Определение Свердловского областного суда
от 20 декабря 2011 г. N 33-17855/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Плотниковой Е.И..,
Судей Волковой Я.Ю. Чумак Г.Н.
при секретаре Торичной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20.12.2011 гражданское дело по заявлению Завьяловой А.А. об оспаривании распоряжения Правительства Свердловской области
по кассационной жалобе представителя Завьяловой А.А. - Клюева А.Н. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.10.2011.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е..И., судебная коллегия
установила:
Завьялова А.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать Правительство Свердловской области внести изменения в распоряжение Правительства Свердловской области от 04.04.2011 N 709-РП "О распределении жилья и признании утратившим силу строки 4 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.08.2010 N 1087-РП "О распределении жилья", строки 10 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.02.2011 N 249 -РП "О распределении жилья и признании утратившей силу строки 2 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 03.02.2011 N 144-РП "О распределении жилья и признании утратившими силу строк 47 и 71 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 13.12.2010 N 1927-РП "О распределении жилья" по распределению Завьяловой А.А. на состав семьи из 4 - х человек, в дополнение к имеющемуся уже жилому помещению, жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 57,51 кв.м.
Заявитель указала, что проживает по адресу: г. Екатеринбург, ул. ..., N, с 21.01.1997, что подтверждается справкой Центра регистрации граждан Чкаловского района вместе с Клюевой Т.Н. (ранее Завьяловой А.А., внучкой), Клюевым А.Н. (мужем внучки, с ( / / ), Клюевой К.А. (правнучкой, с ( / / ). Заявитель является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
В соответствии с распоряжением Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 30.04.2010 N 383-р, по основаниям, установленными ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Завьялова А.А. и члены её семьи: Клюева Т.Н., Клюев А.Н., Клюева К.А., признаны нуждающимися в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и приняты на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Свердловской области социального использования на территории города Екатеринбурга.
10.12.2010 Комитетом по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга на имя Клюева А.Н. направлено письмо, в котором Клюев А.Н. уведомляется о том, что Администрацией города Екатеринбург подготовлено в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" предложение по распределению Завьяловой А.А. на семью из четырёх человек двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. по адресу: мкр. Академический, в дополнение к имеющейся комнате жилой площадью ... кв.м. в трёхкомнатной квартире.
13.12.2010 Администрацией города Екатеринбурга директору СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" направлено письмо N 31/01-10/3499 "О распределении жилья" на согласование предложения по распределению 14 двухкомнатных квартир. Согласно приложению к вышеуказанному письму за N 8 значится Завьялова А.А. и члены семьи из трёх человек.
На основании распоряжения Правительства Свердловской области от 04.05.2011 N 709-РП "О распределении жилья и признании утратившим силу строки 4 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.08.2010 N 1087-РП "О распределении жилья", строки 10 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.02.2011 N 249 -РП "О распределении жилья и признании утратившей силу строки 2 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 03.02.2011 N 144-РП "О распределении жилья и признании утратившими силу строк 47 и 71 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 13.12.2010 N 1927-РП "О распределении жилья", Завьяловой А.А. распределена однокомнатная квартира общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. ....
12.05.2011 представителем заявителя был подписан договор социального найма жилого помещения N однокомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. ... на основании распоряжения главы Администрации Чкаловского района от 12.05.2011 N 203/68-РА.
В судебное заседание заявитель не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя Клюев А.Н., одновременно являющийся заинтересованным лицом по данному делу, требования заявления поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Клюева А.Н. Ямпольский Б.Г. также заявление поддержал. Правительство Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Клюева Т.Н., СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Администрация г. Екатеринбурга в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.10.2011 требования Завьяловой А.А. об оспаривании распоряжения Правительства Свердловской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Утверждает, что Завьялова А.А. и члены её семьи: Клюева Т.Н., Клюев А.Н., Клюева К.А. признаны нуждающимися в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и приняты на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Свердловской области социального использования на территории города Екатеринбурга, из этого делает вывод, что все вышеуказанные лица являются членами семьи участника Великой Отечественной войны. Кассатор также утверждает, что в заявлении просил признать незаконным и необоснованным распоряжение Правительства Свердловской области от 04.05.2011 N 709-П в части распределения ей однокомнатной квартиры по адресу: г. Екатеринбург, ул. .... Также кассатор указал, что при внесении изменений в оспариваемое распоряжение по распределению Завьяловой А.А. на состав семьи из четырех человек в дополнение к имеющемуся жилому помещению двухкомнатной квартиры общей площади ... кв.м., то именно помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадь. ... кв.м. будет предоставляться заявителю взамен уже предоставленной однокомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, ул. ....
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Предусмотренных приведенной нормой оснований для отмены решения суда судебная коллегия не установила.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался главой 25 Гражданского процессуального кодекса, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", Федеральным законом от 12.03.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.03.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что заявитель является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и проживала в период с 21.01.1997 по 17.05.2011 по адресу: г. Екатеринбург, ул. ... в комнате площадью ... кв.м. вместе с Клюевой Т.Н. (внучкой), Клюевым А.Н. (мужем внучки), Клюевой К.А. (правнучкой).
В соответствии с распоряжением Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 30.04.2010 N 383-р, по основаниям, установленными ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Завьялова А.А. и члены её семьи: Клюева Т.Н., Клюев А.Н., Клюева К.А., признаны нуждающимися в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и приняты на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Свердловской области социального использования на территории города Екатеринбурга.
10.12.2010 Комитетом по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга на имя Клюева А.Н. направлено письмо "Об обеспечении жильём", в котором Клюев А.Н. уведомляется о том, что Администрацией города Екатеринбург подготовлено в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" предложение по распределению Завьяловой А.А. на семью из четырёх человек двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. по адресу: мкр. Академический, в дополнение к имеющейся комнате жилой площадью ... кв.м. в трёхкомнатной квартире. Сам вопрос о заключении договора социального найма с Завьяловой А.А. будет решён в Администрации Чкаловского района после ввода дома по указанному адресу в эксплуатацию, передачи квартиры N ... в муниципальную собственность и принятия распоряжения Правительства Свердловский области о распределении Завьяловой А.А. жилого помещения по данному адресу.
13.12.2010 Администрацией города Екатеринбурга директору СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" направлено письмо N "О распределении жилья" на согласование предложения по распределению 14 двухкомнатных квартир. Согласно приложению к вышеуказанному письму за N значится Завьялова А.А. и члены семьи из трёх человек.
На основании распоряжения Правительства Свердловской области от 04.05.2011 N 709-РП "О распределении жилья и признании утратившим силу строки 4 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.08.2010 N 1087-РП "О распределении жилья", строки 10 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 28.02.2011 N 249 -РП "О распределении жилья и признании утратившей силу строки 2 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 03.02.2011 N 144-РП "О распределении жилья и признании утратившими силу строк 47 и 71 приложения к распоряжению Правительства Свердловской области от 13.12.2010 N 1927-РП "О распределении жилья", в приложении к распоряжению Правительства Свердловской области от 04.05.2011 N 709-РП Завьяловой А.А. распределена однокомнатная квартира общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. ....
На основании распоряжения главы Администрации Чкаловского района от 12.05.2011 N 203/68-РА с заявителем был заключен договор социального найма жилого помещения от ( / / ) N, состоящего из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. ....
Согласно ч.1,2 ст. 23.2 вышеприведенного Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, суд правильно пришел к выводу о том, что право на получение жилья общей площадью не менее 36 кв.м. имеет Завьялова А.А., вдова погибшего участника Великой Отечественной войны. Клюева Т.Н., Клюев А.Н., Клюева К.А. не являются членами семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, и поэтому только заявитель имеет право на получение жилья, финансируемого за счет федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно пришел к выводу о том, что права заявителя оспариваемым постановлением не нарушены. Оспариваемым распоряжением заявителю предоставлена квартира в пределах нормы, установленной Федеральным законом РФ "О ветеранах", с ней заключен договор социального найма, она была зарегистрирована в этой квартире. То есть обязательства перед заявителем по предоставлению жилого помещения Правительством Свердловской области были выполнены.
Судом рассмотрено дело в пределах заявленных требований в соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Требование о признании распоряжения Правительства Свердловской области от 04 мая 2011 года N 709-РП в части распределения заявителю однокомнатной квартиры по адресу: г. Екатеринбург, ул. ..., незаконным, на разрешение суда заявлено не было. Судом правильно установлено, что договор социального найма от ( / / ) с заявителем не расторгнут, недействительным не признан.
Таким образом, обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела, соответствует требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению по доводам кассационной жалобы.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, кассационная жалоба не содержит. По изложенным мотивам, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 07.10.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 20 декабря 2011 г. N 33-17855/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru