Определение Свердловского областного суда
от 22 декабря 2011 г. N 33-17271/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т. И.
судей Игнатьева В. П., Ишенина Д. С.
при секретаре Ситкиной Н. М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.12.2011 гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск к Администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города
по кассационному представлению прокурора на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 18.10.2011.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В. П., пояснения помощника прокурора Свердловской областной прокуратуры Истоминой И. В., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор ЗАТО г. Новоуральск, обратился в Новоуральский городской суд в защиту прав граждан в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением к Администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города
В судебном заседании помощник прокурора Калиберда М. В. требования, изложенные в иске, поддержал, обосновав их следующим. Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Проверкой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 9 ч. 1, п. 1 ст. 39 Устава Новоуральского городского округа, границы земельных участков занятых городскими лесами в застроенной части города не установлены, регистрация права муниципальной собственности на данные земельные участки не произведена. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Таким образом, по мнению прокурора, бездействие Администрации Новоуральского городского округа по выполнению предусмотренных законодательством РФ обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Новоуральского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Кроме того, если не будет регистрации прав на леса, не будет ответственных за их сохранность и не будут соблюдаться обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов. Просил возложить на Администрацию Новоуральского городского округа следующие обязанности: установить границы земельных участков занятых городскими лесами в застроенной части города; произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки занятые городскими лесами в застроенной части города.
Представитель ответчика Банных М. В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст.ст. 81, 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся установление и изменение границ лесов (защитных лесов, эксплуатационных, резервных лесов, лесопарковых зон, зеленых зон). Действующим законодательством, в частности, ст. 4, 6, 23, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, на Администрацию Новоуральского городского округа, как органа местного самоуправления, не возложено соответствующих полномочий и установление границ земельных участков, занятых городскими лесами, не входит в перечень вопросов местного значения. Кроме того, в силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" и п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" ответчик осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По мнению администрации Новоуральского городского округа, в рамках возложенных полномочий на основании норм лесного и земельного законодательства администрацией городского округа осуществляются необходимые действия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа. Кроме того, считает, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором не указано какие конкретно нарушены нормы и правила действующего законодательства, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц тем обстоятельством, что администрацией городского округа не установлены границы земельных участков, занятых городским лесами. Указала, что требование прокурора об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности является производным от требования установить границы городских лесов, без установления границ которых невозможно, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, определить объект, подлежащий государственной регистрации, то требование прокурора о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности не имеет законных оснований. Просила в иске прокурору отказать в полном объеме.
Представители третьего лица Медведева М. В. и Туханова Г. В., действующие на основании доверенностей, иск не признали. Суду пояснили, что нарушений действующего законодательства Администрацией Новоуральского городского округа не допущено, поскольку указанные прокурором в иске земельные участки городскому округу не передавались из федеральной собственности, а Лесной кодекс РФ 1997 года не предусматривал права собственности органов местного самоуправления на леса. Просили в иске прокурору отказать.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 18.10.2011 иск прокурора ЗАТО г. Новоуральск к Администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города - оставлен без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор просит решение отменить как незаконное.
В возражении на кассационное представление Администрация Новоуральского городского округа просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
При такой оценке доказательств в их совокупности, судебная коллегия не может согласиться с выводами решения суда по существу в части отказа в удовлетворении исковых требований, касающихся установления границ земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Названный Федеральный закон предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 1 статьи 6).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В силу ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с земельным законодательством распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд, отказывая в удовлетворении требований истца об обязании произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части г. Новоуральск, принял данное обстоятельство во внимание и оснований, позволяющих полагать, что выводы суда в этой части являются необоснованными, судебная коллегия не усматривает.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии у ответчика обязанности по установлению границ земельных участков, занятых лесами.
По смыслу законодательства, регулирующего правоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие разграничения государственной собственности и соответственно отсутствие факта регистрации права собственности за муниципальным образованием на земельные участки занятые лесами, органы местного самоуправления обязаны проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства, устанавливающие порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
6) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Следует отметить, что указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определены органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит в том числе обеспечение проектирования лесных участков, закрепления на местности местоположения их границ.
Поскольку в данном случае речь идет о земельных (лесных) участках, государственная собственность на которые не разграничена, то применению подлежат нормы п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ред. от 22.07.2010) (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ). Так, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается и принятием органами местного самоуправления лесохозяйственного регламента городских лесов Новоуральского городского округа. Принятие соответствующего регламента содержащего условия и предъявляемые требования по надлежащему использованию лесов определяет и соответствующую обязанность по установлению и закреплению на местности границ земельных участков.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по установлению границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, не может быть признано законным и обоснованным.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, а также привлечь к участию в деле соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит решение вопросов по лесоустройству, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, постановить по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда от 18.10.2011 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Новоуральска к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по установлению границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд, в остальной части решение суда оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 22 декабря 2011 г. N 33-17271/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru