Определение Свердловского областного суда
от 8 декабря 2011 г. N 33-17436/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Игнатьева В.П., Козлова О.А.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08.12.2011 кассационную жалобу представителя истца Сиденкова К.В. на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 14.10.2011
по гражданскому делу по иску Сиденкова К.В. к Муниципальному учреждению здравоохранения "Арамильская городская больница", Администрации Арамильского городского округа, главе Администрации Арамильского городского округа о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения представителя истца по доверенности Пономарева Д.Э., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика по доверенности Григорьевых А.А., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Сиденков К.В. предъявил иск к Муниципальному учреждению здравоохранения "Арамильская городская больница", Администрации Арамильского городского округа, главе Администрации Арамильского городского округа о взыскании невыплаченной заработной платы - разницы между окладами по новой и старой системе оплаты труда за декабрь 2010 года в размере ...., за январь 2011 года в размере ...., а всего ...., а также о компенсации морального вреда в сумме ....
В обоснование указал, что по ( / / ) он работал в Муниципальном учреждении здравоохранения "Арамильская городская больница" (далее - МУЗ АГБ), занимая должность .... Главой Арамильского городского округа 08.09.2010 было издано постановление N 928 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Арамильского городского округа", пунктом 2 которого было постановлено: осуществить до 01.12.2010 введение новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения в Арамильском городском округе". Пунктом п. 7 Положения установлено, что заработная плата руководителей муниципальных бюджетных учреждений, их заместителей состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады заместителей руководителей учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. В нарушение требований постановления, истец на новую систему оплаты труда переведен не был, получив в декабре 2010 года и январе 2011 года заработную плату по старой системе оплаты труда. Истцу было отказано в переводе на новую систему оплаты труда, т.к. Главой Арамильского городского округа с главным врачом не был заключен трудовой договор с указанием нового оклада.
В судебном заседании истец Сиденков К.В. и его представитель Пономарев Д.Э. поддержали исковые требования.
Представители ответчика Муниципального учреждения здравоохранения "Арамильская городская больница" Григорьевых А.А., Ганиева Ф.А. иск не признали и пояснили, что новая система оплаты труда была введена для всех работников больниц с 01.12.2010, кроме руководства, поскольку с главным врачом не был заключен трудовой договор, и невозможно было рассчитать размер заработной платы заместителя. Права истца нарушены не были, так как после введения новой системы оплаты труда оклад истца составлял бы ...., уральский коэффициент, без учета премий, которые не учитываются в размере заработной платы. В результате, размер заработной платы истца по новой системе не превысил ту сумму, которую истец получил в качестве заработной платы. Истцом не доказан факт причинения ему морального вреда, и неправомерна ссылка на то, что при новой системе оплату труда ему не была начислена надбавка в размере 25% за совмещение должности врача, т.к. с октября 2010 года он не занимал данную должность.
Представители ответчиков - Администрации Арамильского городского округа, Главы Арамильского городского округа в судебное заседание не явились.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе представитель истца Сиденкова К.В. - Пономарев Д. Э. просит решение, как незаконное и необоснованное, отменить дело направить на новое рассмотрение.
Администрация Арамильского городского округа о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещалась, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ее представителя на основании ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Постановлением Главы Арамильского городского округа от 30.09.2010 N 1026 утверждено Положение об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения "Арамильская городская больница" (далее - Положение N 1026) и постановлено Главному врачу осуществить до 01.12.2010 введение новой системы оплаты труда для работников муниципального учреждения здравоохранения "Арамильская городская больница".
Согласно п. 11 Положения N 1026 заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
К выплатам компенсационного характера по новой системе оплаты труда были отнесены: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, при расширении зон обслуживания, при увеличении объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; надбавка за ненормированный рабочий день водителям; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. 26 Положения).
Положением N 1026 также установлено, что должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. Размер должностного оклада устанавливается в соответствии с Порядком исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения (Приложение N 5 к настоящему Положению) (п. 58). Оклады заместителей руководителя учреждения, главных бухгалтеров, главной медицинской сестры устанавливаются на 10-30 процентов ниже оклада руководителя учреждения (п. 59).
Дополнительным соглашением ... от ( / / ) к трудовому договору ... от ( / / ), заключенным в соответствии с Положением N 1026, главному врачу МУЗ АГБ установлен должностной оклад ...., исходя из которого оклад заместителя главного врача составляет .... (90%).
Судом установлено, что Сиденков К.В. в период с ( / / ) по ( / / ) состоял в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением здравоохранения "Арамильская городская больница", занимая должность .... Приказом МУЗ АГБ от ( / / ) он уволен с работы в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В спорный период работы Сиденкову К.В. были выплачены:
- за декабрь 2010 года заработная плата в размере ...., в том числе доплата за выслугу в размере ...., доплата по контракту в размере ...., доплата за сложность и напряженность в размере ...., оклад по часам ...., оплата отпуска по календарным дням в размере ... и ...., районный коэффициент ...., удержаны профсоюзные взносы и налог на доходы физических лиц;
- за январь 2011 года оплата по окладу по часам в размере ...., оплата отпуска по календарным дням в размере ... и ...., районный коэффициент в размере ...., выслуга ...., доплата за сложность в размере .... доплата по контракту ...., компенсация за неиспользованные дни отпуска в размере ....
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что при новой системе оплаты труда, введенной с ( / / ), единственной выплатой компенсационного характера истцу являлась выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями - "уральский коэффициент", в то время, как при системе оплаты труда, действовавшей ранее, существовали иные компенсационные выплаты - в частности доплата за выслугу, доплата за сложность и напряженность.
В связи с этим суд установил, что по новой системе оплаты труда истец получил бы заработную плату в размере ..., а по старой ему фактически выплачена заработная плата с учетом компенсационных выплат (доплаты за выслугу, надбавки за сложность и напряженность, оплаты по контракту) в большем размере ... и принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неверном применении норм материального права, поэтому не может согласиться с таким выводом суда.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
На основании ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В соответствии с п. 1 Положения "Об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 583 от 05.08.2008, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее соответственно - работники, учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, отнесены к выплатам стимулирующего характера приложением N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года N 818.
Согласно п. 1 приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года N 818, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.
В силу п. 11 Постановления Главы Арамильского городского округа от 30.09.2010 N 1026 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения "Арамильская городская больница" заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Под заработной платой, выплачиваемой на основе тарифной сетки, понимается уровень заработной платы, определенный по тарификационному списку, предшествующему введению новой системы оплаты труда, включающий следующее:
оклады по тарифной сетке в соответствии с квалификационной категорией, в том числе повышенные оклады за работу на селе, в учреждениях и подразделениях скорой медицинской помощи, водителям;
увеличения оклада за заведование структурным подразделением, ученую степень, почетное звание;
повышение оклада в связи с опасными для здоровья, тяжелыми и иными особыми условиями труда;
надбавки за классность водителей, ненормированный рабочий день, непрерывный стаж работы в здравоохранении.
Пунктом 57 Положения N 1026 предусмотрено, что заработная плата руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров и главных медицинских сестер состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Вместе с тем, суд, в нарушение п. 11 Положения N 1026 при расчете заработной плате, выплаченной на основе тарифной сетки, ошибочно отнес к ней кроме оклада истца (7 240 руб.), выплаты за выслугу лет (2 340 руб.) и доплату за сложность и напряженность (7 240 руб.), что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" является выплатами стимулирующего характера.
Доплата по контракту в размере 5 339 руб. также ошибочно учтена судом в расчете при сравнении двух систем оплаты труда, поскольку Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" не относится к выплатам компенсационного характера.
Выплаты за выслугу лет, доплата за сложность и напряженность и доплата по контракту не относятся к элементам тарифной сетки, так как согласно ранее действовавшему постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", тарифная сетка состояла из разрядов оплаты труда, тарифных коэффициентов и тарифной ставки первого разряда, не включая какие-либо доплаты.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что является обоснованным довод истца о том, что в спорный период без учета премий, иных стимулирующих выплат и уральского коэффициента по новой системе оплаты труда его должностной оклад должен был составлять ... (без), а по старой системе оплаты труда на основе тарифной сетки он составлял - ....
Согласно не оспоренному в ходе рассмотрения дела расчету истца его заработная плата в спорный период без учета премий, компенсационных и стимулирующих выплат с учетом уральского коэффициента составила:
по ранее действовавшей системе оплаты труда на основе тарифной сетки за декабрь 2010 года - ... и за январь 2011 года - ....;
по новой системе, введенной с ( / / ), за декабрь 2010 года - ... (.... (оклад главного врача по новой системе) х 0,9 (коэффициент изменения заработной платы заместителя главного врача) : 178,9 (месячная норма часов за декабрь 2010 г.) * 135 (отработанное истцом количество часов в декабре 2010 года) * 1,15 ("уральский коэффициент") и за январь 2011 года - .... (.... (оклад главного врача по новой системе) х 0,9 (коэффициент изменения заработной платы заместителя главного врача) : 115,5 (месячная норма часов за январь 2011 г.) х 24 (фактически отработанное истцом количество часов в январе 2011 г.) * 1,15 ("уральский коэффициент"), всего ....
В связи с этим недоплата заработной платы Сиденкову К.В. со стороны в МУЗ АГБ в спорный период составила сумму ..., которая в силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с указанного ответчика в пользу истца.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем трудовых прав работника на своевременное получение заработной платы в размере, предусмотренным законодательством и условиям трудового договора, в согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованными также является требование истца о взыскании с МУЗ АГБ компенсации морального вреда, которая с учетом конкретных обстоятельств дела является соразмерной сумме ....
Оснований для удовлетворения требований Сиденкова К.В. к Администрации Арамильского городского округа не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необходимым в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в части отказа в иске Сиденкова К.В. к МУЗ АГБ отменить и принять новое решение о частичном их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 14.10.2011 в части отказа в иске Сиденкова Константина Васильевича к Муниципальному учреждению здравоохранения "Арамильская городская больница" отменить и принять по делу в данной части новое решение, которым:
исковые требования Сиденкова Константина Васильевича к Муниципальному учреждению здравоохранения "Арамильская городская больница" удовлетворить частично,
взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения "Арамильская городская больница" в пользу Сиденкова К.В. невыплаченную заработную плату в сумме ... и компенсацию морального вреда в сумме ....
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 8 декабря 2011 г. N 33-17436/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru