Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 декабря 2011 г. N А60-36045/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Михалева Владислава Владимировича
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зиновьев А.И. , представитель, доверенность от 19.09.2011г.
от заинтересованного лица: Юницина С.Б.- специалист, доверенность N 05-14/3025 от 07.12.2011г.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.
Михалев Владислав Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция) от 31.08.2011 г. об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплект".
Заявитель также просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга осуществить государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплект".
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает, что отказ является законным и обоснованным, ссылаясь на письма Министерства финансов РФ, согласно которым, в случаях поступления документов для государственной регистрации с ссылкой на ОКВЭД ОК 029-2007(КДЕС Ред. 1.1) регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
Михалев В.В. 24.08.2011 г. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица (Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплект"), представив следующие документы: заявление формы N Р11001, устав ООО "ТехКомплект", решение о создании общества, квитанцию об уплате государственной пошлины, гарантийное письмо Михалева В.В.- собственника помещения о предоставлении данного помещения обществу путем заключения договора аренды, копию свидетельства о регистрации права собственности на данное помещение, доверенность представителя.
Решением от 31.08.2011 г. Инспекцией отказано в государственной регистрации ООО "ТехКомплект", на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона о государственной регистрации) в связи не представлением предусмотренных указанным законом документов, а именно: среди представленных документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании с достоверными сведениями об ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Поскольку заявление содержит недостоверные сведения, заинтересованное лицо считает, что заявление является не представленным.
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что соответствии с п. а ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления необходимых документов, но не в связи с их содержанием, недостоверность указанных в заявлении сведений не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Оценив представленные доказательства и проанализировав все обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение государственного органа может быть признано судом недействительным в том случае, если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Основанием для признания решения государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В силу п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В статье 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержится подробный, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, среди которых:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
При этом в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должно не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
В силу подпункта "п" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с п.1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма N Р11001 заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
В заявлении по форме N Р11001 указываются сведения о видах экономической деятельности код по ОКВЭД и наименование вида деятельности.
Из материалов дела следует, что для проведения государственной регистрации представлен необходимый пакет документов, в том числе заявление по форме N Р11001.
В соответствии с листом "М" страницы 10 данного заявления общество осуществляет такой вид экономической деятельности как "оптовая торговля машинами и оборудованием", которому согласно заявлению соответствует код 51.8. (по ОКВЭД 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) , тогда как, по мнению Инспекции, должен был указан код 51.6 по ОКВЭД 029-2001 (КДЕС ред. 1.1).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 (приложение N 8) на период с 01.01.2008 до 01.01.2011 (срок действия продлен до 01 января 2013 г.) для использования при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
В соответствии с Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 принят и введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
Данный ОКВЭД используется при решении основных задач, связанных, в том числе с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации.
Поскольку в период с 01.01.2008 до 01.01.2011, а также в период с 01.01.2011 по 01.01.2013 действуют ОКВЭД ОК 029-2007 и ОКВЭД ОК 029-2001, задачи которых различны, суд приходит к выводу, что в целях регистрации классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, в обеспечение единообразного (в соответствии с ОК 029-2001) отражения кодов видов экономической деятельности должен применяться ОКВЭД ОК 029-2001.
Суд считает, что классификация экономической деятельности должна быть единой. Заявленные сведения о кодах видов экономической деятельности, которыми юридическое лицо намерено заниматься, не должны быть смешанными, часть из одного ОКВЭД, а часть - из другого.
Единовременное применение обоих классификаторов, имеющих разное предназначение, приводит к недостоверной информации, что и было установлено по настоящему делу налоговым органом, и, по мнению суда, является недопустимым, так как возможно заблуждение относительно осуществляемой экономической деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд считает, что при регистрации хозяйствующего субъекта коды видов экономической деятельности должны соответствовать коду общепринятого, установленного для этих целей, ОКВЭД ОК 029-2001.
Кроме того, в соответствии с письмом ФНС РФ от 11.07.2008 N ЧД-6-6/488@ до получения соответствующих разъяснений ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 01.01.2003.
Согласно письму ФНС РФ от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001.
Регистрирующий орган при поступлении документов на государственную регистрацию, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием ОКВЭД 029-2007, вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом N 129-ФЗ документов.
Поскольку неверное указание кода по ОКВЭД не может быть устранено по собственной инициативе регистрирующего органа (такими полномочиями налоговый орган не обладает), выявленный недостаток в представленных на регистрацию документах может быть устранен заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица.
Данная позиция суда согласуется с правовой позицией, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.02.2011г. N 12101/10 по делу N А60-43906/2009-С10.
Таким образом, заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в заявлении противоречий.
Указание недостоверных сведений в заявлении о регистрации юридического лица фактически означает незаполненность его соответствующих граф, вследствие чего заявление считается не представленным, что является правовым основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица (п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ), что и было сделано налоговым органом в данном случае.
В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение налогового органа от 31.08.2011г. об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица ООО "ТехКомплект" принято в соответствии с положениями пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
На основании ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, физическими лицами, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
При подаче настоящего заявления заявителем уплачена по чеку-ордеру от 22.09.2011 г. государственная пошлина в размере 400 рублей, в связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит возврату заявителю согласно ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Возвратить Михалеву Владиславу Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлин в размере 200 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 22.09.2011 г.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2011 г. N А60-36045/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника