Определение Свердловского областного суда
от 15 декабря 2011 г. N 33-18028/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Зарубина В.Ю.,
Судей Панфиловой Л.И., Романова Б.В.,
при ведении протокола секретарем Килиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15.12.2011 гражданское дело по заявлению Климова Д.Ю. и Климовой Е.В., действующих в своих интересах и в интересах . . . , к администрации города Екатеринбурга и администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным исключения семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязать восстановить в списках участников подпрограммы и выдать свидетельство о социальной выплате
по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица администрации г.Екатеринбурга Галышевой Е.А. на решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 05.10.2011.
Заслушав доклад судьи Зарубина В.Ю., объяснения представителя заинтересованного лица администрации г.Екатеринбурга Галышевой Е.А., просившей решение отменить, объяснения заявителя Климовой Е.В., ее представителя Косаревой Е.В., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Климов Д. Ю. и Климова Е. В., действующие в своих интересах и в интересах . . . ., обратились в суд с заявлением к администрации города Екатеринбурга и администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным исключение семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязать восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" и выдать свидетельство о социальной выплате.
В обоснование заявления указано, что постановлением главы Кировского района г. Екатеринбурга . . . от ( / / ) семья Климовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодая семья. ( / / ) распоряжением главы Кировского района г. Екатеринбурга семья Климовых исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в том числе из числа молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в 2010 и в 2011 годах, в связи с достижением Климовым Д. Ю. возраста . . .
В судебном заседании заявитель Климова Е. В., действующая в своих интересах и в интересах . . . ., и ее представитель Косарева Е. В. доводы заявления поддержали.
Представитель администрации Кировского района г. Екатеринбурга Сабирянова А. Ф. и представитель администрации города Екатеринбурга Галышева Е. А. представили отзыв и возражали против удовлетворения заявления (л. д. 42).
Заявитель Климов Д. Ю. в суд не явился, надлежаще извещен, причины неявки не известны.
Судом постановлено решение, которым признано незаконным исключение семьи в составе Климова Д.Ю., Климовой Е.В., . . . из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". На администрацию Кировского района г. Екатеринбурга возложена обязанность восстановить семью в составе Климова Д.Ю., Климовой Е.В., . . . в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2011 год.
В остальной части в удовлетворении заявления Климова Д.Ю. и Климовой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах . . . , к администрации Кировского района г. Екатеринбурга отказано.
Отказано в удовлетворении заявления Климова Д.Ю. и Климовой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах . . . , к администрации города Екатеринбурга.
В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица администрации г.Екатеринбурга просит решение в части признания незаконным исключения семьи Климовых из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и возложения обязанности на администрацию Кировского района г.Екатеринбурга восстановить семью в составе Климова Д.Ю., Климовой Е.В., . . . в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2011 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия находит решение правильным, а просьбу кассатора подлежащей отклонению.
13.05.2006 Правительством Российской Федерации принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и в постановлении Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП, которым утверждена областная целевая программа "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011-2015 годы.
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 22 Правил от 13.05.2006 N 285 и п. 23 Правил от 17.12.2010 N 1050).
Судом установлено, не оспаривается лицами, участвующими в деле, что распоряжением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) семья Климовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодая семья и поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Климовых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Судом установлено, что в 2010 г. в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат семья Климовых не вошла в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по муниципальному образованию "город Екатеринбург". Также судом установлено, что семья Климовых была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в ( / / ) под номером . . . .
Решением районной комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) семья Климовых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Кировскому району МО "город Екатеринбург" в связи с достижением предельного возраста одним из членов молодой семьи.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции верно сделан вывод, что надлежащим заинтересованным лицом является администрация Кировского района г.Екатеринбурга, так как именно данным органом составляется список молодых семей по району. Действия и решения администрации г.Екатеринбурга, как органа власти, уполномоченного составлять сводный список по городу, заявителями не оспариваются.
Признавая незаконным исключение семьи Климовых из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" судом было верно указано, что решение районной комиссии об исключении семьи Климовых по форме и содержанию не отвечает целям действующего законодательства, что нарушает права заявителей.
Довод кассатора о том, что семья Климовых исключена на основании решения, которое принято в соответствии с Приложением N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП - Порядком формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, который в свою очередь был утвержден в соответствии с п. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложения N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, при этом Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, принятый актом Правительства Свердловской области на момент принятия судом решения не отменен, как несоответствующий федеральному акту (Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования), а также не признан утратившим юридическую силу, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Из смысла указанных правовых норм следует, что нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречит акту более высокого уровня, что и было указано судом.
Следовательно, Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП, как нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не должен противоречить постановлению Правительства Российской Федерации, более того Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП, должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, так как принят именно на основании и в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Таким образом, разрешая требования заявителей, суд правильно применил нормы действующего законодательства
Кроме того, как было указано выше, семья Климовых отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования социальная выплата указанной семьёй получена не была, что, по мнению судебной коллегии, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Таким образом, судом правильно в целях устранения нарушений прав заявителей на администрацию Кировского района г.Екатеринбурга была возложена обязанность по восстановлению семьи Климовых в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2011 год, при этом суд учитывал, что права заявителей действиями администрации Кировского района г.Екатеринбурга нарушены именно путем исключениях их из списка молодых семей за 2011 г., с заявлением о включении их в список молодых семей за 2012 г. семья Климовых не обращалась.
Нормы материального и процессуального законодательства применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, по тем доводам которые изложены в кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 05.10.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заинтересованного лица администрации г.Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 15 декабря 2011 г. N 33-18028/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru