Определение Свердловского областного суда
от 8 ноября 2011 г. N 33-15461/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И. П.,
судей Родионовой Т.О., Волковой Я. Ю.
при секретаре Федореевой Н. Ю.
с участием прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Гавриной Ю. В. рассмотрела в открытом судебном заседании 08 ноября 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Управляющая компания "Чистый город", ООО "Управляющая жилищная организация", ООО "Управляющая компания "Талица" о возложении обязанности по предоставлению коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения
по кассационной жалобе ответчика ООО "Управляющая компания "Талица" на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения прокурора Гавриной Ю. В., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Талицкого района Свердловской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что в соответствии с распоряжениями Главы Талицкого городского округа в управление ответчикам переданы многоквартирные жилые дома в г. Талице Свердловской области, на основании указанных распоряжений и в соответствии с договорами управления многоквартирными домами ответчики обязаны предоставлять коммунальные услуги населению, в том числе услугу горячего водоснабжения. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, ответчики являются исполнителями коммунальных услуг, между жителями центральной части г. Талицы, являющимися потребителями коммунальных услуг, и указанными управляющими компаниями заключены договоры на оказание коммунальных услуг. Согласно указанным правилам горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, пунктом 79 Правил предусмотрены случаи, когда исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителей. В нарушение указанных Правил ответчики прекратили предоставление услуги горячего водоснабжения не по причинам, указанным в п. 79 Правил. В связи с изложенным прокурор просил обязать ООО Управляющая компания "Чистый город", ООО "Управляющая жилищная организация", ООО "Управляющая компания "Талица" предоставить населению г. Талица Свердловской области коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения.
Ответчики иск не признали.
Представитель ООО "Управляющая жилищная организация" И. (по доверенности от ( / / )) в письменном отзыве указал, что выработку горячей воды для собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах по адресу: ...; ...; ...; ..., ..., ...; ...; ...; и ... осуществляет ЗАО ... Для производства горячей воды в летний (межотопительный период) газовая котельная должна работать на сверхмалых мощностях, при производстве горячей воды возникает угроза выхода из строя оборудования, осуществляющего как производство горячей воды, так и отопление в отопительный сезон. Так как ЗАО ... не является собственником оборудования газовых котельных, то не имеет возможности произвести его модернизацию, оборудование принадлежит Талицкому городскому округу. В соответствии с пп. "а" п. 79 Правил оказания коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 307 исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или в сетях, по которым осуществляется водоснабжение. В связи с изложенным в иске прокурору просил отказать (л. д. ...
Директор ООО "Управляющая компания "Талица" Г. в письменном отзыве по иску указала, что общество является посредником между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг, не является исполнителем коммунальных услуг, не имеет технической возможности обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения, так как энергоснабжающей организацией произведено ограничение подачи теплоснабжения. Данные действия полагала незаконными, нарушающими права и интересы ООО "УК "Талица" в сфере хозяйственной деятельности, так как они создают препятствия к надлежащему исполнению обществом своих обязательств перед добросовестными потребителями-гражданами, производящими оплату коммунальных услуг (л. д. ...).
Представитель ООО Управляющая компания "Чистый город" С. (по доверенности от ( / / ) N) в письменном отзыве указала, что общество является абонентом по договорам NN, N на теплоснабжение и горячее водоснабжение от ( / / ) с ООО "... (теплоснабжающая организация), п. .... договора установлено, что теплоснабжающая организация обеспечивает подачу и передачу тепловой энергии и теплоносителя по своим сетям абоненту в количестве, установленном договором, и в соответствии с действующими правилами; согласно приложению N к договору период подачи горячего водоснабжения предусмотрен с января по декабрь 2011 г., то есть в течение всего календарного года. ООО УК "Чистый город" не отказывается от предоставления населению коммунальной услуги горячего водоснабжения, управляющей организацией исполняются условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В связи с изложенным просила признать ООО "УК "Чистый город" ненадлежащим ответчиком, дело рассмотреть в отсутствие представителя (л. д. ...).
В судебном заседании помощник прокурора Г. исковые требования поддержал, представитель ООО "УК "Талица" К. (по доверенности от ( / / ) N) иск не признала, полагая общество ненадлежащим ответчиком, указывая, что общество не предоставляет коммунальную услугу горячего водоснабжения в связи с отсутствием у него технической возможности, так как ресурсоснабжающей организацией проводятся ремонтные работы; также пояснила, что разрешения на подключение домов к горячему водоснабжению не дает муниципалитет, в связи с этим полагала, что необходимо привлекать к разрешению спора муниципалитет и ресурсоснабжающую организацию (л. д. ...).
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июля 2011 г. иск прокурора удовлетворен (л. д. ...). Вынесено частное определение в адрес Главы Талицкого городского округа в связи с выявленными при рассмотрении дела нарушениями законодательства в сфере обеспечения населения г. Талица коммунальной услугой горячего водоснабжения (л. д. ...
В кассационной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением суда от ( / / ) (л. д. ...), представитель ответчика ООО "УК "Талица" К. (по доверенности от ( / / ), сроком ..., л. д. ... просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права; поддерживает приводившиеся в суде первой инстанции доводы об отсутствии у общества технической возможности по предоставлению услуги горячего водоснабжения в связи с проведением ремонтных работ тепловых сетей ресурсоснабжающей организацией ООО ... определении в договорах на тепло- и горячее водоснабжение между ООО "УК "Талица" и данной организацией условия о перерыве подачи горячего водоснабжения в мае-августе (межотопительный период), указывает, что иных ресурсоснабжающих организаций в г. Талице нет, поэтому ООО "УК "Талица" не может по техническим причинам подавать горячую воду населению в период с мая по август (л. д. ...).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из изложенных доводов.
Иск предъявлен прокурором ( / / ) в связи с прекращением ( / / ) предоставления услуги горячего водоснабжения гражданам-потребителям - жителям многоквартирных домов муниципального жилищного фонда, расположенных в центральной части г. Талицы. Факт непредоставления указанной коммунальной услуги ответчики не отрицали.
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что ООО "Управляющая компания "Талица" в соответствии с Уставом от ( / / ) N является коммерческой организацией, осуществляющей управление муниципальным жилищным фондом (п. ... по поручению собственников жилищного фонда осуществляет заключение договоров на предоставление коммунальных услуг с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг (п. ... производит начисление и сбор платы с граждан, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, в соответствии с договором с муниципальным образованием и собственниками жилых помещений (л. д. ...).
В соответствии с Распоряжениями Главы Талицкого городского округа N от ( / / ), N от ( / / ), Распоряжением Управления по регулированию имущественных и земельных отношений N от ( / / ), N от ( / / ), а также договором управления многоквартирными домами N от ( / / ) между ... и ООО "УК "Талица" в управлении ООО "Управляющая компания "Талица" находятся многоквартирные дома, расположенные в ... ..., ...
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил, что ответчики являются управляющими организациями и исполнителями коммунальных услуг, и в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 307 (действующими до вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 - п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354) обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, в том числе услугу горячего водоснабжения - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, при этом должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. п. 3, 6, 9, 49 Правил).
В соответствии с п. 10 Правил при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Пунктом 5.1.5 Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрено, что организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с разделом II. Горячее водоснабжение Приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 г. N 307, требованием к качеству предоставления услуги горячего водоснабжения является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. п. 4.12, 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению, в том числе горячей воды, должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления и непрерывность потребления; оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В соответствии с п. 3.1.11. СанПиН 2.1.4.2469-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" следует читать как "2.1.4.2496-09"
Как установлено судом из представленных сторонами доказательств, с ( / / ) одновременно с завершением отопительного сезона ответчиками прекращено предоставление потребителям услуги горячего водоснабжения. Причиной прекращения горячего водоснабжения потребителей на весь межотопительный период ответчики указывали проведение ресурсоснабжающими организациями профилактического ремонта систем горячего водоснабжения. На день рассмотрения дела судом ( / / ) услуга горячего водоснабжения потребителям ответчиками также не предоставлялась.
Правильно руководствуясь вышеприведенными нормами материального права и установив, что перерыв предоставления услуги горячего водоснабжения потребителям превысил установленную приложением N 1 к Правилам от 23 мая 2006 г. N 307 продолжительность и при этом не вызван обстоятельствами, указанными в п. п. 79-80 данных Правил, суд пришел к верному выводу об обоснованности иска прокурора и удовлетворил заявленные требования, обязав ответчиков предоставлять услугу горячего водоснабжения потребителям.
Доводы ответчика ООО "УК "Талица" об отсутствии у него технической возможности по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в связи с прекращением энергоснабжающей организацией подачи и передачи теплоносителя по своим сетям в соответствии с условиями договора между ними не могут служить основанием к отказу в иске, предъявленном в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Из материалов дела следует, что между ООО ... (теплоснабжающая организация) и ООО УК "Талица" (абонент) заключен договор на теплоснабжение и горячее водоснабжение от ( / / ) N сроком действия по ( / / ), согласно п. .... договора теплоснабжающая организация имеет право сделать перерыв в подаче ГВС в мае-августе (в межотопительный период) для испытаний и ремонта тепловых источников и тепловых сетей; протоколом согласования разногласий от ( / / ) сторонами сохранена указанная редакция данного пункта договора (л. д. ...
Условие договора энергоснабжения о перерыве в подаче горячего водоснабжения на период с мая по август не является основанием, освобождающим исполнителя коммунальных услуг от предоставления данных услуг потребителям в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласно ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации и п. 1 Правил от 23 мая 2006 г. N 307 отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются указанными Правилами, которые устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу положений п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное условие договора не освобождает ответчика и от ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению потребителям коммунальной услуги горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на невозможность предоставления населению коммунальной услуги горячего водоснабжения по причине прекращения подачи теплоносителя энергоснабжающей организацией не может быть учтена при разрешении возникшего спора.Из материалов дела также следует, что в нарушение п. 5.1.5 Правил эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 г. N 170 ответчик не обращался в органы местного самоуправления за утверждением согласованного им и теплоснабжающей организацией графика работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления, только ( / / ) директором ООО "УК "Талица" Г. в адрес директора ООО "СтройСервисИнвест" было направлено письмо с просьбой предоставить график проведения работ по профилактике и ремонту тепловых сетей и систем теплопотребления в срок до ( / / ), таким образом, за месяц до окончания текущего отопительного периода графики ремонтных работ согласованы и утверждены не были.
С учетом изложенного доводы жалобы ООО УК "Талица" не свидетельствуют о неправильном разрешении спора судом и не могут повлечь отмену решения суда в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Талица" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 8 ноября 2011 г. N 33-15461/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru