготовке межевого плана).
В разделах "схема расположения земельных участков" и "чертеж земельных участков и их частей" содержат сведения относительно границ и местоположения исходных земельных участков, с указанием на то, что границы данных земельных участков включены в государственный кадастр недвижимости декларативно.
Исходя из изложенного, судом сделан вывод о том, что при подаче заявления заявителем соблюдены требований к форме и содержанию заявления о кадастровом учете и приложенных к нему документов, в установленном законом порядке, заявление о кадастровом учете полностью соответствует требованиям приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N412, к заявлению приложен межевой план N 6641/03/11-1862 от 13.04.2011, в составе которого были представлены необходимые документы используемые при его подготовке: Постановление Администрации города Екатеринбурга N 44 от 08.12.2010 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 286", являющееся правоустанавливающим документом по формированию единого земельного участка, который предусмотрен действующим законодательством; Постановление Главы города Екатеринбурга от 24.03.2010 N 1374 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Венгерских коммунаров - Александра Викулова - Крауля - Рабочих"; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 46996 от 13.09.2010.
При подготовке межевого плана использованы сведения из государственного кадастра недвижимости (выписки из государственного кадастра недвижимости N 6641/205/11-22 от 18.01.2011 г., N 6641/205/11-21 от 18.01.2011г.), согласно которым в сведениях относительно земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53, 66:41:0303064:47 значится, что все земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - жилая застройка, сведения в отношении которых о регистрации прав отсутствуют, а в графе 16 выписок "Особые отметки" значиться, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Согласно имеющейся информации, в соответствии с выписками из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации прав и каких- либо ограничений (обременении) в отношении земельных участков отсутствуют и следовательно указанные земельные участки находятся в не разграниченной государственной собственности.
Исходя из понятия "земельного участка", закрепленного в ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости) или подтверждают прекращение существования такого объекта недвижимости, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", индивидуальными признаками такого объекта недвижимости как земельный участок являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости таких как: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, в виду отсутствия необходимых характеристик, таких как описание местоположения границ и площади, определенной с учетом требований действующего законодательства в отношении исходных земельных участков, требования органа кадастрового учета об оформлении межевого плана по уточнению местоположения границы земельного участка и межевого плана по образованию земельных участков, помимо уже представленного к заявлению от 13.04.2011, указанные в обжалуемом отказе, безосновательны.
Довод заинтересованного лица о том, что земельные участки с номерами 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:47 и 66:41:0303064:53 являются ранее учтенными, судом рассмотрен и отклонен ввиду следующего.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" действующем до 16.05.2008 года и утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, понятие "ранее учтенного земельного участка" отсутствует.
На основании Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 "О внесении изменений и дополнений в Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, п. 2.1.2. Раздела "Земельные участки": Внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
В соответствии с данными указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках "ГЗК-1-Т.Р-1 N02-01" (утв. Росземкадастром 10.04.2001) в общих положениях указано, что настоящие Указания являются нормативно - техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
На основании п. 1.1. данных Указаний "отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и проводится с целью обеспечения проверки представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра; обеспечения уникальности кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете".
Статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действующего на сегодняшний момент введено новое понятие "Ранее учтенные объекты недвижимости", в соответствии с которым "Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенное гей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости".
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе".
Согласно ст. 7 ст. 1, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" уникальными характеристиками такого объекта как земельный участок являются: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
С учетом, того что закон обратной силы не имеет, а исходные земельные участки не обладают необходимыми уникальными характеристиками, данные земельные участки не могут считаться учтенными в соответствии с требованиями действующего федерального закона о кадастре, следовательно к ним не могут быть применены требования по оформлению отдельных межевых планов по образованию земельных участков, указанные в оспариваемом отказе органа кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обжалуемый отказ не соответствует действующему законодательству и препятствует Администрации города Екатеринбурга в реализации ее законных полномочий по распоряжению земельными участками, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным отказ в осуществлении кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области", Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 12.05.2011г. N 66/11-12881.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области в десятидневный срок устранить допущенные нарушения, путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 7142 кв.м. под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, в соответствии с представленным межевым планом N 6641/03/11-1862 от 13.04.2011г. .
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 ноября 2011 г. N А60-28507/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника