Определение Свердловского областного суда
от 15 декабря 2011 г. N 33-16706/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Чумак Г.Н., Волковой Я.Ю.
при секретаре Смирновой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2011 года гражданское дело по иску Луговцева В.М. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Областная больница - 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения Областная больница - 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (протокол от /.../ /.../) в части не включения его в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, незаконным и включении в число граждан - участников подпрограммы
по кассационной жалобе представителя ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области - Мамаевой К.В. - на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения Луговцева В.М., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Луговцев В.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному лечебно- профилактическому учреждению Областная больница - 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о включении в очередь на получение государственного жилищного сертификата признании решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения Областная больница - 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (протокол от /.../ /.../) в части не включения его в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, незаконным и включении в число граждан - участников подпрограммы.
В обоснование своих требований указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 01 июня 1995 года по 12 августа 2004 года и был уволен по п. "З" ст. 58 Положения, по ограниченному состоянию здоровья. После увольнения со службы, обратился в учреждение ОБ-1 с заявлением о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата. /.../ его заявление было рассмотрено и оставлено без удовлетворения, так как он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления. Считает отказ жилищно-бытовой комиссии ОБ-1 в постановке его в очередь на получение Государственного жилищного сертификата неправомерным, так как в органах местного самоуправления в качестве гражданина, имеющего право на получение субсидий, он не состоит, а признан малоимущим, в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе, а также имеет право выбора обратиться в учреждение федеральных органов исполнительной власти или в орган местного самоуправления. В связи с увольнением со службы, необходимого стажа и нуждаемости в жилом помещении, он имеет право участвовать в подпрограмме по месту службы, а не через органы местного самоуправления. На учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту службы и в федеральных органах исполнительной власти не состоял и не состоит, хотя был уволен с постановкой на учет для получения жилья.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просил суд признать решение ЖБК ОБ-1 (протокол от /.../ /.../) в части не включения его в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", незаконным, и обязать ответчика включить его в число граждан - участников подпрограммы, взыскать в его пользу уплаченную госпошлину /.../ рублей.Представитель ответчика исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что поскольку истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, то с заявлением о включении его в число участников он должен обращаться именно в орган местного самоуправления, при таких обстоятельствах ответчик не может включить истца в число участников подпрограммы по п.п. "а" п.5 Правил, так как оснований для этого не имеется. По месту службы истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоял и не состоит, что подтверждается решением Тавдинского районного суда от 31 марта 2011 года.
Третье лицо и законный представитель несовершеннолетних третьих лиц (/.../, /.../) - Луговцева Н. В. в судебном заседании исковые требования Луговцева В.М. поддержала.
Суд, в отсутствие представителя третьего лица Администрации Тавдинского городского округа, постановил решение, которым исковые требования Луговцева В.М. удовлетворил.
Признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области (протокол от /.../ /.../) в части отказа Луговцеву В.М. во включении в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Обязал ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области включить Луговцева В.М. в состав граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Взыскал в пользу Луговцева В.М. с ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области судебные расходы в размере /.../ рублей.
С таким решением не согласился представитель ответчика и в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, в связи с неправильным применение норм материального права, настаивая на том, что вопросы включения истца в число граждан-участников вышеназванной подпрограммы в данном случае разрешает орган местного самоуправления, где истец состоит на учете на улучшение жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
/.../ Луговцев В.М. обратился к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в 2012 году.
Согласно выписке из протокола /.../ заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ-1 от /.../ Луговцеву В.М. было отказано во включении в состав граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", по тем основаниям, что Луговцев В.М. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 были утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее по тексту - Правила). Последние изменения в указанные правила были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 561.
Между тем, истцу было отказано во включении в состав граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" /.../, то есть в данном случае в целях проверки законности именно отказа во включении в состав граждан-участников подпрограммы, подлежат применению Правила в предыдущей редакции от 21 декабря 2009 года.
Материалами дела установлено, что истец Луговцев В.М. с 01 июня 1995 года по 13 августа 2004 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе - в /.../ и по состоянию на 13 августа 2004 года общая продолжительность службы Луговцева В.М. составила в календарном исчислении 15 лет 8 месяцев 20 дней.
Следовательно, истец в настоящее время является уволенным со службы по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Согласно абз. 7 пп. "а" п. 5 Правил (в ред. от 21 декабря 2009 года) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
- граждане, уже уволенные (а не увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Действительно, для данной категории граждан установлено дополнительное основание - это нахождение после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Как было указано выше, истец был уволен в августе 2004 года и действительно, на тот период времени он мог быть включен после увольнения в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Между тем, как верно указал суд, в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
С 01 марта 2005 года, в соответствии с действующим жилищным законодательством, полномочий по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях у организаций (по месту службы) не имеется.
Следовательно, граждане, после 01 марта 2005 года, которые не встали на учет по месту службы (работы) до 01 марта 2005 года, могут подтвердить свою нуждаемость в жилых помещениях только путем принятия об этом решения органом местного самоуправления.
Вопрос о причинах не включения истца в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по месту службы до 01 марта 2005 года был предметом судебного разбирательства и решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 31 марта 2011 года истцу во включении в указанный список очередников именно по месту службы было отказано в виду отсутствия у ответчика в настоящий момент таких полномочий, при этом судом было установлено, что истец не представил доказательства того, что он надлежащим образом обращался к ответчику до 01 марта 2005 года с заявлением о включении его в список очередников.
Однако само право истца на участие на участие в подпрограмме никем на сегодняшний день не оспорено и на его отсутствие судом не указано.
Более того, материалами дела установлено, что согласно выписке из приказа начальника /.../ /.../ /.../ от /.../ Луговцев В.М. уволен по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) именно с постановкой на учет для получения жилья. Следовательно ответчик на момент увольнения признавал право истца на получение жилья.
В настоящее время истец лишен возможности соблюсти требование абз. 7 пп. "а" п. 5 Правил (в ред. от 21 декабря 2009 года) в части нахождения его после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по месту службы (данное требование сохранено в действующей редакции Правил), по независящим от него причинам (в силу закона). Между, с учетом того, что все остальные требования им соблюдены: истец в настоящее время является уволенным со службы по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет и он признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления, то право на участие в вышеуказанной подпрограмме он не утратил.
При этом судебная коллегия отмечает, что поскольку истец изъявил желание обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся для улучшения жилищных условий составом семьи 4 человека /.../, то есть после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, то обратиться он мог лишь в администрацию Тавдинского городского округа, но не в орган УИС.
Представитель ответчика не отрицали того обстоятельства, что истец и до увольнения из органов УИС фактически являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 31 марта 2011 года ему было отказано в связи с введением Жилищного кодекса Российской Федерации, а не связи с утратой права на участие в подпрограмме.
Действительно, согласно п. 19 Правил как в редакции от 21 декабря 2009 года, так и в действующей редакции, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы.
Между тем, из пояснений истца в суде кассационной инстанции следует, что орган местного самоуправления, куда он обращается с заявлением об участии в подпрограмме отказывает ему в принятии такого заявления.
Таким образом, с учетом того, что в силу п. 18 Правил как в редакции от 21 декабря 2009 года, так в действующей редакции, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 указанных Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), судебная коллегия в целях эффективной защиты права Луговцева В.М. на участие в вышеуказанной подпрограмме находит возможным оставить решение суда без изменения с возложением именно на ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности включить Луговцева В.М. в состав граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Руководствуясь абз.4 ст. 361, ч.2 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Свердловского областного суда
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области - Мамаевой К.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 15 декабря 2011 г. N 33-16706/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru