Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 ноября 2011 г. N А60-25092/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2012 г. N Ф09-1423/12 по делу N А60-25092/2011 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2012 г. N 17АП-13027/11
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные сети" (ОГРН 1086634000364; ИНН 6634011412)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области
о признании незаконными действий налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.А. Мельников, представитель по доверенности от 02.08.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: С.И. Авакшин, представитель по доверенности N 04-12/0007 от 07.09.2011, паспорт.
Объявлен состав суда. Отвода суду не заявлено. Права разъяснены.
Общество с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области по зачету подлежащих возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки, бездействия, выразившегося в невозврате подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 597971 руб., обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения и возвратить обществу налог на добавленную стоимость в сумме 597971 руб.
Кроме того, заявитель просит взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9181 руб. 35 коп.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования и просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области по зачету подлежащих возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки, бездействие, выразившееся в невозврате подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп., обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения и возвратить обществу налог на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп.
Кроме того, заявитель просит взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9181 руб. 35 коп.
Уточнения приняты судом.
В судебном заседании заявитель вновь уточнил заявленные требования, просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области по зачету подлежащих возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки, бездействие, выразившееся в невозврате подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп., обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения и возвратить обществу налог на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп.
Кроме того, заявитель просит взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 25690 руб. 56 коп.
Уточнения приняты судом.
В судебном заседании 02.11.2011 заявитель вновь уточнил требования в части взыскания процентов и просит взыскать с МИФНС России N 13 по Свердловской области проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 19684 руб. 12 коп.
Уточнения судом приняты.
Окончательно заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области по зачету подлежащих возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки и бездействие, выразившееся в не возврате подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп., обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения и возвратить обществу налог на добавленную стоимость в сумме 349401 руб. 28 коп.
Кроме того, заявитель просит взыскать с МИФНС России N 13 по Свердловской области проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 19684 руб. 12 коп.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что при наличии недоимки, оснований для возврата налога не имелось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, предоставленной 20.01.2011, в которой ООО "Городские коммунальные сети" заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 597971 руб. По результатом проведенной камеральной проверки инспекцией применение налоговых вычетов признано обоснованным, 29.04.2011принято решение N 23 04-39/05977 о возмещении налога на добавленную стоимость в заявленной к возмещению сумме.
19.05.2011 ООО "Городские коммунальные сети" обратилось в Инспекцию с заявлением о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 597971 руб. путем перечисления на его расчетный счет.
05.08.2011 Инспекцией принято решение N 2199, которым принято решение о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 248569 руб. 72 коп.
НДС возвращен заявителю частично в размере 248569 руб. 72 коп., поскольку налоговой инспекцией на основании ст. 176 НК РФ 29.04.2011 приняты:
- решение о зачете N 5203, которым проведен зачет на сумму 71049 руб. 68 коп. налога на добавленную стоимость в уплату пени по налогу на доходы физических лиц, начисленных по итогам выездной налоговой проверки;
- решение о зачете N 5202, которым проведен зачет на сумму 40190 руб. 68 коп. в уплату пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленных по итогам выездной налоговой проверки;
- решение о зачете N 5201, которым проведен зачет на сумму 12244 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость в уплату пеней по водному налогу за 2, 3, 4 кварталы 2010;
- решение о зачете N 5200, которым проведен зачет на сумму 164596 руб. налога на добавленную стоимость в уплату водного налога, в том числе:
- 4361 руб. - за 3 квартал 2010,
- 160235 руб. - за 4 квартал 2010;
- решение о зачете N 5198, которым проведен зачет на сумму 22264 руб. налога на добавленную стоимость в уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 (налоговый агент);
- решение о зачете N 5197, которым проведен зачет на сумму 30219 руб. 59 коп. налога на добавленную стоимость в уплату пеней по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2010;
- решение о зачете N 5199, которым проведен зачет на сумму 4174 руб. 61 коп. налога на добавленную стоимость в уплату пеней по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 (налоговый агент);
- сумма 4662 руб. была зачтена в счет уплаты НДС за 2 квартал 2011, что подтверждается выпиской по лицевому счету.
Информация о произведенных Инспекцией зачетах до заявителя была доведена извещением N 4496 от 29.04.2011.
Считая, что действия инспекции по зачету подлежащих возмещению из бюджета сумм НДС в счет уплаты недоимки, бездействие по не возврату подлежащего возмещению из бюджета НДС в сумме 349401 руб. 28 коп. противоречит действующему законодательству и нарушает его право и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных действий, бездействия незаконными, со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 19684 руб. 12 коп.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2010 по делу N А60-42622/2010 принято заявление МИФНС России N 6 по Свердловской области о признании ООО "Городские коммунальные сети" банкротом.
08 февраля 2011 в отношении общества введена процедура наблюдения.
Решение о возмещении налога на добавленную стоимость в заявленной сумме принято налоговой инспекцией 29.04.2011 в период процедуры наблюдения.
Из представленного расчета налоговой инспекции следует, что, подлежащая возмещению сумма НДС, была:
- частично возвращена заявителю на расчетный счет (решение N 2199),
- частично зачтена в счет задолженности, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, проводимой до возбуждения дела о банкротстве (решение о зачете N 5203, решение о зачете N 5202),
- частично зачтена в счет задолженности по вводному налогу и пени за 2, 3, 4 кварталы 2010 года (решение о зачете N 5201, решение о зачете 5200),
- частично зачтена в счет задолженности по НДС (налоговый агент) за 4 квартал 2010 и пени по НДС (налоговый агент) за 1,2, 3, 4 кварталы 2010 года (решение о зачете N 5198, решение о зачете 5199),
- частично зачтена в счет задолженности по пене по НДС за 1,2, 3 кварталы 2010 года (решение о зачете N 5197), по НДС за 2 квартал 2011 года.
Таким образом, исследовав данные обстоятельства, суд установил, что налоговой инспекцией произведен зачет НДС, подлежащей возмещению, в счет уплаты недоимки, являющейся как текущей (4 квартал 2010 года, 2 квартал 2011), так и подлежащей включению в реестр кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (пункт 4 указанной статьи).
Как установлено судом, задолженность по НДС и вводному налогу образовалась в связи с неисполнением обществом налоговой обязанности по уплате в бюджет НДС и водного налога за 4 квартал 2010 года, 2 квартал 2011.
Поскольку задолженность возникла после даты принятия заявления о признании общества банкротом (02.12.2010), то задолженность по НДС и водному налогу за 4 квартал 2010 года является текущей.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.
Положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат.
Вместе с тем, судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования, в отношении которых являются текущими.
Таким образом, из содержания указанных норм права и разъяснений вышестоящей судебной инстанции следует вывод о том, что возврат налогоплательщику налога может быть осуществлен налоговым органом только при отсутствии у налогоплательщика недоимки.
Учитывая обстоятельства наличия у ООО "Городские коммунальные сети" текущей задолженности, у инспекции отсутствовали основания для ее возврата налогоплательщику, в связи с чем действия налоговой инспекции, выразившиеся в проведении зачета подлежащего возмещению НДС в счет уплаты недоимки по:
- водному налогу за 4 квартал 2010 года в размере 160235 руб., пени в размере 4008,54 руб. за неуплату данного налога,
- НДС (налоговый агент) за 4 квартал 2010 года в размере 22264 руб., пени в размере 379,50 руб. за неуплату данного налога,
- НДС за 2 квартал 2011 года в размере 4662 руб. являются законными.
При этом суд считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих обязанность налогового органа при разрешении вопроса о зачете или возврате налога устанавливать факт наличия (отсутствия) у налогоплательщика иных денежных обязательств и обязательных платежей, относящихся к текущим платежам в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве.
Судом отклоняется ссылка заявителя на наличие текущей задолженности иной очередности, поскольку из представленных доказательств не следует, что указанная в них задолженность имелась на момент проведения инспекцией зачетов.
Представленные трудовые договоры, приказы о приеме на работу, договор об оказании консультационных услуг не подтверждают как размера задолженности по текущим платежам иной очереди, так и наличия реальной задолженности на момент проведения зачетов. Иных документов в обоснование данного довода заявителем не представлено.
В части проведения зачета, подлежащего возмещению из бюджета НДС, в счет уплаты налогов и пеней в размере 157852,24 руб.(задолженность, выявленная в ходе выездной проверки, задолженность за 1, 2, 3 кварталы 2010 г., соответствующие пени), действия налоговой инспекцией являются незаконными, поскольку данная задолженность не является текущей и подлежит включению в реестр кредиторов.
При этом необходимо учитывать, что зачет сумм налогов, подлежащих возмещению, как и излишне уплаченных налогоплательщиком в счет погашения недоимок по налогам, задолженности по пеням и штрафам является не чем иным, как погашение имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет либо подлежащих возмещению из бюджета.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Взыскание задолженности, подлежащей включению в реестр кредиторов, производится в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в отношении них не может быть произведен зачет.
При таких обстоятельствах требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.
Заявитель просит взыскать с налоговой инспекции проценты за пользование чужими денежными средствами, в связи с несвоевременным возвратом из бюджета НДС в размере 19684 руб. 12 коп. за период с 03.03.2011 по 03.10.2011.
Суд рассмотрел данное требование и установил.
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов увязывает выплату процентов за просрочку получения налоговой выгоды с незаконными задержками со стороны налоговых органов.
В качестве компенсации материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды НК РФ предусматривает выплату процентов за несвоевременное выполнение функций по возмещению налоговых вычетов налоговыми органами.
Таким образом, на сумму, заявленную к возмещению, подлежат начислению проценты по ст. 176 НК РФ.
Согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Приведенные 12 дней складываются из 7-ми дней на вынесение решения налоговым органом после проведения камеральной налоговой проверки (п. п. 2, 7 ст. 176) и 5-и дней на осуществление органом Федерального казначейства возврата налога (п. 8 ст. 176 НК РФ).
Как установлено судом, в рассматриваемой ситуации заявление на возврат налога было подано налогоплательщиком в налоговый орган 19.05.2011, то есть за пределами срока камеральной проверки.
Между тем, в пункте 10 ст. 176 НК РФ, а также в других пунктах этой статьи не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании срока завершения камеральной налоговой проверки. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
Если заявление о возврате налога подано по истечении установленного законом трехмесячного срока для проверки, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата (семь дней плюс пять дней, всего двенадцать), исчисляемых с момента подачи заявления.
Методология такого подхода к определению периода просрочки возврата налога на добавленную стоимость сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2005 г. N 7528/05, а также отражена в п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" - срок на возврат суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена.
Таким образом начисление процентов правомерно за период с 07.06.2011, то есть по истечению 12 дней с момента подачи заявления на возврат, по 03.10.2011 на сумму, подлежащую возврату:
- до 05.08.2011 - на сумму 406421,96 руб.,
- с 06.08.2011 - на сумму 157852,24 руб.
Учитывая изложенное, проценты в размере 7688.08 руб. подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу заявителя. В остальной части во взыскании процентов следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.110, ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области по зачету подлежащих возмещению из бюджета ООО "Городские коммунальные сети" сумм налога на добавленную стоимость в размере 157852 руб. 24 коп. в счет уплаты недоимки.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области, выразившееся в не возврате ООО "Городские коммунальные сети", подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 157852 руб. 24 коп.
Обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возвратить ООО "Городские коммунальные сети" налог на добавленную стоимость в сумме 157852 руб. 24 коп. в порядке, установленном ст. 176 Налогового Кодекса Российской федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области в пользу ООО "Городские коммунальные сети" проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 7688 руб. 08 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
2. Взыскать с ООО "Городские коммунальные сети" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1200 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 ноября 2011 г. N А60-25092/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2012 г. N Ф09-1423/12 по делу N А60-25092/2011 настоящее решение оставлено без изменения