Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2012 г. N А60-49663/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании 12.01.2012-18.01.2012 дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Артинская теплотехника" (ИНН 6636006383, ОГРН 1026602056436)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.С.Овчинников, юрисконсульт, доверенность от 11.01.2012, паспорт; после перерыва в заседании присутствует также Д.В.Уткин, директор, распоряжение Главы МО Артинский район от 17.05.2004 N 123 и распоряжение от 16.05.2005 N 104-а, паспорт;
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда; после перерыва в судебном заседании участвует А.И.Цветкова, ведущий специалист юридического отдела, доверенность N 02-18/13 от 10.01.2012, удостоверение N 43;
Представителям участвующих в деле лиц разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие "Артинская теплотехника" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2011 N 230 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не оспаривая факта совершения правонарушения, заявитель просит признать данное нарушение малозначительным. При этом ссылается на незначительность общей суммы нарушения, образовавшейся в результате нарушения порядка ценообразования - 33359 руб.89 коп., отсутствие угрозы интересам государства, неумышленный характер своих действий. Кроме того, заявитель ссылается на вступившее в законную силу решение Артинского районного суда Свердловской области от 15 декабря 2011 по делу N 12-64/2011 по жалобе директора МУП "Артинская теплотехника" на постановление РЭК Свердловской области от 15.11.2011 N 231 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, которым последнее отменено связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час.00 мин. 18.01.2012. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей обеих сторон.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что заявителем не были приняты все необходимые меры по недопущению нарушений порядка ценообразования, оснований для применения положений п.2.9 КоАП РФ не имеется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 2.9 названного Кодекса
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 06 октября 2011 года по 31 октября 2011 года на основании распоряжения от 28.09.2011 N 127 Региональной энергетической комиссией Свердловской области проведена плановая документарная проверка муниципального унитарного предприятия "Артинская теплотехника" по вопросам соблюдения порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов), в ходе которой сделан вывод о нарушении порядка ценообразования, а именно:
в период с 30.11.2010 г. по 31.12.2010 г. применялся тариф на услуги по передаче тепловой энергии, не утвержденный в установленном порядке (сумма нарушения составила 15880 руб.89 коп.);
в период с 31.01.2011 г. по 30.09.2011 г. неправомерно взималась с потребителей тепловой энергии плата за услуги по передаче тепловой энергии (сумма нарушения составила 15000 руб.);
- по состоянию на 15.12.2010 г. применялся тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (к тепловым сетям), не утвержденный в установленном порядке (сумма нарушения составила 2479 руб.). Общая сумма нарушения составила 33359 руб.89 коп. По итогам проверки составлен акт N 127 от 31.10.2010.
Данное обстоятельство квалифицировано как нарушение Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 3 ст. 8, п. 6 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2011 года. По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление от 15.11.2011 N 230 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Артинская теплотехника" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, МУП "Артинская теплотехника" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего заявления суд исходит из следующего.
Частью 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, тарифы на тепловую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию.
Как следует из материалов проверки, МУП "Артинская теплотехника" имеет на балансе котельные по выработке тепловой энергии: N 1, N 2, N 4, N 5, N 8, N 9, N 11, N 12.
Постановлением РЭК Свердловской области от 21.12.2009 N 155-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области", для МУП "Артинская теплотехника" утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию на 2010 год в размере 1126,31 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии; в размере 895,99 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей).
Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области", для МУП "Артинская теплотехника" утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1312,92 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии; в размере 1030,69 руб./Гкал для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей).
МУП "Артинская теплотехника" отпускает тепловую энергию потребителям, в том числе населению по тарифам, утвержденным вышеназванными постановлениями.
Проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" МУП "Артинская теплотехника" в 2010 году предъявляло сторонним потребителям услуги по передаче тепловой энергии по тарифу, не утвержденному в установленном порядке.
Как установлено в ходе проверки, МУП "Артинская теплотехника" передавало тепловую энергию (через теплопункт) сторонним потребителям по тарифу в размере 19,36 руб./Гкал., утвержденному распоряжением главы муниципального образования Артинского района N 414 от 29.10.2002 г.
МУП "Артинская теплотехника" за утверждением тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области не обращалось.
МУП "Артинская теплотехника" оказывает услуги по передаче тепловой энергии сторонним потребителям на основании заключенных договоров. Так, по договору на пользование тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2010 г. N 33 МУП "Артинская теплотехника" оказывало услуги по передаче тепловой энергии УПФР в Артинском районе Свердловской области в количестве 17,22 Гкал по тарифу в размере 19,36 руб./Гкал на сумму 333,38 руб. (счет-фактура от 21.12.2010 г. N 427).
По договору на пользование тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2010 г. N 36 МУП "Артинская теплотехника" оказывало услуги по передаче тепловой энергии Артинской поселковой администрации по тарифу в размере 19,36 руб./Гкал: в количестве 0,55 Гкал на сумму 10,65 руб.; в количестве 3,150 Гкал на сумму 60,98 руб.; в количестве 4, 170 Гкал на сумму 80,73 руб. (счет-фактур от 30.11.2010 г. N 372)
В соответствии с п. 58, п. 61 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (с изменениями), в плату за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям входят расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
МУП "Артинская теплотехника" предъявило в адрес ИП Малышева плату за отопление (фактически плата за услугу по передаче тепловой энергии) по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, в размере 1500 руб. за октябрь 2010 г., 1500 руб. за ноябрь 2010 г., 3000 руб. за декабрь 2010 г. (счет-фактура от 31.12.2010 г. N 462).
Сумма нарушения в результате применения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, не утвержденного в установленном порядке, за период с 30.11.2010 г. по 31.12.2010 г. составляет 15880,89 руб.
Применение тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, не утвержденного в установленном порядке, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, как иное нарушение установленного порядка ценообразования. Факт правонарушения подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с 1 января 2011 года затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Согласно пункту 1 статьи 17 вышеприведенного Федерального закона передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 названного Федерального закона теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с п. 6 ст. 17 вышеназванного Федерального закона собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного Федерального закона МУП "Артинская теплотехника" неправомерно предъявляло в адрес ИП Малышева плату за услуги по передаче тепловой энергии.
МУП "Артинская теплотехника" предъявило в адрес ИП Малышева В.В. услуги по передаче тепловой энергии по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, в размере 1500 руб. ( счет-фактура от 30.09.2011 г. N 208) Сумма нарушения, сложившаяся в результате неправомерного применения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, за период с 31.01.2011 г. по 30.09.2011 г. составляет 15000,00 руб. Факт правонарушения подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Неправомерное взимание с потребителей тепловой энергии платы за услуги по передаче тепловой энергии является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, как иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полномочия по установлению тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры были закреплены за органами местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок (до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Проверкой установлено, что МУП "Артинская теплотехника" в нарушение вышеназванного Федерального закона по счету-фактуре от 15.12.2010 г. N 421 предъявило в адрес Ядрышникова А.Ф. плату за подключение к тепловым сетям (за врезку в систему отопления) п. Арти, ул. Ленина, 264 по неутвержденному тарифу в размере 2 479,0 руб.
Сумма нарушения, сложившаяся в результате применения неутвержденного тарифа на подключение к тепловым сетям, составила 2479,0 руб.
Применение тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (к тепловым сетям), не утвержденного в установленном порядке, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, как иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, общая сумма нарушения МУП "Артинская теплотехника" порядка ценообразования составила 33359 руб.89 коп.
Факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение установленных требований предприятием не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, регулирующего порядок ценообразования.
Доказательства невозможности принятия исчерпывающих мер для соблюдения порядка ценообразования заявителем не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не установлено. Заявителю была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует размеру санкции, установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем суд считает возможным освободить муниципальное унитарное предприятие "Артинская теплотехника" от административной ответственности. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Угроза может быть признана существенной в том случае, если она является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами. Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
В соответствии с п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Вступившим в законную силу решением Артинского районного суда Свердловской области от 15 декабря 2011 по делу N 12-64/2011 постановление РЭК Свердловской области от 15.11.2011 N 231 о привлечении директора МУП "Артинская теплотехника" Уткина Д.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
При разрешении спора судом общей юрисдикции были учтены следующие обстоятельства: предприятие за услуги по передаче тепловой энергии пользовалось тарифом, который был утвержден ранее органом муниципального образования, правонарушение носило неумышленный характер, отсутствие причинения ущерба обществу и государству, по размеру сумма нарушения являлась незначительной.
Принимая во внимание данную судом общей юрисдикции оценку обстоятельствам совершенного правонарушения, учитывая, что совершенное правонарушение по характеру и степени общественной опасности не представляет собой существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений, арбитражный суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15 ноября 2011 N 230 по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.9 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15.11.2011 N 230 по делу об административном правонарушении.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2012 г. N А60-49663/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника