Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 января 2012 г. N А60-30370/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 16 января 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Жил-Сервис"
к Администрации Нижнесергинского городского поселения
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Ритм", общество с ограниченной ответственностью "Уральская лесо-строительная компания"
о признании отказа в допуске к участию в конкурсе незаконным,
при участии в судебном заседании:
от истца: Косолапов С.В. представитель по доверенности N 4 от 23.03.2011г.; Рыбаков Д.А., представитель по доверенности N 241 от 11.04.2011г.,
от ответчика: Савичев В.И., представитель по доверенности N 2 от 10.01.2012г.; Нечаева Е.Б., представитель по доверенности N 1 от 10.01.2012г.
от третьих лиц: от ООО "РИТМ" - Колясников А.В., директор; иное третье лицо не явилось, извещено должным образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "Жил-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Нижнесергинского городского поселения с требованием о признании незаконным отказа в допуске истца к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что им была подана заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, 12.07.2011г. истцу вручено уведомление (исх. N 1221) об отказе в допуске к участию в конкурсе в связи с превышением кредиторской задолженности 70% балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период, а также в связи с несоответствием заявки перечню домов, указанному в извещении о проведении открытого конкурса. Вместе с тем, по мнению истца, проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в пп.2-6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75, осуществляется конкурсной комиссией; из представленных обществом документов не следует, что кредиторская задолженность превышает 70% балансовой стоимости активов претендента за последний отчетный период, тем более, на представленных сведениях отсутствует отметка налоговых органов в подтверждения задолженности, в связи с чем данный факт не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Кроме того, согласно доводам истца, вывод о несоответствии заявки в части перечня домов, перечню, указанному в извещении о проведении открытого конкурса, также не обоснован организатором торгов.
Ответчик против иска возразил по доводам, изложенным в отзыве, согласно которым в соответствии с п.п. 5 п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами" у претендента должна отсутствовать кредиторская задолженность за последний отчетный период в размере свыше 70 % балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности. Указанные требования предъявляются ко всем претендентам (п. 16 вышеуказанного Постановления); требование организатора конкурса - представить бухгалтерский баланс является обоснованным и является единым для всех претендентов. Второе основание - исключение дома N 2 по ул. Новоселов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду подпункт 5 пункта 15, пункт 16 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных названным Постановлением
Согласно позиции, изложенной в отзыве третьего лица, третье лицо поддерживает доводы ответчика и просит в удовлетворении иска отказать.
Ко дню судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, поименованных в ходатайстве.
Ходатайство ответчика удовлетворено на основании ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании ответчик заявил ходатайство о приобщении к материалам дела доверенности N 1 от 10.01.2012г., N 2 от 10.01.2012г., письма от 11.07.2011г.
Ходатайство ответчика удовлетворено на основании ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма N 431 от 11.07.2011г., уведомления о вручении от 21.12.2011г., доверенности N 241 от 11.04.211г., протокола N 4 от 23.03.2011г.
Ходатайство истца судом удовлетворено на основании ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение требований указанной нормы администрацией Нижнесергинского городского поселения в 2011 г. проведен открытый конкурс на право заключения договора по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления домами или не реализовали принятое решение о выборе способа управления домами.
Порядок проведения такого открытого конкурса регламентирован Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (в ред. от 18.07.2007г., с изм. от 10.08.2009г.) (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75).
Как следует из материалов дела, извещение о проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами г. Нижние Серги в соответствии с п.п. 32, 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, опубликовано в официальном печатном издании "Муниципальный вестник Нижнесергинского городского поселения" от 10.06.2011г. и размещено на официальном сайте в сети Интернет www.n-sergi.com 10 июня 2011 года (т.е. в срок не менее чем за тридцать дней до даты окончания подачи заявок на участие конкурсе). Одновременно на указанном официальном сайте и в официальном печатном издании размещена соответствующая конкурсная документация.
Согласно извещению о проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами г. Нижние Серги объектом конкурса являются поименованные в извещении дома (с указанием их адреса, вида благоустройства, площади земельного участка и размера платы за содержание); размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на момент объявления конкурса составляет 9,84 руб. за кв.метр общей площади жилых и нежилых помещений, за исключением мест, являющихся общим имуществом жилого дома; место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе: по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, по адресу: 623090 г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 4 со дня опубликования извещения до 09 час. 00 мин. 11.07.2011г.; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 11.07.2011г. в 09 час. 00 мин.; дата и время рассмотрения заявок на участие в конкурсе - 11.07.2011г. в 10 час. 00 мин.; место, дата и время проведения конкурса: г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 4, кабинет юриста 12.07.2011г. начало в 14 час. 00 мин.
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 11.07.2011г. на момент вскрытия конвертов с заявками на участие конкурсе представлены заявки трех участников: ООО "Ритм", ООО Уральская лесо-строительная компания", ООО "Жил-Сервис".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.07.2011г. решением конкурсной комиссии единственным участником конкурса признано ООО "Ритм", претенденты ООО Уральская лесо-строительная компания" и ООО "Жил-Сервис" к участию в конкурсе не допущены.
Полагая решение конкурсной комиссии об отказе ООО "Жил-Сервис" в допуске к участию в конкурсе незаконным, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Как следует из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.07.2011г., ООО "Жил-Сервис" не допущен к участию в конкурсе на основании пп. 5 п. 15, пп. 3 п. 18 постановления Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75 в связи с превышением кредиторской задолженности 70% балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период и несоответствием заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами извещению о проведении открытого конкурса в части перечня домов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду подпункт 5 пункта 15, подпункт 3 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных названным Постановлением
Согласно п.п. 68, 70 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил.
В соответствии с п. 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
В силу п. 19 Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 настоящих Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75 отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается. Решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе претендента либо об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе может быть обжаловано таким лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений вышеуказанных норм, одним из оснований для отказа допуска к участию в конкурсе является непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов.
В частности, перечень сведений и документов о претенденте, подлежащих обязательному включению в заявку на участие в конкурсе в силу п. 53 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, содержит в числе прочих копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Между тем, как следует из материалов дела, заявка ООО "Жил-Сервис" указанного документа не содержит.
Доводы ООО "Жил-Сервис" о представлении им вместо бухгалтерского баланса уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также письменных сведений о стоимости активов и пассивов ООО "Жил-Сервис" по состоянию на 01.01.2011г. - отклоняются судом с учетом того, что представление участниками торгов таких документов, также как и возможности принятия их заказчиком вместо прямо предусмотренных п. 53 Правил документов, перечень которых является исчерпывающим, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, не предусмотрено.
Исходя из положений п. 15, пп. 2 п. 53 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период входит в состав документов, подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, в том числе отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента и отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Ни один из представленных истцом документов (уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, налоговая декларация, письменные сведения о стоимости активов и пассивов общества по состоянию на 01.01.2011г.) в силу ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" к документам бухгалтерской отчетности не относится.
Поскольку исходя из положений п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции, действующей в спорный период) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не ведут и не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не является документом, равноценным бухгалтерскому балансу. Сами по себе сведения, содержащиеся в декларации, исключительно о фактически полученном налогоплательщиком доходе и произведенных расходах, не дают какой-либо объективной информации об имущественном и финансовом положении организации (ее активах и пассивах, кредиторской и дебиторской задолженности), а также о результатах ее хозяйственной деятельности, и не подтверждают отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента и отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента (т.е. соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, предъявляемым в силу п. 16 Правил ко всем претендентам, в том числе в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения).
Применение в отношении ООО "Жил-Сервис" упрощенной системы налогообложения не лишает его возможности составления бухгалтерского баланса и не освобождает данного претендента от обязанности представить утвержденный бухгалтерский баланс в составе заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Таким образом, ООО "Жил-Сервис" не представлены в полном объеме документы, определенные пунктом 53 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, что является самостоятельным основанием для отказа допуска к участию в конкурсе в силу пп.1 п. 18 указанных Правил.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.07.2011г. одним из оснований отказа обществу "Жил-Сервис" в допуске к участию в конкурсе указано превышение кредиторской задолженности 70% балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период. В соответствии с пп. 5 п. 15, пп. 2 п. 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии претендента установленным пунктом 15 Правил требованиям и является основанием для отказа допуска к участию в конкурсе.
Документального подтверждения отсутствия у ООО "Жил-Сервис" кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период ни в составе заявки на участие в спорном конкурсе, ни в рамках настоящего дела истцом не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о соответствии ООО "Жил-Сервис" обязательным для всех участников требованиям, установленным пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. N 75, и необоснованности отказа в допуске данного претендента к участию в открытом конкурсе у суда не имеется.
С учетом изложенного истец обоснованно и правомерно не был допущен к участию в спорном открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами г. Нижние Серги. Правовых оснований для признания отказа в допуске ООО "Жил-Сервис" к участию в указанном открытом конкурсе незаконным у суда не имеется, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание изложенное, расходы, связанные с уплатой государственной пошлины относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2012 г. N А60-30370/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника