Определение Свердловского областного суда
от 29 ноября 2011 г. N 33-17089/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Васильевой А. С.,
судей Москаленко Ю. П., Шурыгиной Л. Г.,
с участием прокурора Гавриной Ю. В.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Гневышев А.Г. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Министерству финансов Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по кассационной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 28 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шурыгиной Л. Г., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Черепанина М. А. (по доверенности от ( / / ) N) и прокурора, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
прокурор Тагилстроевского района города Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Гневышева А. Г. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил: возложить обязанность на администрацию города Нижний Тагил снять закрепление на жилое помещение, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, ул. Джамбула, дом N 12, квартиры N 5, 8, закрепленное Постановлением главы Администрации Тагилстроевского района города Нижнего Тагила от ( / / ) N за Гневышевым А. Г.; признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010-2011 годах жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Гневышева А. Г.; возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" Свердловской области, для Гневышева А. Г.; и безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" для целевого распределения его Гневышеву А. Г.; обязать администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Гневышеву А. Г. по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что Гневышев А. Г., ( / / ) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на основании решения Тагилстроевского районного суда города Нижнего Тагила от 22.01.1997 года, вступившего в законную силу 02.02.1997 года, родители истца лишены в отношении него родительских прав, впоследствии умерли. С ( / / ) по ( / / ) истец воспитывался в ...", обучался ... с ( / / ) по ( / / ) обучался в .... Гневышев А. Г. зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ... кв.м по адресу: ..., в квартире зарегистрировано 9 человек. Постановлением Главы администрации Тагилстроевского района города Нижнего Тагила от ( / / ) N данное жилое помещение закреплено за Гневышевым А. Г. Постановлением администрации города Нижний Тагил от 26 января 2011 года N 95 жилой дом по ... включен в перечень аварийных жилых домов. С учетом указанных обстоятельств Гневышев А. Г. на основании постановления Главы города Нижний Тагил от ( / / ) N принят на учет по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Главы города Нижнего Тагила от ( / / ) N установлена очередность N. До настоящего времени истцу жилое помещение не приобретено и по договору социального найма не предоставлено.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебном заседании иск не признал.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором, возражая против заявленных требований, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Ленинскому району г. Нижнего Тагила в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав иск.
Судом вынесено решение, которым иск удовлетворен в части.
В кассационной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области просит данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Указывает, что Гневышев А. Г. имел закрепленное за ним жилое помещение, утратил его уже после достижения возраста 18 лет. Между тем, в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для возникновения права на внеочередное обеспечение жилым помещением необходимо одновременное наличие двух юридических фактов: статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, и отсутствие закрепленного жилого помещения. Полагает, что предоставление жилого помещения Гневышеву А. Г. должно производиться из муниципального жилищного фонда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
При рассмотрении дела суд установил следующее. Гневышев А. Г., ... года рождения, в настоящее время относится к лицам, из числа детей-сирот. С ( / / ) по ( / / ) истец воспитывался в ..., обучался ..., проживал в общежитии. Постановлением Главы администрации Тагилстроевского района города Нижнего Тагила от ( / / ) N за Гневышевым А. Г. закреплено жилое помещение по адресу: ... Постановлением администрации города Нижнего Тагила от 26 января 2011 года N 95 жилой дом по ... включен в перечень аварийных жилых домов, в настоящее время разрушен. Постановлением администрации города Нижнего Тагила от ( / / ) N Гневышев А. Г. принят на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, и включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижнему Тагилу. Постановлением администрации города Нижний Тагил от ( / / ) N утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, Гневышев А. Г. значится под номером N. Истец не имеет жилого помещения. пригодного для проживания ни в собственности, ни по договору социального найма.
Исходя из установленного и основываясь на положениях ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к выводу о праве истца на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета.
Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела и оснований для признания их неправильными по доводам кассационной жалобы не имеется.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено внеочередное предоставление жилья не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Такая категория как "лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данной норме не поименована.
Вместе с тем, разрешая спор, суд первой инстанции учитывал правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Принимая во внимание, что истец признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, является лицом из числа детей-сирот, суд правомерно пришел к выводу о его праве на внеочередное получение жилья по социальному найму за счет средств областного бюджета (по норме п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, нет.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 29 ноября 2011 г. N 33-17089/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru