Определение Свердловского областного суда
от 3 ноября 2011 г. N 33-15608/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Суханкина А.Н.
судей Семерневой Е.С., Козлова О.А.,
с участием прокурора Дубовских Т.В.
при секретаре Ходос Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.11.2011 дело по иску прокурора Талицкого района в интересах К.Т. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО) об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе ответчика, поданной и подписанной представителем ответчика Управления ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО Л. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 21.09.2011, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., пояснения истца, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах К.Т. обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по приобретению и передаче жилого помещения.
В обоснование требований указал, что К.Т. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Управлении городского хозяйства г.Талицы с 28.02.2008.
Мать истца З. умерла в ноябре 2000 года, отец К.А. умер 09.02.2000.
Истец проживала девять лет в школе-интернате, в период с августа 2007 года по август 2009 года проживала в приемной семье.
В настоящее время она обучается в МОУ "Вновь-Юрмытская СОШ" в 11 классе, срок окончания обучения 2012 год.
Истец зарегистрирована по месту пребывания на срок с 21 сентября 2009 года по 21 сентября 2013 года по адресу Свердловская область Талицкий район дер.Панова ...
Истец фактически проживает по адресу д.Панова, ... в семье своего сожителя, в доме, принадлежащем бабушке сожителя.
К.Т. как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма Управлением городского хозяйства ... предоставлено не было
Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для К.Т., общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для К.Т.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении К.Т. жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, предоставить К.Т. жилое помещение.
Представители ответчиков СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, представили в суд письменные отзывы, о несогласии с иском.
Суд постановил: "Исковые требования прокурора Талицкого района в интересах К.Т. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для К.Т. площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязать Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для К.Т..
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении жилого помещения К.Т..
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить жилое помещение К.Т.".
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его не соответствие нормам материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Принимая решение, суд правильно исходил из наличия оснований для защиты законных интересов К.Т., имеющей право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что К.Т. является по своему социальному статусу ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела, истец проживала на протяжении двух лет в приемной семье, с августа 2009 года стала проживать по адресу д.Панова, ... у пожилой женщины, за которой она осуществляла уход.
Свое право на получение жилого помещения вне очереди за счет средств государства К.Т., не использовала.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены правильного по существу судебного решения.
Согласно требованиям ст. 14 ЖК Российской Федерации, на основании Устава Талицкого городского округа учет муниципального жилищного фонда, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, предоставляемых за счет средств областного бюджета, является компетенцией Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения на муниципальный орган обязательств о предоставлении жилого помещения истцу, без исполнения своих обязанностей другими участниками правоотношения, не является обоснованным. Исполнение обязанности кассатором должно быть осуществлено, согласно действующему правовому регулированию кассатором, наряду со всеми участниками "цепочки", осуществляющими предоставление жилого помещения в пределах полномочий. Никакой дополнительной обязанности на Управление не возложено судам.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 21.09.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 3 ноября 2011 г. N 33-15608/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru