Определение Свердловского областного суда
от 10 ноября 2011 г. N 33-16101/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Чумак Г.Н., Шаламовой И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.11.2011 года гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Липиной М.П. к Администрации муниципального образования Красноуфимский округ, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 11.08.2011.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., судебная коллегия
установила:
Красноуфимский межрайонный прокурор в интересах Липиной М.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ГО Красноуфимск и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
В обоснование требований указал, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Липиной М.П. о нарушении жилищного законодательства администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск. В ходе проверки установлено, что Липина М.П. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Из информации, представленной администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск следует, что Липина М.П. /.../ года рождения, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 20.09.2004. В настоящее время номер очереди Липиной М.П. в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию ГО Красноуфимск -1.Как указано в исковом заявлении, 22.06.2007 Липина М.П. окончила общеобразовательное учреждение, получив среднее образование. 30.04.2010 у Липиной М.П. родился сын /.../ Жилого помещения Липиной М.П. на условиях договора социального найма Администрацией муниципального образования Красноуфимский округ с момента возникновения у нее права по настоящее время не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права и права ее несовершеннолетнего ребенка.
До настоящего времени жилого помещения Липиной М.П. по договору социального найма администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.
/.../
Представитель ответчика администрации муниципального образования ГО Красноуфимск, исковые требования не признал и пояснил, что Липина М.П, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Данной категории граждан жилые помещения предоставляются не муниципальным образованием, а Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. Органы местного самоуправления представляют лишь предложения по распределению жилых помещений детям -сиротам. В 2011г. Министерство строительства и архитектуры разместило средства областного бюджета для обеспечения жильем детей-сирот в объектах нового строительства, заключив соответствующий контракт. После завершения строительства дома по /.../ /.../ в /.../ десять человек из указанной категории, в том числе и Липина, получат жилье. Администрации МО город Красноуфимск не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку контроль за муниципальным имуществом осуществляет комитет по управлению имуществом МО город Красноуфимск, который является самостоятельным органом местного самоуправления, а договоры социального найма заключает МАУ ЖКУ.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в письменном отзыве иск не признал, просил отказать в иске, заявленном к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, ссылаясь на то, что обеспечение жильём Липиной М.П. при условии постановки ее на учёт в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.
Судом иск Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Липиной М.П. к администрации муниципального образования городского округа Красноуфимск и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворен.
На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность жилое помещение не менее нормы предоставления, действующей на территории муниципального образования городской округ Красноуфимск, для предоставления по договору социального найма и распределить жилое помещение Липиной М.П., /.../ года рождения и малолетнему ребенку /.../, /.../ года рождения; распределить жилое помещение Липиной М.П., /.../ года рождения и малолетнему ребенку /.../, /.../ года рождения.
На администрацию Муниципального образования Красноуфимский округ возложена обязанность предоставить переданное им жилое помещение Липиной М.П., /.../ года рождения и малолетнему ребенку /.../, /.../ года рождения по договору социального найма.
Не согласившись с решением, представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неисполнимость данного решения до соблюдения предусмотренной законом процедуры передачи жилья в муниципальную собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как верно указал суд, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Установив, что Липина М.П. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, достигла совершеннолетнего возраста, однако до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, суд правомерно в соответствии с вышеприведенными нормами права, гарантирующими право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма, удовлетворил требования прокурора в интересах Липиной М.П. о предоставлении последней благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, установленными для обеспечения жильем детей - сирот.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что суд не проверил надлежащим образом наличие или отсутствие в собственности Липиной М.П. жилого помещения пригодного для проживания, поскольку они противоречат материалам дела, суду были представлены справки из филиала Красноуфимское БТИ об отсутствии в том числе и у Липиной М.П. зарегистрированного за ней на праве собственности жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд преждевременно приял указанное выше решение, поскольку после принятия постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета", проект которого разработан, Липина М.П. в соответствии с предусмотренной указанным порядком процедуры будет обеспечена жилым помещением за счёт средств областного бюджета и без судебных постановлений, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку отсутствие утвержденного Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот на 2011 год, не может повлиять на права граждан, закрепленных в Федеральном законодательстве.
При этом, возлагая обязанность на ответчиков по предоставлению Липиной М.П. благоустроенного жилого помещения за счет средств областного бюджета, суд принял во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 05.02.2001, согласно которой обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления.
А так как Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 N1631 -ПП с 01.01.2010 именно на Министерство строительство и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции с учетом Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N1469-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвердившего подпрограмму "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложил на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям для дальнейшего распределения его Липиной М.П.
Не состоятельными судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы о том, что суд оставил без внимания то обстоятельство, что Липина М.П. зарегистрирована в доме своего отца.
Как установил суд Липина М.П., /.../ года рождения в 2003 году осталась без попечения родителей ( мать умерла, отец лишен родительских прав), никакого жилого помещения за ней не закреплялось, в августе 2004 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по МО Красноуфимский округ, номер очереди - 1. 22 июня 2007 года Липина М.П. окончила общеобразовательное учреждение, получив среднее (полное) общее образование. Кроме того, истец имеет статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в силу вышеприведенной нормы права после окончания пребывания в образовательном учреждении либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. То обстоятельство, что истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу Красноуфимский район, село Рахмангулово, ул.Ленина, 16, собственником которого является ее отец Липин П.Л., площадью 30 кв.м., где кроме нее зарегистрировано еще 13 человек, правового значения при решении вопроса о предоставлении ей жилого помещения не имеет, так как суд установил, что указанное жилье при решении вопроса о передаче Липиной М.П. под опеку, не закреплялось, как и какое-либо иное.
Вместе с тем, судебная коллегия находит возможным исключить из резолютивной части решения выводы суда о возложении обязанности на ответчиков относительно предоставления жилого помещения с учетом малолетнего ребенка Липиной М.П. - /.../, /.../ года рождения, так как выводы суда о возможности предоставления жилья с учетом членов семьи детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на неверном толковании норм материального права.
Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В этой связи, оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации на случаи предоставления жилых помещений детям- сиротам не имеется.
При этом, Липина М.П. не лишена возможности решить вопрос по улучшению жилищных условий с учетом членов семьи по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 11.08.2011 изменить, исключить из резолютивной части решения выводы суда о возложении обязанности на ответчиков относительно предоставления жилого помещения с учетом малолетнего ребенка Липиной М.П. - /.../, /.../ года рождения. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 10 ноября 2011 г. N 33-16101/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru