Определение Свердловского областного суда
от 29 ноября 2011 г. N 33-15248/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Васильевой А.С.,
судей Москаленко Ю.П., Шурыгиной Л.Г.
при секретаре Каломасовой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2011 года гражданское дело по иску Перовой В.И. к администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, восстановлении в очереди, предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения представителей истца Лапиной О.А., действующей на основании доверенности от 22 февраля 2011 года, Коркиной Л.И., действующей по доверенности от 22 июня 2011 года, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга Лунеговой Н.В., действующей на основании доверенности от 28 декабря 2010 года, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Перова В.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что является ветераном Великой Отечественной войны, в 2010 году была принята на учет для предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда. Однако согласно ответу администрации г. Екатеринбурга от 11 февраля 2011 года истец не является нуждающейся в предоставлении жилья, в связи с чем подлежит снятию с учета на предоставление жилья. По мнению истца, данное решение является незаконным, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" она имеет право на обеспечение жильем. С учетом изложенного истец просила суд признать незаконным ответ администрации г. Екатеринбурга о снятии истца с очередности на предоставление жилого помещения, признать право на восстановление очередности с целью получения жилого помещения, обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью 36 кв.м за счет соответствующих бюджетных средств.
В судебном заседании представитель истца Лапина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Екатеринбурга Лунегова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец приобрела право пользования жилым помещением как член семьи собственника помещения, поэтому она ошибочно была включена в очередь на предоставление жилого помещения.
Представитель третьего лица администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Ковалева О.В. в судебном заседании указала на необоснованность исковых требований, пояснив, что в настоящее время распоряжением администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга истец снята с учета для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда социального пользования.
Третьи лица Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Министерство финансов Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд первой инстанции не направили.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 сентября 2011 года исковые требования Перовой В.И. оставлены без удовлетворения.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец в кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не выполнены предписания суда кассационной инстанции, изложенные в определении от 28 июня 2011 года. Принятие ответчиком мер по снятию истца с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения противоречит жилищному законодательству. Из смысла ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правнучка истца, являющаяся собственником жилого помещения, в котором проживает истец, не относится к членам семьи истца. При определении лиц, относящихся к членам семьи истца, суд безосновательно посчитал установленным факт ведения совместного хозяйства. Между тем, суд не учел, что истец не имеет ни на праве собственности, ни на условиях социального найма жилого помещения. При подсчете суммарной жилой площади не подлежит учету 1/2 доля комнаты, принадлежащей на праве собственности правнучки истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения, в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств, нарушением судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, государством гарантируется право на бесплатное получение жилища гарантируется малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Как усматривается из материалов дела, истец Перова В.И. является ветераном Великой Отечественной войны. Какого-либо жилья ни на условиях социального найма, ни на праве собственности у истца не имеется.
Распоряжением администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 31 марта 2010 года Перова В.И. принята на учет для предоставления жилых помещений как ветеран Великой Отечественной войны.
Распоряжением администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 06 июня 2011 года Перова В.И. снята с учета для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
Разрешая требования истца о признании решения о снятии истца с учета незаконным, предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность истца жилой площадью с учетом общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи истца, превышает учетную норму площади жилого помещения (10,3 кв.м при норме в 10 кв.м), на основании чего суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, находит их необоснованными.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из приведенных положений следует, что основанием для предоставления гражданину жилого помещения на условиях социального найма является признание этого гражданина в установленном законом порядке и на законных основаниях малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как было указано ранее, изначально истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 31 марта 2010 года.
Из материалов дела следует, что Перова В.И. с 19 ноября 1997 года проживает и зарегистрирована в жилом помещении площадью 38,7 кв.м по адресу: ..., собственниками которого с 17 ноября 1997 года являются Лапина О.А. (дочь истца) и Голованова В.В. (правнучка истца), по 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение за каждой. Также в указанном жилом помещении, помимо истца, проживают и зарегистрированы Лапина О.А., Голубев Г.Н., Лапина В.С., Голованова В.В. Кроме того, Голованова В.В. (правнучка истца) с 27 августа 2001 года является собственником 1/2 доли в праве собственности на комнату площадью 17,1 кв.м в трехкомнатной квартире по адресу: ...
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Общие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 4 и п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом учетная норма площади жилого помещения на одного человека рассчитывается из общей площади жилого помещения.
Согласно Постановлению Главы г. Екатеринбурга N 824 от 31 августа 2005 года на территории муниципального образования "г. Екатеринбург" установлена учетная норма жилой площади в размере 10 кв.м общей площади на одного человека.
Учитывая, что в занимаемом истцом жилом помещении проживают пять человек, на каждого из указанных лиц приходится по 7,74 кв.м, что меньше учетной нормы жилой площади, установленной Постановлением Главы г. Екатеринбурга N 824 от 31 августа 2005 года.
Истец в качестве основания заявленных требований сослалась на то обстоятельство, что не является членом семьи проживающей в том же жилом помещении несовершеннолетней правнучки Головановой В.В., которая является собственником не только 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: ..., но и обладателем 1/2 доли в праве собственности на комнату площадью 17,1 кв.м, расположенную в трехкомнатной квартире по адресу: ...
При таких обстоятельствах одним из оснований иска является, по сути, отрицательный факт - факт отсутствия правоотношений, который может быть опровергнут ответчиком только путем его подтверждения, то есть предоставлением доказательств того, что истец Перова В.И. и правнучка Голованова В.В. являются членами одной семьи.
Однако таких обстоятельств судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено не было. В деле нет ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что 90-летний истец Перова В.И. является членом семьи 15-летней правнучки Головановой В.В. и была вселена в жилое помещение в качестве таковой.
Таким образом, принятые судом во внимание доводы ответчика о том, что истец является членом семьи правнучки, носят предположительный характер, и не могли быть положены в основу постановленного по делу решения.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах".
Между тем, оснований для удовлетворения остальных требований истца (о признании незаконным ответа администрации г. Екатеринбурга о снятии истца с очередности на предоставление жилого помещения, о признании права на восстановление очередности с целью получения жилого помещения) именно в том виде, в котором они были заявлены, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме, но юридически значимые обстоятельства определены судом неверно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормы материального и процессуального права применены судом неправильно, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Перовой В.И. и возложении на администрацию г. Екатеринбурга за счет средств федерального бюджета предоставить Перовой В.И. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м, расположенное в пределах г. Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В остальной части оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь абз. 4 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 сентября 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Перовой В.И. к администрации г. Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения отменить, принять по делу новое решение.
Обязать администрацию г. Екатеринбурга за счет средств федерального бюджета предоставить Перовой В.И. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м, расположенное в пределах г. Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 29 ноября 2011 г. N 33-15248/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru