Определение Свердловского областного суда
от 1 декабря 2011 г. N 33-16946/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Чумак Г.Н., Волковой Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01.12.2011 гражданское дело по исковому заявлению Шестакова ГИ к Муниципальному образовательному Учреждению дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" о взыскании недополученной заработной платы за июнь-август 2011 года, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе истца на решение ФИО2 городского суда ... от ( / / ).
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., судебная коллегия
установила:
Шестакова ГИ обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" (в дальнейшем МОУ ДОД "КДХШ") о взыскании недоначисленной заработной платы за июнь-август 2011 года и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что он работает у ответчика, размер его заработной платы (с учетом всех доплат, компенсаций) составляет минимальный размер оплаты труда, при этом районный коэффициент включается в минимальный размер заработной платы, а не начисляется сверх него, что нарушает действующее законодательство и свидетельствует о неисполнении ответчиком вступившего в законную силу решения Кировградского городского суда Свердловской области от 18.05.2010, согласно которому признан
недействующим подпункт 1.1 пункта 1 Постановления Главы Администрации Кировградского городского округа N 70 от 29 января 2009 года "Об установлении минимальной заработной платы на территории Кировградского городского округа" в части указания на включение в состав минимальной заработной платы районного коэффициента. С учетом изложенного, истец просил взыскать с ответчика в его пользу недоначисленную заработную плату (в виде суммы районного коэффициента, начисленного сверх минимального размера оплаты труда) за период с июня по август N., которая составляет N рублей. Ссылаясь на то, что ответчик отказывается устранить допущенное нарушение трудового законодательства, в результате чего ему (истцу) причинены нравственные страдания, истец просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда - N рублей.
Представитель ответчика Ужегова О.В. иск не признала. Пояснила суду, что учреждение начисляет и выплачивает заработную плату истцу в соответствии с законом. Районный коэффициент истцу начисляется и включается в минимальный размер заработной платы, притом, что заработная плата истца соответствует минимальному размеру оплаты труда.
Решением ФИО2 городского суда ... от ( / / ) в удовлетворении исковых требований Шестакова ГИ к МОУ ДОД "КДХШ" о взыскании недополученной заработной платы за N года, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. Ссылается на неправильное применение судом норм трудового законодательства и неучет судом вступившего в силу решения ФИО2 городского суда ... от ( / / ), констатировавшего незаконность включения районного коэффициента в состав минимальной заработной платы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Действительно, федеральным законом от ( / / ) N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С ( / / ) также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что заработная плата истца не может быть меньше минимального размера оплаты труда, включая начисленный к ней районный коэффициент, основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Согласно ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года N 403/20-155 был утвержден районный коэффициент к заработной плате на территории Свердловской области - 1,15.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях (в частности, климатических).
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальным коэффициентом к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в таких районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Иное толкование норм права нарушало бы конституционный принцип равенства всех перед законом, а также положение норм международного права о справедливой зарплате и равное вознаграждение за труд равной ценности
Это обстоятельство судом не учитывалось при вынесении решения, притом, что заработная плата истца за указанные в иске периоды без применения районного коэффициента составляет менее минимального размера оплаты труда, фактически работа в неблагоприятных климатических условиях истцу не компенсирована.
Как следует из материалов дела, заработная плата истца составляла минимальный размер оплаты труда, районный коэффициент входил в минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем, судебная коллегия, отменяя решение суда, постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362, абз. 4 ст. 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не может вынести по делу новое решение, т.к. имеющие значение для дела обстоятельства не выяснены судом, необходимо получение дополнительных доказательств для разрешения спора. Так, размер оплаты труда истца за N г. (в части количества подлежащих оплате отработанных часов) по расчетам истца (л.д. 5) отличается от расчета, представленного ответчиком (л.д. 23), эти противоречия не устранены судом, устранить их без истребования дополнительных доказательств (табеля учета рабочего времени) нельзя, вследствие чего определить подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца сумму судебная коллегия лишена возможности.
Дело в части требований о взыскании невыплаченной заработной платы за N подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду надлежит учесть все изложенное выше, предложить сторонам представить свои расчеты сумм заработной платы с начислением районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда, истребовать у ответчика табели учета рабочего времени истца за спорный период, проверить представленные сторонами расчета, постановив законное и обоснованное решение.
В части требований о взыскании компенсации морального вреда судебная коллегия считает возможным вынести новое решение о частичном удовлетворении требований.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку факт нарушения ответчиком права истца на получение заработной платы в полном объеме установлен судебной коллегией (суду первой инстанции надлежит определить лишь размер недополученной истцом заработной платы), факт причинения истцу морального вреда (переживаний и нравственных страданий) очевиден с учетом нарушения такого значимого и конституционного права истца как право на вознаграждение за труд, принимая во внимание обстоятельства конкретного дела (факт получения истцом оплаты труда на уровне минимального размера оплаты труда, а потому особую значимость для него требуемой ко взысканию и своевременно не выплаченной денежной суммы), судебная коллегия считает разумной и справедливой компенсацией морального вреда за данное нарушение прав истца сумму в размере N руб. Именно эта сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, в остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда, судебная коллегия отказывает истцу, находя требуемый размер компенсации морального вреда завышенным.
В порядке ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета ФИО2 городского округа надлежит взыскать госпошлину по удовлетворенному судом требованию о взыскании компенсации морального вреда - N руб.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение ФИО2 городского суда ... от ( / / ) отменить.
В части иска Шестакова ГИ к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" о взыскании компенсации морального вреда вынести новое решение о взыскании с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" в пользу Шестакова ГИ компенсации морального вреда в сумме N руб. и об отказе Шестакова ГИ в иске о взыскании компенсации морального вреда в сумме, превышающей N руб.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" в доход местного бюджета Кировграского городского округа госпошлину в сумме N.
Гражданское дело в части иска Шестакова ГИ к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" о взыскании недоначисленной заработной платы за N года направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 1 декабря 2011 г. N 33-16946/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru