Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 декабря 2011 г. N А60-23037/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Акшенцева Н.А., представитель по доверенности N 583 от 20.09.2011г.,
от заинтересованного лица: Бачурин В.В., представитель по доверенности N 05-13/24960 от 16.11.2011г., Федотова О.Г., представитель по доверенности N 05-13/17555 от 18.08.2011г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "ПМБК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1706/13 от 09.06.2011г.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "Первая международная букмекерская компания" поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области 22.06.2010г. по месту нахождения обособленного подразделения ООО "ПМБК" - "Центр обслуживания клиентов "город Нижний Тагил, улица Садовая", расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Садовая, 4а.
Основными видами деятельности, заявленными ООО "ПМБК" при государственной регистрации, являются деятельность по организации азартных игр и прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.
Деятельность по месту нахождения обособленного подразделения осуществлялась заявителем на основании лицензии N 6 от 08.07.2009г., выданной Федеральной налоговой службой N 2-6-15/00148@, сроком действия с 08.07.2009г. по 07.07.2014г., разрешающей осуществление деятельности по организации азартных игр по адресу: 622013 Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Садовая, 4а.
На основании поручения руководителя от 05.05.2011г. N 5, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области проведена проверка соблюдения организатором азартных игр требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на объекте, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Садовая, 4а, ОП ООО "ПМБК" - "Центр обслуживания клиентов" (ИНН 7729607406).
В ходе проверки в соответствии со ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом 05.05.2011г. проведен осмотр данного помещения в присутствии представителя организации - кассира Яриной Е.А., что зафиксировано протоколом осмотра N 6 от 05.05.2011г.
В результате осмотра установлено, что в указанном помещении на площади 50 кв. м., занимаемой по договору аренды N 10/06с от 10.06.2010г., заключенному с Обществом с ограниченной ответственностью "Тагил", расположена букмекерская контора ООО "Первая международная букмекерская компания" (ОП ООО "ПМБК" - "Центр обслуживания клиентов "город Нижний Тагил, улица Садовая"), оборудованы рабочие места кассиров букмекерской конторы, которые принимали ставки на спортивные состязания. Налоговым органом также были получены объяснения работников обособленного подразделения Топорковой Л.В. и Яриной Е.А.
Обстоятельства, установленные в ходе проверки, зафиксированы в акте N 5679/13 от 13.05.2011г., на основании которого инспекцией вынесено решение N 1706/13 от 09.06.2011г.
Из решения следует, что основанием для его принятия послужили выводы проверяющих о том, что по месту нахождения обособленного подразделения по адресу г. Нижний Тагил, ул. Садовая, 4а, расположена касса букмекерской конторы. При этом по состоянию на 09.06.2011г. в Межрайонную ИФНС России N 16 по Свердловской области заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес ООО "Первая международная букмекерская компания" (ОП ООО "ПМБК" - "Центр обслуживания клиентов "город Нижний Тагил, улица Садовая") не представлено.
Данным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.2 НК РФ, в виде штрафа в сумме 750000 руб. 00 коп.
Оспаривая выводы проверки и обоснованность привлечения общества к налоговой ответственности, заявитель ссылается на то, что по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе и в г. Нижний Тагил, кассы букмекерской конторы отсутствуют.
Представитель заявителя пояснил, что ООО "ПМБК" в своей деятельности использует кассу букмекерской конторы, расположенную по адресу: г. Москва, 4-й Монетчиковский пер., 7, надлежащим образом зарегистрированную в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет кассы букмекерской конторы.
В обособленных подразделениях ООО "ПМБК" установлены только мониторы, системные блоки компьютеров с подключением к сети Интернет, с помощью которых информация об акцепте оферты участниками передается в кассу букмекерской конторы, от которой приходит подтверждение заключения соглашения с участником, а именно - карточка, подтверждающая учет ставки и заключение соглашения между участником и организатором азартной игры.
Кроме того, заявитель указал на то, что в соответствии с материалами проверки, проверяющими какого-либо иного специального оборудования, позволяющего проводить учет общей суммы ставок и определять сумму выигрыша, подлежащую выплате, не установлено.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных Законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 4 Закона 244-ФЗ определено, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с Законом N 244-ФЗ и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В соответствии с п. 14 ст. 4 Закона N 244-ФЗ букмекерская контора -игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование (п. 22 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш (п. 19 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 (далее - Положение), установлены лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности.
Согласно подпункту "а" п. 4 Положения необходимо наличие условий для соблюдения лицензиатом требований, установленных частями 1 - 4 ст. 8 и ч. 3 ст. 14 Закона N 244-ФЗ, по каждому адресу места осуществления деятельности.
Одним из лицензионных требований и условий в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 244-ФЗ является то, что игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ определено, что в зоне обслуживания участников азартных игр должна быть расположена касса букмекерской конторы.
Таким образом, согласно п.п. "Д" п. 4 Положения, использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, является обязательным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности по каждому адресу места осуществления деятельности.
Налогообложение деятельности в области игорного бизнеса регламентировано нормами главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации касса букмекерской конторы является объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации касса букмекерской конторы это специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При этом в соответствии со статьей 4 Закона N 244-ФЗ кассой букмекерской конторы для целей указанного Закона признается часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.03.2003 N 120-О указано, что под объектом обложения налогом на игорный бизнес понимаются не сами по себе денежные средства, которые могут находиться в кассе игрового заведения, а специально оборудованное место в игорном заведении, в котором производится учет принятых игровым заведением ставок и расчетным путем определяется сумма выигрыша (в тотализаторе, букмекерской конторе).
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд полагает, что обязательными условиями, необходимыми для отнесения обособленных подразделений букмекерской конторы (пунктов приема ставок) к кассам букмекерской конторы, являются возможность заключения в них пари с участниками азартной игры, а также выполнение данными обособленными подразделениями функций определения результатов азартной игры, учета общей суммы внесенных участниками азартной игры ставок и функций определения подлежащих выплате им сумм выигрышей. Иных условий, в том числе и условий по применению того или иного порядка (механизма) выполнения указанных функций, данными нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Закона N 244-ФЗ не предусмотрено.
Следовательно, организаторы азартных игр в букмекерских конторах, имеющих обособленные подразделения - пункты приема ставок (вне зависимости от используемого ими порядка (механизма) учета сумм ставок и определения сумм выигрышей), признаются налогоплательщиками налога на игорный бизнес только по месту нахождения тех обособленных подразделений - пунктов приема ставок, которые выполняют указанные функции, т.е. соответствуют предусмотренным статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона N 244-ФЗ признакам касс букмекерских контор. При этом организаторы азартных игр, выполняющие данные функции в централизованном порядке по месту нахождения букмекерских контор, привлекаются к уплате налога на игорный бизнес только по месту нахождения таких букмекерских контор.
Заявителем в судебном заседании представлены документы, из которых следует, что в кассе букмекерской конторы, расположенной в г. Москве, находится сертифицированный аппаратно-программный комплекс "Букмекер", позволяющий централизованно формировать условия соглашения, предлагаемые участникам, заключать соглашения с участниками и принимать ставки, вести единый учет принятых ставок, производить расчет всех ставок, вести учет выплат выигрышей по ставкам.
Данный комплекс работает по технологии "клиент-сервер" и позволяет вводить в него информацию удаленно по каналам связи. Вводимая удаленно информация обрабатывается комплексом в режиме реального времени. Вся необходимая информация о соглашении доступна удаленно по каналам связи участникам соглашения.
Программные продукты комплекса сформированы таким образом, что учет ставок и определение результата азартной игры физически может проводиться только в одном месте - на сервере, который является единым и единственным хранилищем данных, необходимых для работы всех программ комплекса. Формирование единой оферты (так называемой "линии" и Правил приема ставок) для всех обособленных подразделений организации, ее изменение и контроль, проводится только централизованно из кассы букмекерской конторы соответствующими специалистами.
В связи с тем, что учет ставок и определение результата азартной игры проводится централизованно, оферта представляется единой для всех участников азартной игры с единой линией и едиными коэффициентами, которые меняются также централизованно в кассе букмекерской конторы. Также в зависимости от течения события, на которые были произведены ставки, коэффициенты выигрышей участников при определенном виде игры могут меняться централизованно для единой линии, установленной для всей организации.
С учетом изложенного суд признает ошибочными выводы инспекции о том, что, действуя через пункт приема ставок, общество являлось организатором азартной игры и обязано было осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В связи с тем, что инспекцией не представлено безусловных доказательств, подтверждающих тот факт, что в пункте приема ставок в обособленном подразделении расположена касса букмекерской конторы, суд признает несостоятельными выводы налогового органа о нарушении обществом требований Федерального закона N 244-ФЗ, а также норм налогового законодательства.
Ссылка налогового органа на то, что факт нарушения подтвержден результатами осмотра помещений, в которых осуществляется деятельность заявителя, судом отклоняется.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Из статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов может проводиться должностным лицом налогового органа только при проведении выездной налоговой проверки.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
Из материалов дела следует, что осмотр помещения проводился вне рамок выездной проверки. Кроме того, у налогового органа также отсутствуют доказательства наличия оснований для осмотра помещения вне рамок выездной налоговой проверки, предусмотренные пунктом 2 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, произведенный инспекцией осмотр помещения не соответствует требованиям статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем протокол не может служить надлежащим доказательством по делу в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судом принимаются только допустимые доказательства, добытые с соблюдением норм и правил действующего законодательства.
Иных доказательств совершения обществом налогового правонарушения, выразившегося в использовании налогоплательщиком незарегистрированных объектов обложения налогом на игорный бизнес, налоговый орган суду не представил.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759) требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1706/13 от 09.06.2011г.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759) 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 декабря 2011 г. N А60-23037/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника