Определение Свердловского областного суда
от 8 ноября 2011 г. N 33-15654/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И.П.,
судей Волковой Я. Ю., Родионовой Т. О.
при секретаре Шардаковой М. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 ноября 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах Корякиной С.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма
по кассационным жалобам ответчиков - Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 20 сентября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения истца Корякиной С.А. и ее представителя А., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Корякиной С. А., указав, что Корякина С.А., ( / / ) рождения, является ребенком-сиротой, с ( / / ) состоит во внеочередном списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории г. Талица в Управлении городского хозяйства г. Талицы, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось. На основании изложенного, ссылаясь на ст. ст. 2, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядок обеспечения в 2011-2015 гг. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП от 08 февраля 2011г., Постановления Главы Талицкого ГО N от ( / / ) "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования Талицкий городской округ" (с изменениями от ( / / ) N) просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Корякиной С. А., ( / / ), общей площадью не менее ... кв. м; обязать СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Корякиной С. А.; обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении Корякиной С. А. жилого помещения, обязать Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа предоставить Корякиной С. А. жилое помещение (л. д. ...).
Ответчики иск не признали.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области К. (по доверенности от ( / / )) в письменном отзыве указал, что истец обучается в ГОУ НПО СО "Талицкий профессиональный лицей" по очной форме обучения в настоящее время и по 30 июня 2011 г., в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; согласно ст. 1 данного Закона полное государственное обеспечение - предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе бесплатного общежития. Из представленного Корякиной С. А. заявления от ( / / ) следует, что она проживает в приемной семье, в настоящее время обязанность по обеспечению ее жилым помещением у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета Свердловской области не возникла, соответствующее право Корякиной С. А.на обеспечение жилым помещением не нарушено. В иске просил отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства (л. д. ...).
Ответчик - Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа представил отзыв, в котором со ссылкой на вышеприведенные нормы закона указал, что иск предъявлен преждевременно, Корякина С. А. продолжает обучение в Талицком профессиональном лицее с ( / / ) по ( / / ), находится на полном государственном обеспечении; жилое помещение во внеочередном порядке лицам из числа детей-сирот предоставляется после окончания пребывания в образовательном учреждении и при условии, что за ними не было закреплено жилое помещение (л. д. ...).
От СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" отзыва по иску не поступило.
В судебном заседании помощник прокурора М., истец Корякина С. А. исковые требования поддержали, представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 20 сентября 2011 г. исковые требования прокурора в интересах Корякиной С. А. удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик - Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа просит решение суда отменить, указывая, что в соответствии с действующим Порядком обеспечения в 2011-2015 г. г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. N 84-ПП, Управление отвечает только за предоставление в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства предложений (предварительно согласованных с УСЗН) по распределению жилых помещений, списки с предложением по распределению жилых помещений Управление формирует после поступления ему от Фонда адресного перечня жилых помещений с указанием их общей площади, в данный момент такого адресного перечня в Управление не представлено, оснований для направления предложений по распределению жилых помещений и для предоставления жилых помещений Управление не имеет, в связи с изложенным просит решение суда в части возложения на Управление обязанности по предоставлению Корякиной С. А. жилого помещения отменить (л.д. ...).
В кассационной жалобе представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - К. (по доверенности от ( / / )) просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поддерживая позицию, изложенную в письменном возражении против иска, об отсутствии оснований для обязывания ответчиков обеспечить истца жилым помещением до окончания пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении (л.д. ...).
Истцом Корякиной С. А. представлено письменное возражение на кассационные жалобы ответчиков, истец указала, что проживание в общежитии лицея возможно только в период учебных дней, в каникулы такой возможности не имеется, бесплатное питание организовано 1 раз в день, она намерена создать семью и проживать в собственном жилом помещении. Просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители ответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (исх. от ( / / ), л. д. ...), представитель Министерства просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения и полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом, Корякина С.А., родившаяся ( / / ), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 2007 г. проживала в приемной семье, с ( / / ) обучается по очной форме обучения в ГОУ НПО Свердловской области "Талицкий профессиональный лицей", срок окончания обучения ( / / ), ( / / ) истец достигла совершеннолетнего возраста, закрепленного жилья не имеет, является нуждающейся в жилом помещении, состоит на регистрационном учете по месту жительства приемного родителя А. в ... (л. д. ...), жилого помещения по договору социального найма ей не предоставлялось.
Установив указанные обстоятельства и в соответствии с вышеприведенными нормами материального права суд правомерно удовлетворил требования прокурора о предоставлении истцу жилого помещения.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии у Корякиной С. А. права на внеочередное получение жилого помещения в связи с ее зачислением на полное государственное обеспечение и предоставлением ей общежития на период обучения в Талицком профессиональном лицее несостоятельны.
Судом правильно указано, что пребывание Корякиной С. А. в приемной семье окончено, и в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации она подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В силу ст. 6 указанного Закона зачисление на полное государственное обеспечение на период обучения, в частности, в образовательном учреждении начального профессионального образования, является дополнительной гарантией права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования и не ограничивает право данного лица на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по окончании пребывания в приемной семье, как это предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса статья Российской Федерации пункт 2 отсутствует
Период обучения в указанном образовательном учреждении не является периодом пребывания в нем, так как на образовательное учреждение начального профессионального образования не возложена обязанность обеспечивать обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия пребывания в соответствии с требованиями п. 1 ст. 155.1. СК Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558; в силу п. 41 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования от 14 июля 2008 г. N 521 обучающиеся, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда образовательного учреждения. Как следует из представленной справки Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области "Талицкий профессиональный лицей" от ( / / ) N, Корякина С. А. обучается с ( / / ) по образовательной программе ... находится на полном государственном обеспечении с ( / / ) (с момента достижения совершеннолетнего возраста), во время учебных занятий проживает в общежитии по адресу: ..., временное проживание в общежитии лицея не дает права на регистрацию обучающейся, проживания в общежитии в каникулярное время, установленное для обучающихся лицея; в выходные дни учащиеся лицея уезжают из общежития в семьи родителей и родственников (л. д. ...). При изложенных обстоятельствах доводы ответчиков об обеспеченности истца на момент рассмотрения спора и на весь период обучения в лицее жилым помещением и об отсутствии у них в связи с этим обязанности по предоставлению Корякиной С. А. вне очереди жилого помещения в соответствии с Порядком от ( / / ) N-ПП, не основаны на законе.
Выводы, изложенные в решении суда, согласуются с правовой позицией по вопросу обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О.
Доводы кассационной жалобы Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого ГО о незаконности возложения на орган местного самоуправления обязанностей по предоставлению жилого помещения судебной коллегией отклоняются.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ФЗ "Об областном бюджете на 2011 год", Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 N 1631-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств", Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа производится в определенном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Свердловской области от 26 ноября 2010 г. "Об областном бюджете на 2011 год" следует читать как "N 100-ОЗ"
Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств субъекта Российской Федерации. Получателем бюджетных средств является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Построенные и/или приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для непосредственного предоставления по договорам социального найма.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных жилых помещений производится в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области, который служит основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области договоров социального найма жилых помещений с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив нарушение права истца Корякиной С.А. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд правильно пришел к выводу об обоснованности иска прокурора и возложил на ответчиков, в том числе Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого ГО, обязанности по предоставлению жилого помещения в соответствии с установленными законодательством полномочиями каждого из ответчиков.
Поскольку действующий порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагает на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по заключению договоров социального найма на предоставленное жилое помещение, то возложение обязанностей, связанных с предоставлением жилого помещения только на главного распорядителя бюджетных средств в лице Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исключало бы исполнимость судебного решения. Таким образом, решение суда об удовлетворении иска к Управлению ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО является законным и обоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п. 8 Порядка обеспечения в 2011-2015 г. г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП, предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна предшествовать безвозмездная передача данного жилого помещения в муниципальную собственность, судебная коллегия находит необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что обязанность Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма возникает после передачи жилого помещения в муниципальную собственность Талицкого городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 20 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа - без удовлетворения.
Дополнить абзац 5 резолютивной части решения суда после слов Корякиной С.А." указанием: "по договору социального найма после передачи жилого помещения в муниципальную собственность Талицкого городского округа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 8 ноября 2011 г. N 33-15654/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru