Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 декабря 2011 г. N А60-38675/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Калина" (ИНН 66592102226, далее - заявитель)
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заинтересованное лицо письмом от 22.12.2011 заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Заинтересованному лицу о признании недействительным решения от 29.09.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица, просит суд обязать заинтересованное лицо зарегистрировать в установленном законом порядке прекращение деятельности ООО "Калина" в связи с его ликвидацией по решению учредителя.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Единственным участником ООО "Калина" 15.03.2011 принято решение о добровольной ликвидации общества, назначен ликвидатор Родионова Наталья Сергеевна (решение единственного участника от 15.03.2011 N 2).
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 12 (319) от 30.03.2011 под N 777 опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Калина". Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение 2 месяцев с момента публикации по адресу: 620034, г.Екатеринбург, ул. Толедова, д. 43, литер 12, оф. 52.
Решением единственного участника от 29.07.2011 ликвидатор Родионова Наталья Сергеевна освобождена от занимаемой должности. Обязанности ликвидатора с 29.07.2011 возложены на Вольфа Андрея Ивановича.
Решением единственного участника от 10.08.2011 N 4 утвержден ликвидационный баланс.
Ликвидатором 22.09.2011 в регистрирующий орган представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица ООО "Калина" в связи с его ликвидацией и приложены документы: решение единственного участника от 10.08.2011 N 4; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; сведения о публикации.
На основании представленных документов заинтересованным лицом 29.09.2011 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс считается не представленным в связи с тем, что в данном балансе содержатся нулевые сведения о дебиторской и кредиторской задолженности общества. Однако согласно состоянию расчетов перед бюджетом 10.08.2011 у ООО "Калина" имелась переплата по налогам в общей сумме 7627 руб. 00 коп.
Полагая, что оспариваемое решение вынесено незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что для государственной регистрации в связи с его ликвидацией им в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, процедура ликвидации соблюдена.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).
Согласно ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона).
Статьей 21 Закона определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в соответствии с которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Установленный перечень оснований является исчерпывающим.
В соответствии с Законом о регистрации регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления необходимых документов, но не в связи с их содержанием.
В материалах дела имеются доказательства того, что ликвидатором ООО "Калина" в налоговый орган были представлены все необходимые документы, перечисленные в ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отсутствовали, в связи с чем регистрирующий орган был не вправе отказать в государственной регистрации заявителю.
Следовательно, оспариваемое решение инспекции является неправомерным.
Доводы заинтересованного лица о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, а именно: переплата по налогам в общей сумме 7627 руб. 00 коп. судом во внимание не принимаются исходя из следующего:
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу п.п. 5, 6 ст. 64 названного Кодекса требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
С учетом данных правовых норм и в силу положений п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ при наличии у ликвидируемого юридического лица переплаты по налогам налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто регистрирующим органом, налоговый орган обязанность, установленную п. 3 ст. 78 НК РФ, не выполнил, о наличии у заявителя переплаты по налогам не сообщил ни в срок, установленный п. 3 ст. 78 НК РФ, ни в момент внесена записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Калина" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, от 29.09.2011 и обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Калина" путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калина" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2011 г. N А60-38675/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника