Определение Свердловского областного суда
от 20 декабря 2011 г. N 33-18143/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И.П.,
судей Звягинцевой Л. М., Родионовой Т. О.
при секретаре Федореевой Н. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 г. гражданское дело по заявлению Порошина А.А. о признании незаконным распоряжения Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по кассационной жалобе заявителя на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01 ноября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения представителей заявителя Марковой Л.С. и Барановой Е.А. (по доверенности от ( / / )), поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Порошин А. А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование требований указал, что является инвалидом ... группы Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, так как своего жилья не имеет, проживает и зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м (комнаты смежные) по адресу: ..., принадлежащей на праве общей долевой собственности Барановой Е. А. и Б.Л.С. ( / / ) он в соответствии со ст. ст. 51, 52, ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 21.12.2009 N 327-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в ред. от 09.01.2010 N 30) обратился в Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Распоряжением Главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от ( / / ) N ему в удовлетворении заявления отказано, так как не подтверждена нуждаемость, на каждого из троих проживающих в указанном жилом помещении, приходится по ... кв. м общей площади, что выше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. Данный отказ считал противоречащим закону и нарушающим его права, просил признать Распоряжение незаконным и обязать Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга принять его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л. д...).
Представитель Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Миславская О. Г. (по доверенности от ( / / ), л. д. ...) заявленные требования не признала, в отзыве указала на отсутствие оснований для принятия Порошина А. А. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как он является членом семьи собственников жилого помещения, ранее отказался от участия в приватизации данного жилого помещения, его право пользования жилым помещением носит бессрочный характер, обеспеченность членов семьи превышает 10 кв. м общей площади жилого помещения (л. д. ...).
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01 ноября 2011 г. в удовлетворении заявленных требований Порошину А. А. отказано (л.д. ...).
В кассационной жалобе Порошин А. А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - ч. 2 ст. 52, ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г.; поддерживает доводы о своем праве на получение жилья независимо от имущественного положения в качестве меры социальной поддержки, предусмотренной для Ветеранов Великой Отечественной войны. Просит направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение об удовлетворении заявления (л.д. ...). В судебное заседание суда кассационной инстанции Порошин А. А. не явился, извещен надлежащим образом, его представители доводы жалобы поддержали.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что Порошин А. А., ... г. рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны ... группы, имеет удостоверение о праве на льготы, установленные для данной категории граждан (л. д. ... состоит на регистрационном учете с 1996 г. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв. м в качестве члена семьи собственников данного жилого помещения - дочери Б.Л.С., внучки Барановой Е. А., участвовавших в приватизации жилого помещения по договору от ( / / ) (л. д. ...); Порошиным А. А. право приватизации жилого помещения не использовано (л. д. ...); состав семьи - три человека (справка Центра по приему и оформлению документов на регистрацию по месту жительства от ( / / ) N, л. д. ...), ( / / ) Порошин А. А. обратился с заявлением в Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения (л. д. ... Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от ( / / ) N в принятии на учет отказано, так как не подтверждена нуждаемость.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены нормами главы 7 ЖК Российской Федерации.
Частью 2 ст. 49 ЖК Российской Федерации предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории граждан, которым в качестве мер социальной поддержки предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 указанного Закона инвалидам войны предусмотрено предоставление следующей меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. от 09.01.2010 N 30) постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Из вышеприведенных норм законодательства прямо следует, что обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета имеют не все инвалиды Великой Отечественной войны, а те из них, кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК Российской Федерации. Согласно ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом, вышеуказанных оснований, по которым Порошин А. А. мог бы быть признан нуждающимся в жилом помещении, не имеется, в частности, он является членом семьи собственников благоустроенного жилого помещения, и его обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учетную норму.
В соответствии с ч. ч. 4-6 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Федеральным законом "О ветеранах" не установлены учетные нормы в целях обеспечения жилыми помещениями указанных в нем категорий граждан, поэтому в рассматриваемом случае следует руководствоваться нормативным правовым актом органа местного самоуправления - Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 г. N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", пунктом 1 которого установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
Установив, что обеспеченность заявителя общей площадью жилья превышает установленную учетную норму, иных указанных в ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется (таких доказательств заявителем и его представителями не представлено и об их наличии не заявлено), суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого распоряжения Главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга об отказе Порошину А. А. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также об отсутствии правовых оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности принять Порошина А. А. на указанный учет в целях обеспечения его жилым помещением на основании ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714.
Выводов о необходимости учета имущественного положения Порошина А. А. в целях определения наличия оснований для принятия его на учет нуждающихся и обеспечения его жилым помещением по нормам указанного закона в решении суда не содержится, в этой связи доводы кассационной жалобы в данной части приведены безосновательно.
В целом доводы заявителя о несогласии с решением суда не основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 362 ГПК Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя Порошина А.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 20 декабря 2011 г. N 33-18143/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru