Определение Свердловского областного суда
от 8 декабря 2011 г. N 33-14927/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И. П.,
судей Шаламовой И. Ю., Родионовой Т. О.,
при секретаре Шардаковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2011г. гражданское дело по иску Клюкина Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и в г. Среднеуральске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии
по кассационной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 05 июля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей ответчика Вахрушевой О.Н. (по доверенности от ( / / )), Ильиных И.Н. (по доверенности от ( / / )), возражавших против отмены решения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Клюкин Л. В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что свыше 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, ( / / ) обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и в г. Среднеуральске с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", решением Управления от ( / / ) N в назначении указанной пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности, к зачету в специальный стаж принято два периода: с ( / / ) по ( / / ) (... лет ... месяцев ... день) в должности педагога ...; с ( / / ) по ( / / ) (... лет ... месяца ... день) в должности воспитатель группы продленного дня ...", всего ... год ... месяцев ... дня. Остальные периоды его работы, начиная с ( / / ) и по настоящее время к зачету не приняты как не предусмотренные списками учреждений и должностей. Считая отказ в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным, просил включить спорные периоды в специальный стаж, обязать Управление назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней - с ( / / ) (л. д. ...).
Ответчик - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и в г. Среднеуральске - иск не признал, представив письменный отзыв и дополнение к нему (л. д. ...).
В судебном заседании истец Клюкин Л.В. и его представитель Закирова Е. В. исковые требования поддержали, представитель ответчика Ильиных И. Н. (по доверенности от ( / / ) N) в иске просила отказать.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 05 июля 2011 г. в иске Клюкину Л. В. отказано (л. д. ...).
В кассационной жалобе истец Клюкин Л. В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; просит направить дело на новое рассмотрение или удовлетворить его исковые требования (л.д. ...).
Ответчик в письменном возражении просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в части отказа в иске о включении периодов в специальный стаж в связи с неправильным применением судом норм материального права, в остальной части - подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд в целом правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основе исследования и оценки доказательств пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца необходимого специального стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
Суд правильно руководствовался действовавшими на момент обращения истца за назначением пенсии пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона, а также Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и учитывал, что согласно указанным нормам трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, при этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Суд также обосновано принял во внимание, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Суд правильно установил, что действующими Списком и Правилами от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
В действовавшем на момент выполнения истцом работы за периоды до 1993 г. Перечне учреждений, организаций и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, согласно которому назначались пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет, также не была предусмотрена должность "руководитель кружка". Пунктом 7 указанного постановления было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, это Положение утратило силу на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, то есть могло быть применено при исчислении стажа истца только за периоды работы до 1 октября 1993 г. Положение также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности. Согласно п. 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в частности, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
В соответствии с п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На ( / / ) у истца не имелось стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, за исключением единственного периода работы - педагогом детской музыкальной школы с ( / / ) по ( / / ) Остальные периоды до 1993 г. истец работал руководителем кружка.
Не приходилось у истца 2/3 от требуемого 25-летнего стажа на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 и по состоянию на день обращения за назначением досрочной пенсии ( / / ) г., так как практически вся педагогическая деятельность истца происходила в должностях "руководитель кружка" (до ( / / ) г.) и "педагог дополнительного образования" (с ( / / ) г. по настоящее время) в ... (наименования впоследствии изменялись на ...").
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 устанавливалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В разделе Списка "наименование учреждений" были указаны внешкольные учреждения. К таким учреждениям относились дома пионеров, дома детского творчества и досуга (Типовое положение о доме пионеров, утв. письмом Министерства просвещения СССР от 1 ноября 1976 г. N 66-М, Типовое положение о доме (дворце) пионеров и школьников, утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 20 июля 1987 г. N 135; Примерный перечень внешкольных учреждений, утвержденный Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. N 280; Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119).
Однако в разделе Списка N 463 "наименование должностей" должность "руководитель кружка" не предусматривалась.
Таким образом, на момент выполнения работы в должности "руководитель кружка" в ( / / ) г. г. истец не имел оснований полагать, что в соответствии с действовавшим в тот период законодательством он приобретает право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
Сам по себе факт выполнения педагогической работы в учреждениях для детей не являлся и не является основанием для назначения пенсии за выслугу лет (с ( / / ) - для досрочного назначения пенсии), в связи с чем доводы жалобы истца о том, что спорные периоды, безусловно, подлежат включению в специальный стаж, так как его деятельность в эти периоды являлась педагогической и осуществлялась в учреждениях для детей, не могут быть признаны состоятельными.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений переименованы в должность педагога дополнительного образования.
При этом должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г. (а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781), до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Изложенное свидетельствует о том, в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Соответствующий вывод об отсутствии оснований для установления тождества указанных должностей содержится, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. N 49-В09-13, от 18 февраля 2011 г. N 44-В10-12 об отказе в иске о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах доводы истца о тождестве функциональных обязанностей и условий труда руководителя кружка и педагога дополнительного образования и о неверном указании работодателем наименования его должности в период с ( / / ) г. по ( / / ) г. как руководитель кружка не подтверждает обоснованность заявленных требований, поскольку в любом случае до ( / / ) работа в должности педагога дополнительного образования в специальный стаж не засчитывалась. Согласно трудовой книжке и уточняющим справкам в должности "педагог дополнительного образования" истец работал с ( / / )
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
У истца не соблюдается одно из указанных условий: на ( / / ) г. не имеется стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках 1999 г., 2002 г., продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Как указано выше, до 1998 г. истец работал руководителем кружка, и данная работа не подлежала включению в специальный стаж по вышеприведенным основаниям, при таких обстоятельствах по состоянию на ( / / ) истец не выработал стаж в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком.
Поскольку учебные отпуска ( / / ) г. г. и курсы повышения квалификации ( / / ). приходились на работу истца в должности руководителя кружка, которая не засчитывалась в специальный стаж, данные спорные периоды также не могли быть засчитаны в указанный стаж, в связи с чем доводы жалобы истца в данной части со ссылкой на нормы права и Обзор судебной практики, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 07 марта 2007 г., не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах длительная педагогическая деятельность истца в должности педагога дополнительного образования за период с ( / / ) по настоящее время не может быть зачтена в специальный стаж, который согласно действующему либо ранее действовавшему правовому регулированию позволял бы назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости.
Представленные истцом в судебном заседании суда кассационной инстанции уточняющие справки о выполнявшейся норме педагогической нагрузки в период работы руководителем кружка и педагогом дополнительного образования и иные документы, обозревавшиеся судом кассационной инстанции в судебном заседании, также не подтверждают наличие оснований для зачета в стаж указанных выше периодов.
Вместе с тем, судебная коллегия находит незаконным отказ пенсионного органа и суда первой инстанции в зачете в специальный стаж периода работы истца с ( / / ) по ( / / ) в должности педагога дополнительного образования в ..." (... дней), и приходящихся на этот же период периодов работы истца по совместительству с ( / / ) по ( / / ) в должности преподавателя ... на ... ставки (...), с ( / / ) по ( / / ) в этой же должности и в этом же учреждении на ... ставки (...), с ( / / ) по ( / / ) в должности воспитателя группы продленного дня ..." (...).
Основанием отказа во включении первого из вышеназванных периодов в решении Управления от ( / / ) N указано, что наименование учреждения ... не предусмотрено Списком от ( / / ) N, также не подтвержден тип реализуемых программ (ДОД).
Согласно уточняющим справкам Управления образования Администрации ГО Верхняя Пышма от ( / / ) N, МОУ ДОД "Дом детского творчества" от ( / / ), Решению Управления от ( / / ) (пункт 28) в период с ( / / ) по ( / / ) истец работал в должности педагога дополнительного образования ..." (л. д. ...).
В п. 2 раздела Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067 предусмотрена должность "педагог дополнительного образования", которая подлежит зачету с 1 ноября 1999 г.; в п. 15 раздела Списка "наименование учреждений" указаны учреждения дополнительного образования детей, в том числе дом детского творчества, детства и юношества. Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи отнесены к учреждениям дополнительного образования детей также Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995 г. N 233.
Как видно из материалов дела, ... был переименован в ..." Постановлением Главы МО "Верхняя Пышма" от ( / / ) г. N. Согласно Уставу Муниципального учреждения дополнительного образования ...", утвержденному приказом начальника Управления образования г. Верхняя Пышма от ( / / ) г., учреждение реализует образовательные программы и услуги для детей, подростков (л. д. ... впоследствии наименование учреждения изменено на ...", согласно Уставу данного учреждения от ( / / ) N оно является правопреемником ..., который был открыт 29 сентября 1957 г. (л. д. ...), таким образом, никаких оснований для исключения данного периода работы истца из специального стажа не имелось.
Периоды работы по совместительству не включены в специальный стаж, так как не подтверждено условие о выполнении нормы педагогической нагрузки за ставку заработной платы (пункты 33, 34 и 54 Решения Управления) на основании п. 1 Правил от 22 сентября 1999 г. N 10678, также в решении об отказе указано, что учреждением ..." не подтвержден тип реализуемых программ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г., следует читать как "N 1067"
Согласно абз. 1 п. 1 указанных Правил работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), Согласно п. 5 Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.03.2000 N 240) настоящее Постановление вступает в силу с 1 ноября 1999 г., при этом абзацы первые пунктов 1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей вводятся в действие с 1 сентября 2000 г. Таким образом, условие о выполнении нагрузки до 1 сентября 2000 г. не являлось обязательным. В этой связи вышеназванные периоды работы по совместительству с ( / / ) г. по ( / / ) г. не подлежали исключению из специального стажа истца.
Из справки ... от ( / / ) N, копии приказа N от ( / / ) о принятии Клюкина Л. В. на работу по совместительству преподавателем с ( / / ) в ..." усматривается, что указанная школа являлась и является образовательным учреждением для детей, менялось лишь ее наименование.
С учетом изложенного указанные периоды работы по совместительству также подлежали зачету в специальный стаж истца, и решение суда об отказе в данной части иска подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении этих исковых требований.
Оснований для отмены решения суда в остальной части не имеется, так как выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, получивших надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Поскольку с учетом зачтенных судом кассационной инстанции периодов и с учетом периодов, принятых к зачету пенсионным органом, специальный стаж Клюкина Л. В. на момент обращения за назначением пении и на момент рассмотрения дела в суде составляет менее 25 лет, его иск о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может быть удовлетворен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 05 июля 2011 г. отменить в части отказа в иске о включении в стаж педагогической деятельности Клюкина Л.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следующих периодов работы:
1. с ( / / ) по ( / / ) в должности ... Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества и досуга" (... год ... месяца ... дней)
2. с ( / / ) по ( / / ) в должности ... Муниципального учреждения культуры "Детская хоровая музыкальная школа" на ... ставки (... лет ... месяца ... дней);
3. с ( / / ) по ( / / ) в этой же должности и в этом же учреждении на ... ставки (... лет ... месяцев ... дней);
4. с ( / / ) по ( / / ) в должности ... Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" (... лет ... месяц ... дней).
Принять по делу в данной части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и в г. Среднеуральске зачесть в стаж педагогической деятельности Клюкина Л. В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанные периоды работы, общей продолжительностью ... год ... месяца ... дней.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 8 декабря 2011 г. N 33-14927/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru