Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 декабря 2011 г. N А60-32158/2011
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-32158/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смирнов Я.В., представитель по доверенности N 4/11 от 14.10.2011;
от заинтересованного лица: Киселева О.А., представитель по доверенности N 967-249/11 от 04.04.2011.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель уточнил заявленные требования. Уточнение судом принято. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Первоуральск. С учетом принятого судом уточнения заявитель просит признать действия Администрации городского округа Первоуральск выразившиеся в отказе по принятию решения в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 незаконным и обязать администрацию городского округа Первоуральск в лице Главы городского округа Первоуральск в течение 2 недель, с момента вступления решения в силу, принять решение в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:58:0110003 согласно схеме утвержденной в акте по выбору земельного участка.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
23.06.2010г. Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" обратилось с заявлением на имя главы городского округа Первоуральск о предоставлении земельного участка в аренду на 7 лет, общей площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, с северо-восточной стороны Пильненского пруда, под организацию пляжа и проектирование, и строительство базы отдыха.
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы: копия топографической съемки с обозначением испрашиваемого земельного участка, копия выписки из ЕГРЮЛ от 11.06.2010г., копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на налоговый учет, копия устава, декларация о намерениях и эскизный проект.
На заседании муниципальной межведомственной комиссии 25.06.2010г. принято решение: согласовать предоставление земельного участка под проектирование и строительство базы отдыха с организацией пляжа.
Письмом от 04.08.2011г. N 2411 общество было уведомлено о том, что решением муниципальной межведомственной комиссии от 29.07.2011г. отменено решение муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, с северо-восточной стороны Пильненского пруда, под проектирование и строительство базы отдыха с организацией пляжа.
Считая, что письмом от 04.08.2011г. N 2411 заявителю фактически отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, с северо-восточной стороны Пильненского пруда, на кадастровом плане территории площадью 5,5 га. в кадастровом квартале 66:58:0110003, полагая, что, действия Администрации городского округа Первоуральск, выразившиеся в отказе по принятию решения в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 незаконны, нарушают права и законные интересы ООО "Торговый дом "Дирижабль", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов регламентирован Земельным кодексом РФ.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 8 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из приведенных норм Кодекса следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является юридически значимым действием и основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.06.09 N 1557 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа Первоуральск.
В соответствии с п. 1.14 указанного Положения предоставление земельных участков, переоформление прав на земельные участки, отказ от прав на земельные участки осуществляется на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, подаваемых на имя Главы городского округа Первоуральск.
Согласно п. 1.20 Положения заявления о предоставлении вновь формируемых земельных участках рассматриваются постоянно действующей Межведомственной комиссией в соответствии с действующим положением о МВК.
В силу п. 1.21 Положения межведомственная комиссия вправе принять одно из следующих решений: о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории (о предварительном согласовании места размещения объекта); о согласовании предоставления земельного участка и выдачи акта по выбору земельного участка; об отказе предоставления земельного участка; об отложении рассмотрения вопроса по существу для выяснения обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством, способных повлиять на решение вопроса о предоставлении земельного участка; о формировании земельного участка и передаче вопроса в КУИ для выполнения процедур предоставления участка посредством публичного предложения либо путем проведения аукциона, конкурса.
Как следует из материалов дела, на основании решения муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010г. Комитетом архитектуры и градостроительства городского округа Первоуральск заявителю был выдан акт по выбору земельного участка для прохождения процедуры согласования. В качестве заказчика строительства указано ООО "Торговый дом "Дирижабль".
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" заключило с ООО "УралКомЗем" договор на оказание юридической помощи с последующим проведением кадастровых работ.
ООО "УралКомЗем" провело работы по согласованию акта по выбору со всеми организациями, указанными в акте и получило положительные решения, и направило его в ПМУ "Кадастровая палата" 06.06.2011г. для подготовки проекта постановления об утверждении схемы на кадастровом плане территории и утверждении акта по выбору земельного участка.
ПМУ "Кадастровая палата" подготовила проект постановления, и направило его в комитет архитектуры и градостроительства для согласования.
Комитет архитектуры и градостроительства подготовил схему расположения земельного участка и направил на утверждение Главе администрации городского округа Первоуральск.
Между тем схема расположения земельного участка администрацией городского округа Первоуральск не утверждена, тем самым первый этап процедуры выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта не выполнен.
При этом судом сделан вывод о том, что поскольку решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка принимается Главой городского округа Первоуральск, письмо от 04.08.11 N 2411 не может рассматриваться как отказ в предоставлении заявителю земельного участка в аренду, поскольку указанное письмо подписано председателем Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск, то есть неуполномоченным лицом.
Кроме этого суд считает, что решение муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков от 29.07.11 также не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку согласно Положению о муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск, утвержденного Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 9 июля 2009 г. N 1687 муниципальная межведомственная комиссия является постоянно действующим совещательным органом при Главе городского округа Первоуральск по вопросам регулирования земельных отношений по предоставлению в собственность, пользование и аренду находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, расположенных на всей территории муниципального образования, разрешения строительства объектов на существующих отведенных территориях, перепрофилированию и перепланировке помещений. При этом ни указанное положение о муниципальной межведомственной комиссии, ни Положение о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа Первоуральск, не содержит каких либо норм, позволяющих указанному совещательному органу отменять раннее принятые решения.
Как следует из отзыва заинтересованного лица и пояснений представителя в ходе судебного заседания, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 послужило нахождение, по мнению заинтересованного лица, испрашиваемой обществом территории земельного участка в двух зонах (зона индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-1) и зона массовой рекреации (Р-1)), что является нарушением ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации
В соответствии с п. 7 ст. 63 Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.10 N 241
один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух (или более) территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Суд считает, что представленный заинтересованным лицом картографический материалы с указанием зон Ж-1 и Р-1 в качестве доказательства того, что заявитель первоначально указывал местоположение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, не является таковым, поскольку на момент обращения заявителя с заявлением от 23.06.10 Правила землепользования и застройки, устанавливающие границы зон, не были утверждены.
Между тем границы испрашиваемой заявителем территории земельного участка не утверждены, заявителем на момент обращения с заявлением представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, из которой следует, что спорный земельный участок не находится в двух территориальных зонах.
Согласно акту по выбору земельного участка, представленного Комитетом архитектуры и градостроительства городского округа Первоуральск для прохождения процедуры согласования, спорный земельный участок также не находится в двух территориальных зонах.
Другим основанием для непринятия решения об утверждении схемы границ земельного участка явился вывод заинтересованного лица о невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (береговая полоса, земли общего пользования). При этом заинтересованное лицо ссылается на положения Земельного кодекса РФ, запрещающего приватизацию земельных участков общего пользования, и Водного кодекса РФ, запрещающих приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Указанный довод судом отклоняется, поскольку в данном случае речь не идет о приватизации какого либо земельного участка. Заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под организацию пляжа и проектирование, строительство базы отдыха.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденным Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.10 N 241, территория испрашиваемого земельного участка находится в зоне Р-1.
Указанная зона в соответствии с правилами землепользования и застройки - территория, предназначенная для сохранения и использования экологически чистой окружающей среды в интересах защиты здоровья и общего благополучия населения. При этом основные виды использования: лесные массивы; лесопарки; пляжи; лыжные трассы, велосипедные и беговые дорожки и так далее. Вспомогательные виды использования: здания, сооружения для осуществления основных функций по охране и восстановлению лесов; места для пикников; лесные насаждения; малые архитектурные формы; терренкуры; общественные туалеты; объекты инженерной инфраструктуры; вспомогательные сооружения, связанные с организацией отдыха (беседки, скамейки и другие малые архитектурные формы); объекты пожарной охраны; площадки для мусоросборников; открытые стоянки для временного хранения транспортных средств. Условно разрешенные виды использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха; детские оздоровительные лагеря и дачи дошкольных учреждений; кафе, закусочные и другие учреждения общественного питания; тренировочные базы; туристические комплексы; велотреки; конные терренкуры; объекты пожарной охраны; инженерные сооружения.
Таким образом, организация пляжа и строительство базы отдыха, заявленные обществом, относятся к основному и условно разрешенному виду использования соответственно в зоне Р-1.
Согласно акту по выбору земельного участка, муниципальное учреждение городского округа Первоуральск "Экологический фонд" согласовало его с условиями размещения автостоянки за пределами прибрежной полосы на асфальтированной площадке, площадку ТБО вынести за пределы водоохраной полосы, использование территории только под рекреационные цели без возведения капитальных сооружений с исполнением условия ст. 65 Водного кодекса РФ.
Кроме этого довод о том, что земельный участок находится в пределах береговой полосы, не подтверждается материалами дела, поскольку как было указано выше, границы испрашиваемой заявителем территории земельного участка не утверждены.
Учитывая, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 как один из этапов предоставления участка в аренду на территории городского округа Первоуральск осуществляет заинтересованное лицо, судом сделан вывод о невыполнении данной обязанности по утверждению и выдаче схемы испрашиваемого земельного участка со стороны Администрации городского округа Первоуральск в установленном законодательством порядке.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании изложенного суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, а действия Администрации городского округа Первоуральск, выразившиеся в не принятии решения в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 признать незаконными.
В порядке устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязывает администрацию городского округа Первоуральск принять решение в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 на основании акта по выбору земельного участка в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Заявитель при подаче заявления уплатил государственную пошлину в общей сумме 4000 руб. 00 коп., что подтверждается чеком-ордером от 01.09.2011 N 0056.
В соответствии с ч. 3 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ 3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для организаций - 2000 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации
В силу ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе и в случае: уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено, прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Таким образом государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Администрации городского округа Первоуральск, выразившиеся в отказе в принятии решения в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003.
Обязать Администрацию городского округа Первоуральск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в виде постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 на основании акта по выбору земельного участка в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" (ИНН 6625027663; ОГРН 1036601477230) 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дирижабль" (ИНН 6625027663; ОГРН 1036601477230) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по чеку-ордеру от 01.09.11. Подлинный чек-ордер остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 г. N А60-32158/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника