Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 ноября 2011 г. N А60-33626/2011
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил" (далее - заявитель)
к Главному государственному инспектору по пожарному надзору г. Н. Тагил Чижову К. О. (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Алешина Е. Ф., представитель по доверенности от 26.09.2011 года,
от заинтересованного лица: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Процессуальные права и обязанности представителю заявителя разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель представил в суд дополнительные документы в обоснование заявленных требований. Дополнительные документы приобщены к материалам дела.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо представило в суд отзыв, документы в обоснование возражений. Отзыв с приложением приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит отменить постановление от 16.08.2011 года N 163 о назначении административного наказания, производство по административному делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.
Заинтересованное лицо просит заявленные требования оставить без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 05.07.2011 по 28.07.2011 на основании распоряжения от 24.06.2011 года N 265 заместителя начальника ОНД Калачева И. Н. проведена плановая выездная проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил", расположенного по адресу: г. Нижний Тагил Свердловской области, ул. Больничный городок, ул. Гвардейская 52, ул. Московская, 10, ул. Металлургов, 2б.
Проверкой выявлены факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлены акт от 28.07.2011 года N 265, протокол об административном правонарушении от 29.07.2011 года N 163.
Действия заявителя квалифицированы заинтересованным лицом как правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил" 16.08.2011 года вынесено постановление N 163 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление подлежащим отмене, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании представителя, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 правил предусмотрено, что наряду с этими Правилами следует руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждении в установленном порядке: СНиП 21-01-97** "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (утвержден постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.97года); НПБ 104-03 нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях"(утверждены Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003года, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003года, N 4837); НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (утверждены приказом МЧС РФ N 315 от 18.06.2003года, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003года, N 4836).
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При проведении проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил" выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проверки в зданиях ГБУЗ СО "ЦГБ N 4 г.Нижний Тагил" были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- руководителем, специалистом, работниками, ответственными за пожарную безопасность не пройдено (первоначально или повторно) обучение пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, п. 3. ППБ 01-03, НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" п.31,32, 37;
для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок с обозначением на дверях помещений, п. 33 ППБ 01-03;
- обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции чердачных помещений зданий по истечении сроков действия обработки (пропитки) не обработаны (пропитаны) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) не проверяется. (Хирургический корпус, Гинекологический корпус, Терапевтическое отделение, Лабораторный корпус, Поликлиника, Московская, 10, Админ.- хозяйственный корпус, Здание РСУ, Паталогоанатомическое отдел., Поликлиника, Металлургов, 2, Бухгалтерия), п. 36 ППБ 01-03;
- на дверях чердачных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей, металлические решетки, защищающие приямки у окон подвалов, выполнены не открывающимися, п. 44 ППБ 01-03;
- двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров всех зданий ГБУЗ ЦГБ N 4, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, п.З ППБ 01-03 п. 6.18* СНиП 21-01-97**;
- не осуществляется контроль над техническим состоянием электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (замеры сопротивления изоляции электропроводки проводились в ноябре 2004 года), п.57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭЭП;
- заполнение проемов в противопожарных преградах (двери пожароопасных помещений: склады, архивы, электрощитовые) не выполнены с применением материалов групп горючести не ниже ГЗ, защищенных негорючими материалами толщиной не менее 4 мм, п.З ППБ 01-03 п. 7.4*, 7.20 СНиП 21-01-97**;
огнетушители не в полном объеме своевременно перезаряжены. Здания ГБУЗ ЦГБ N 4 не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с нормами оснащения. Не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. В журнале учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения отсутствует информация о периодическом осмотре, проверке огнетушителей (по всем зданиям), п. 108 ППБ 01-03 приложение N 3;
выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены через противопожарные двери (люки) 2-го типа (хирургический корпус, гинекологический корпус, терапевтическое отделение, лабораторный корпус, поликлиника, ул. Московская, 10, здание РСУ, паталогоанатомическое отделение, поликлиника, ул. Металлургов, 2, бухгалтерия), п.З ППБ 01-03 п. 8.4* СНиП 21-01-97** ;
- на обводных линиях у счетчиков холодной воды не предусмотрены задвижки с электроприводом, открывающихся от кнопок, установленных у пожарных кранов, п. 3, 89 ППБ 01-03 п.11.7.* СНиП 2.04.01-85*;
по направлению движения к пожарным гидрантам не установлены соответствующие указатели с четко нанесенные цифрами, указывающими расстояние до водоисточников, п. 90 ППБ 01-03;
перед лифтами на этажах зданий не предусмотрены тамбуры или холлы с противопожарными перегородками 1-го типа или экраны, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. В подвальных этажах перед лифтами не предусмотрены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (хирургический корпус, терапевтический корпус, поликлиника, ул. Металлургов, 26, гинекологическое отделение), п. 3. ППБ 01-03, п. 7.22*, 7.26 СНиП 21-01-97**:
В поликлинике N 2, расположенной по адресу: Г.Н.Тагил, ул. Металлургов, 26:
- не обеспечен свободный проезд для пожарной техники к зданию поликлиники (стоянка автомобилей), п. 23 ППБ 01-03;
- в чердачном помещении в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, п. 37 ППБ 01-03;
- в подвальном помещении расположены мастерская, склады; на окнах здания поликлиники (1 этаж и подвал) установлены глухие решетки, п. 40 ППБ 01-03;
наружная пожарная лестница и ограждение на крыше (покрытии) здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, п. 41 ППБ 01-03;
- для покрытия пола в общем коридоре дневного стационара на 4 этаже применены материалы с пожарной опасностью Г1, ВЗ, РПЗ, ДЗ, Т2 (линолеум ПВХ согласно сертификату ПБ). Для отделки стен общего коридора 1 этажа применены горючие материалы (панели ДСП-гарантийный срок огнезащиты согласно приемо-сдаточного акта на выполнение огнезащитных работ ИП Толкачев О.В. до 27 ноября 2010 года), для отделки стен вестибюля применены панели ПВХ с пожарной опасностью П, В2, ДЗ, ТЗ (согласно сертификату ПБ), более чем требуемой: П, В1, Д2, Т2, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97**;
- на пути эвакуации (основной вход) в месте перепада высот не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97**;
в подвальном этаже эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, п. 60 ППБ 01-03;
- прибор приемно-контрольный установки автоматической пожарной сигнализации установлен на панелях группы горючести Г1 (слабогорючие), с нарушениями требований п. 12.49 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", п. 3. ППБ 01-03, п.12.49 НПБ 88-2001
шторы в физиотерапевтическом отделении не обработаны огнезащитным составом, п. 3 ППБ 01-03 , п.2.2.5 ППБО 07-91 "ППБ для учреждений здравоохранения";
- не исправны насосы-повысители, п. 34 ППБ 01-03;
- для здания поликлиники, в котором установлено 15 пожарных кранов, не предусмотрен втор ввод холодной воды, п. 3 ППБ 01-03, СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" п.9.1, 9.2.
В терапевтическом отделении поликлиники N 2, расположенной по адресу г.Н.Тагил, ул. Московская, 10:
- на окнах в цокольном этаже установлены глухие решетки. Отсутствует предусмотренная проектом дверь на втором этаже здания поликлиники. В цокольном этаже расположены склады. Произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшились условия безопасной эвакуации людей: на 1 этаже установлена перегородка из горючих материалов, отделяющая поликлинику ГБУЗ ЦГБ N 4 от поликлиники МУЗ ДТП N 4 с шириной дверного проема менее 1,2 м, п. 40 ППБ 01-03;
- наружная пожарная лестница и ограждение на крыше (покрытии) здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, п. 41 ППБ 01-03;
- для покрытия пола в общих коридорах применены горючие материалы (линолеум), п. 51 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97**;
- дверь основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания, п. 52 ППБ 01-03;
- стены на путях эвакуации окрашены масляными красками, п. 53 ППБ 01-03;
- балки и косоуры лестничных клеток здания выполнены с пределом огнестойкости, менее нормативного R45, п. 51 ППБ 01-03;
- эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей не произведено при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов, п. 57 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ;
- в цокольном этаже эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, п. 60 ППБ 01-03;
- в складах установлены штепсельные розетки, выключатели, п. 508, 507 ППБ 01-03;
- для внутреннего трубопровода противопожарного водоснабжения применена полипропиленовая труба диаметром менее 50 мм. (на вводе холодной воды), п. 3 ППБ 01-03, п.6.1* таб.3, п. 10.1 СНиП 2.04.01-85*.
В женской консультации, расположенной по адресу г.Н.Тагил, ул. Гвардейская, 52:
- на окнах установлены глухие решетки, п. 40 ППБ 01-03;
- общий коридор длиной более 60 метров не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа. Ширина прохода на пути эвакуации в общем коридоре менее 1,2 м, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.26*, 6.27 СНиП 21-01-97**;
- дверь запасного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания, не обеспечена людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запора изнутри без ключа, п. 52 ППБ 01-03;
- установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии, п. 98. ППБ 01-03;
- система вентиляции помещений женской консультации совмещена с системой вентиляции жилого дома; п. 3 ППБ 01-03, п.7.2.6 СНиП 41-01-2003.
В зданиях, расположенных по адресу г.Н.Тагил, Больничный городок:
- в здании лабораторного корпуса планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 3, 16 ППБ 01-03 ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- не обеспечен свободный проезд для пожарной техники к зданию поликлиники (стоянка автомобилей) - хирургический корпус, терапевтический корпус, п. 23 ППБ 01-03;
- в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость: хирургический корпус - подвал, терапевтическое отделение -подвал, бухгалтерия, пищеблок, п. 37 ППБ 01-03;
- на окнах зданий установлены глухие решетки (хирургический корпус (приямки у окон подвала, кабинеты подвал, 1 этаж АРО), терапевтическое отделение (столовая 1 этаж),, Терапевтический корпус (1 этаж, лестничная клетка над козырьком), лабораторный корпус, пищеблок, здание РСУ, аптека, бухгалтерия).
Под лестничным маршем на 1 этаже хирургического корпуса (гнойная хирургия) устроена кладовая, выгороженная горючими материалами.
В подвальных этажах размещены склады, хозяйственные помещения: пищеблок, аптека.
Произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшились условия безопасной эвакуации людей:
- терапевтический корпус - на 3 этаже установлена перегородка из горючих материалов отделяющая кардиологическое отделение N 2 от КО N 3 с шириной двери менее 1,2 м, п. 40 ППБ 01-03;
- наружная пожарная лестница (хирургический корпус) и ограждения на крышах (покрытии) здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, п. 41 ППБ 01-03;
- в здании РСУ не остеклены окна чердаков, п. 44 ППБ 01-03;
- эвакуационные выходы не в полном объеме оборудованы световыми табло "Выход" (при оборудовании здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа): Хирургический корпус - основной и запасной выходы 1 этаж, выход из приемного покоя, запасной выход из отделения гнойной хирургии, Лабораторный корпус - запасной выход со 2 этажа на лестницу 3-го типа и на лестничную клетку, п. 3 ППБ 01-03 таб.1, п. 11 таб.2 НПБ 104-03;п.2.2.10 ППБО 07-91;
- двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания: Лабораторный корпус - двери эвакуационных выходов, Бухгалтерия (дополнительные металлические двери), Терапевтическое отделение - 1 этаж: основной выход, выход из коридора в холл (около поста), 2 этаж: выходы на лестничные площадки (напротив кабинета массажа, около кухни, переход), запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри зданий, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, п. 52 ППБ 01-03;
- на путях эвакуации в общих коридорах установлены предметы мебели (шкафы) в АРО, стеллажи в хирургическом отделении в здании хирургического корпуса.
Забита вторая половина двери основного входа в здание бухгалтерии, загроможден запасной выход в здании РСУ.
Отделка потолка на пути эвакуации выполнена горючими материалами:
выход из приемного покоя, вестибюль (аптечный пункт) в здании хирургического корпуса; тамбур запасного эвакуационного выхода из лабораторного корпуса
Отделка (окраска) стен на пути эвакуации выполнена горючими материалами: Лабораторный корпус - панели, Гинекологическое отделение - панели в вестибюле, Хирургический корпус - в вестибюле аптечный пункт, В общих коридорах лечебных корпусов - масляная окраска стен Покрытие пола на путях эвакуации в зданиях ГБУЗ ЦГБ N 4 выполнено горючими материалами (линолеум), п. 51, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97**;
- при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры, ширина эвакуационного пути по коридору менее 1,0 м: бухгалтерия, лабораторный корпус, п. 3 ППБ 01-03 п. 6.26* СНиП 21-01-97**;
- высота основного эвакуационного выхода из здания бухгалтерии менее 1,9 метра Лабораторный корпус - ширина эвакуационных выходов менее 1,2 м.
Терапевтический корпус - ширина основного эвакуационного выхода менее 1,2 м, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97**;
- отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания бухгалтерии (Ф4), п. 3 ППБ 01-03 , п. 6.13* СНиП 21-01-97**;
- в общих коридорах на пути эвакуации установлены кровати для больных - хирургический корпус 2, 3 этажи травматологическое отделение. В подвальных помещениях зданий со стационарами расположены мастерские, склады, архивы: (хирургический корпус, терапевтический корпус, терапевтическое отделение, гинекологическое отделение), п. 184 ППБ 01-03;
- эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей не произведено при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (бухгалтерия, терапевтическое отделение, хирургический корпус - склады в подвале, здание Р административно-хозяйственный корпус), п. 57 ППБ 01-03
- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника: бухгалтерия. Используется электроутюг без подставки вне специально выделенного помещения (хирургический корпус 2 этаж, терапевтический корпус 2 этаж КО N 1) В палатах используются электронагревательные приборы (эл.чайники, кипятильники) Терапевтическое отделение, Терапевтический корпус. В электрощитовой здания аптеки размещены горючие материалы (коробки с лекарствами), п. 60 ППБ 01-03, п.2.3.11 ППБО 07-91;
- шторы в физиотерапевтических отделениях не обработаны огнезащитным составом, п.З ППБ 01-03 п.2.2.5 ППБО 07-91 "ППБ для учреждений здравоохранения" ;
- на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел, отсутствует эвакуационное освещение (стационары), п. 3 ППБ 01-03 п. 6.22* СНиП 21-01-97**;
- при применении автоматической пожарной сигнализации тепловые пожарные извещатели в приемном покое хирургического корпуса не заменены на дымовые, п. 3. ППБ 01-03, п. 3. НПБ 110-03;
- операционный блок, подсобные помещения перед входом на чердак, подвальное помещение в здании хирургического корпуса, помещения кухни в здании терапевтического отделения не защищены пожарными извещателями, п. 3. ППБ 01-03, п. 4. НПБ 110-03;
- установка пожарной сигнализации в гинекологическом отделении находится неисправном состоянии, п. 98. ППБ 01-03;
- не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны N 7,8, на площадке у чердака в хирургическом корпусе. Не произведена перекатка пожарных рукавов на новую скатку, п. 91 ППБ 01-03;
- провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не проложены в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов: лабораторный корпус (запасной выход - выдача результатов анализов), терапевтическое отделение 1 этаж, п. 3. ППБ 01-03, п. 3.9 НПБ 104-03;
- приемно-контрольный прибор установки автоматической пожарной сигнализации на 1 этаже терапевтического корпуса не установлен в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, п. 3. ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-2001;
- здания не защищены установками автоматической пожарной сигнализации: здание РСУ, пищеблок, административно-бытовой корпус, гараж, п. 3. ППБ 01-03 п.1, таб.1 п.9 НПБ 110-03;
- здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здание РСУ, пищеблок, административно-бытовой корпус, гараж, п. 3. ППБ 01-03 таб.1, таб. 2 НПБ 104-03;
- в здании терапевтического корпуса высотой более 15 м двери лестничных клеток не выполнены глухими или с армированным стеклом, п. 3. ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97**;
- двери в проемах стен, ведущие в переходы между зданиями стационаров не выполнены противопожарными 2-го типа, п.51 ППБ 01-03, п.7.1 СНиП 21-01-97**, п.1.15* СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" ;
- не предусмотрена система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров (туннелей) подвальных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях, с автоматическим блокированием электроприемников систем противодымной защиты при пожаре, п. 3 ППБ 01-03, п.8.2 СНиП 41-01-2003, п. 12.4 СНиП 41-01-2003;
- обслуживающий персонал не в полном объеме обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Здание терапевтического корпуса не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания, п. 129 ППБ 01-03;
- центральный пункт хранения и распределения кислорода размещен на расстоянии менее 25 м от зданий больницы, п. 3 ППБ 01-03, п. 2.6.1 ППБО 07-91 "ППБ для учреждений здравоохранения";
- лаборатория (1 этаж терапевтического корпуса) не отделена от основного здания стационара противопожарной перегородкой 1-го типа, п. 3 ППБ 01-03, п. 3.2.1 ППБО 07-91 "ППБ для учреждений здравоохранения";
- гаражи не оборудованы пожарными щитами в соответствии с нормами оснащения и нормами комплектации немеханизированным инструментом и инвентарем, п. 21 прил. 3 п. 108 ППБ 01-03.
Согласно ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к доказательствам по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факту нарушения заявителем требований промышленной безопасности подтверждают: акт проверки от 28.07.2011 года N 265, протокол об административном правонарушении от 29.07.2011 года N 163.
Таким образом, суд считает событие правонарушения доказанным.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обращаясь в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением, заявитель указал, что для устранения выявленных нарушений ориентировочно необходима сумма денежных средств 44565295 руб.
При этом из областного бюджета во втором квартале 2011 года заявителю выделена сумма 405000 руб., которая осваиваются на частичное устранение выявленных нарушений.
Также в августе 2011 года заявителем заключены контракты на оказание услуг по электроизмерениям и на выполнение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений.
Прибыль Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил", полученная в результате оказания платных медицинских услуг населению в первом полугодии 2011 года составила 5369727 руб.
Указанную денежную сумму заявитель планирует потратить на проведение текущих и капитальных ремонтов с учетом соблюдения пожарных правил.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии вины Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил".
Кроме того, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя заявителя.
В соответствии ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие законного представителя или защитника дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
16.08.2011 года дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил" рассмотрено в присутствии К. А. Козулева.
Вместе с тем, указанное лицо приказом Министерства здравоохранения Свердловской области с 15.08.2011 освобождено от должности и. о. главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Также заинтересованным лицом допущено грубое процессуальное нарушение - дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление от 16.08.2011 года N 163 о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 163 от 16.08.2011 года Главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Нижнего Тагила К. О. Чижова о назначении административного наказания Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 4 город Нижний Тагил".
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 ноября 2011 г. N А60-33626/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника