Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 декабря 2011 г. N А60-42457/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273)
к ЗАО "ФАНКОМ" (ИНН 6635000195, ОГРН 1026600508880)
о взыскании 505439 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: Корчемкин А.М., представитель по доверенности N 343 от 12.09.2011;
от ответчика: Морозов Е.В., представитель по доверенности от 11.11.2011 N 520.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области просит взыскать с ЗАО "ФАНКОМ" 505438 руб., составляющих сумму неустойки за нарушение условий договора арены лесного участка, основывая свои требования на материалах проверки соблюдения ответчиком условий данного договора.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на отсутствие у Департамента полномочий на заявление указанных требований, поскольку договор аренды заключен с Министерством природных ресурсов, а истец не представлен разделительный баланс, в соответствии с которым к нему перешло право требования по данному договору, кроме того, истцом не представлен обоснованный расчет суммы неустойки, а имеющийся в материалах дела расчет предусмотрен для договора N 577 от 17.12.2008, который не заключался.
Ответчик также полагает недоказанными факты нарушений в связи с отсутствием абрисов лесосеки и отсутствием в перечетных ведомостях ссылки на нормативный документ; по мнению ответчика, истцом нарушена процедура привлечения общества к ответственности, так как протокол о нарушении лесного законодательства отсутствует.
По мнению ответчика, выявленное нарушение в виде невывезенной в срок древесины, за что истцом начислена неустойка в размере 96832 руб. 78 коп., является незначительным и последствия этого нарушения явно ему несоразмерны, в связи с чем неустойка должна быть уменьшена.
Ответчик указал также, что акт проверки N 44 от 17.05.2011 не может служить доказательством нарушения лесного законодательства, поскольку в соответствии с приложенной к нему перечетной ведомостью проверка проводилась в квартале (выделе), который обществу не отводился и в котором заготовка древесины не осуществлялась.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Между Министерством природных ресурсов Свердловской области, функции которого в настоящее время выполняет Департамент лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель), и закрытым акционерным обществом "ФАНКОМ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.01.2010 N 577, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесные участки общей площадью 63082,6 га, расположенные на территории ГУСО "Алапаевское лесничество" Зенковское участковое лесничество Зенковский участок, Ясашинское участковое лесничество Ясашинский участок и Махневское участковое лесничество Махневский участок, на которых ответчик в соответствии с лесной декларацией от 07.05.2010 в период с 17.05.2010 по 31.12.2010 осуществлял заготовку древесины. Условиями договора (Приложение N 7) установлена ответственность арендатора за нарушение условий договора и требований правил, устанавливающих заготовку и отпуск древесины на корню в лесах Российской Федерации.
В целях проверки соблюдения арендатором выполнения условий договора аренды после окончания рубки древесины Алапаевским лесничеством 16, 17 и 23 мая 2011 года произведены проверки соблюдения арендатором условий договора путем осмотров и освидетельствований арендованных лесных участков, которыми установлены нарушения предусмотренного договором порядка заготовки древесины, в том числе расстроенные недорубы объемом 579,59 куб.м., оставление не вывезенной в установленный срок древесины объемом 808,28 куб.м., уничтожение деляночных столбов в количестве 12 штук, неудовлетворительная очистка мест рубок на площади 6,07 га.
Данные нарушения отражены в актах проверок N N 34, 35, 36 от 17.05.2011, N N 37, 38 от 16.05.2011, N N 39, 40 от 23.05.2011, N 41 от 16.05.2011, N N 42, 43, 44, 45, 46, 47 от 17.05.2011, N N 48, 49, 50 от 16.05.2011, N 51 от 23.05.2011 и N 52 от 16.05.2011, и от 25.01.2011, на основании которых в соответствии с Приложением к договору истцом произведен расчет договорной неустойки, размер которой составил 505438 руб. 28 коп.
Направленная ответчику претензия о добровольной уплате неустойки последним получена, однако оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Порядок исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Согласно пункту 3 статьи 16, статье 29 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка установлен Лесным кодексом Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 74 которого заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий; при этом арендодателями лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 2 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, к договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 данных Правил (данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 339, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.05.2010, т.е. действовал в период заключения договора аренды от 25.01.2010) установлено, что настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп. "б" п. 8 указанных Правил в договоре аренды лесного участка за нарушение условий данного договора устанавливается ответственность в виде неустойки (штрафа, пени).
Исходя из положений ст. 330, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должник обязан оплатить кредитору неустойку (определенную законом или договором денежную сумму).
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Факты нарушения лесопользователем обязательств по договору N 577 от 25.01.2010 в части условий заготовки древесины и сроков ее вывозки установлены в ходе проведения проверок, подтверждены актами проверок, возражений по которым представителем лесопользователя не представлено.
Имеющиеся в деле акты проверок мест рубок N N 34, 35, 36 от 17.05.2011, N N 37, 38 от 16.05.2011, N N 39, 40 от 23.05.2011, N 41 от 16.05.2011, N N 42, 43, 45, 46, 47 от 17.05.2011, N N 48, 49, 50 от 16.05.2011, N 51 от 23.05.2011 и N 52 от 16.05.2011, и от 25.01.2011 содержат все необходимые для установления фактов нарушений и определения размера ущерба юридически значимые обстоятельства: фамилии, инициалы, должностное положение лиц, участвовавших в освидетельствовании, наименование ответчика, координаты расположения освидетельствуемых мест рубок, их площадь, допущенные ответчиком нарушения, площадь неочищенная от порубочных остатков, расчет размера причиненного этими нарушениями вреда.
Лесопользователь (ответчик) был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки, что подтверждается извещением, проверки соблюдения условий договора аренды проведены работниками лесничества Мурашовым И.А. (мастер леса) и Сониным И.И. (лесничий) в присутствии уполномоченного представителя Общества "Фанком" технического директора Атеполихина Т.Н., действовавший на основании доверенности еа участие в проверках мест рубок от 10.05.2010 N 618.
Акты проверки подписаны обеими сторонами, при этом со стороны ответчика каких-либо замечаний и возражений относительно выявленных и зафиксированных в данном акте нарушений не поступило.
Доказательств того, что Мурашов И.А. (мастер леса) и Сонин И.И. (лесничий) не были уполномочены на проведение проверок и подписание соответствующих актов, в материалах дела не имеется.
Таким образом, лесничеством соблюден порядок проведения проверок и акты проверок имеют доказательственную силу и подтверждают указанные в них факты нарушений условий договора аренды.
Вместе с тем акт проверки N 44 от 17.05.2011 не может быть признан надлежащим доказательством совершения Обществом указанных в акте нарушений (оставление невывезенной древесины и неудовлетворительная очистка мест рубок) в связи с тем, что, согласно перечетной ведомости, на основании которой этот акт составлен, проверка представителями лесничества проводилась в квартале N 190 Алапаевского лесничества в лесосеках N 10, 6 и 7, тогда как лесосека N 6 Обществу не отводилась и заготовка древесины на данном участке не осуществлялась.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указание в перечетной ведомости лесосеки, не отведенной обществу, является следствием описки, а также то, что по данной перечетной ведомости невозможно установить, какие нарушения имели место на фактически отведенных Обществу лесосеках N 10 и N 7, и эти недостатки составления документа, которыми устанавливаются факты нарушений, не могут быть восполнены или устранены при рассмотрении дела, суд полагает необходимым исключить акт проверки N 44 от 17.05.2011 из числа доказательств по делу, толкуя при этом неустранимые сомнения указанных в акте фактов в пользу ответчика.
Размер неустойки исчислен истцом в соответствии с Правилами заготовки древесины на корню, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, условиями договора (приложением N 7 к нему) и с учетом ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204 "О Федеральном бюджете на 2009 год".
В соответствии с п. 8 Приложения N 7 к договору аренды от 25.01.2010 N 577, оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенной выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках влечет взыскание 4-кратной ставки платы за оставленную на корню древесину, что, исходя из размеров ставок такс (сосна 139 руб. 29 коп., осина 13 руб. 81 коп.), составляет 39570 руб.
Пунктом 1 Приложения N 7 к договору установлено, что оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках влечет взыскание неустойки в размере 7-кратной ставки лесных податей за объем не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, что исходя из объема не вывезенной Обществом древесины составило 96832 руб. 78 коп.
Согласно п. 14 Приложения к договору уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков влечет начисление неустойки в размере 4264 руб. за 1 деляночный столб, в связи с чем размер неустойки за 12 уничтоженных при заготовке древесины столбов составило 51168 руб.
В соответствии с п. 6 Приложения к договору аренды повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, и лесных культур влечет взыскание неустойки в размере 36300 руб. за 1 га, что по расчетам истца с площади 4,20 га. составляет 152460 руб.
Пунктом 5 Приложения к договору аренды установлено, что неудовлетворительная очистка или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков (в том числе в случае, если разрыв между рубкой деревьев и очисткой в весенне-летний период превышает 15 дней), не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, влечет взыскание неустойки в размере 27250 руб. за 1 га, что в отношении Общества составило 165407 руб.
Всего за нарушения, установленные в ходе проведенных проверок, Обществу начислена неустойка в размере 505439 руб.
Учитывая, что нарушения, указанные в акте N 44 от 17.05.2011, в том числе оставление не вывезенной древесины: ель - 20,36 куб.м., осина - 76,86 куб.м., неудовлетворительная очистка на площади 0,54 га., что повлекло начисление неустойки в размере 39887 руб. 37 коп., обоснованным следует признать неустойку в размере 465550 руб. 91 коп. (505438 руб. 28 коп. - 39887 руб. 37 коп.).
Довод ответчика о том, что произведенный истцом и направленный в адрес Общества расчет размера неустойки не относится к выявленным проверками нарушениями, не может быть признан обоснованным.
Оценка всех обстоятельств дела, в том числе сопоставление показателей этого расчета с данными актов проверок, а также пояснение представителя истца свидетельствуют о том, что указание в расчете на то, что он составлен по договору от 25.01.2011 N 577 является следствием опечатки, не влияющей на существо требований истца.
Кроме того, что в представленных истцом документах (акты проверок и перечетные ведомости) содержатся достаточные данные для исчисления размера неустойки, поскольку в них установлены породы древесины, количество, диаметр деревьев, объем древесины в кубических метрах, а также указаны размеры ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов при осуществлении расчета неустойки за нарушение лесохозяйственных требований применены истцом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 по Центрально-Уральскому лесотаксовому району, к которому относятся все лесничества и лесопарки Свердловской области.
Таким образом, произведенный истцом расчет размера взысканий за нарушение лесохозяйственных требований является верным, поскольку произведен в полном соответствии с требованиями законодательства и условиями приложения N 7 к договору аренды лесных участков от 25.01.2010 N 577.
Досудебный порядок истцом соблюден, о чем свидетельствует направленная в адрес Общества претензия, которая ответчиком получена.
Исковое заявление подписано главным специалистом ГУСО "Алапаевское лесничество" Корчемкиным А.М. на основании доверенности от Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 12.09.2011 N 343, т.е. надлежащим представителем истца.
Довод общества об отсутствии у Департамента лесного хозяйства Свердловской области полномочий на взыскание неустойки по договору аренды, заключенному с Министерством природных ресурсов Свердловской области, также не может быть признан обоснованным.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 02.11.2010 "О реорганизации Министерства природных ресурсов Свердловской области" Министерство реорганизовано путем выделения из него исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Департамента лесного хозяйства с передачей Департаменту полномочий в области лесных отношений на территории Свердловской области.
Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП установлено, что Департамент является правопреемником Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений в соответствии с действующим законодательством и обладает среди прочих правом предъявлять иски в суд о возмещении вреда лесам, причиненного в результате нарушения лесного законодательства.
Из этого следует, что Департамент в силу своих полномочий является стороной по договору аренды лесных участков, о чем арендаторы лесных участков были уведомлены Департаментом письмом от 11.02.2011 N 06-04-1279/11.
Другие возражения ответчика в отношении нарушения истцом правил составления актов о лесонарушениях также являются несостоятельными, поскольку ответчик не доказал, что такие нарушения - если они, действительно и имели место, привели к нарушению его прав, а также к искажению информации о допущенных ответчиком лесонарушениях.
Судом не принимается довод ответчика о несоразмерности начисленной истцом неустойки в размере 96832 руб. 78 коп. за оставление невывезенной в срок древесины, поскольку размер неустойки определен истцом в полном соответствии с условиями договора (приложения к нему), является определенной сторонами мерой ответственности за допущенное нарушение, при этом доказательства несоразмерности размера неустойки в деле отсутствуют.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика неустойки подлежат удовлетворению частично, в сумме 465550 руб. 91 коп., в остальной части требований следует отказать.
Государственная пошлина в соответствии с положениями ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям, что составляет 12074 руб. 29 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Закрытого акционерного общества "ФАНКОМ" (ИНН 6635000195, ОГРН 1026600508880, юридический адрес: 624691, Свердловская область, Алапаевский район, пгт. Верхняя Синячиха, ул. Цветочная, 7) в доход бюджета неустойку в размере 465550 рублей 91 копеек.
3. Взыскать с Закрытого акционерного общества "ФАНКОМ" (ИНН 6635000195, ОГРН 1026600508880, юридический адрес: 624691, Свердловская область, Алапаевский район, пгт. Верхняя Синячиха, ул. Цветочная, 7) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12074 рубля 29 копеек.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2011 г. N А60-42457/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника