Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 января 2012 г. N А60-38261/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Красноуфимское лесничество" (ИНН 6619012080, деле - ГБУ "Красноуфимское лесничество", заявитель)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области (далее МИФНС N 2 по СО, заинтересованное лицо)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.В. Киселев, представитель по доверенности N 17 от 07.09.2011, предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: В.М. Куланова, представитель по доверенности N 03-23/06535 от 11.10.2011, И.А. Ефимов, представитель по доверенности N 03-30/03544 от 01.06.2011, предъявлено удостоверение.
Объявлен состав суда. Отводов не заявлено, права разъяснены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
ГБУ "Красноуфимское лесничество" обратилось в суд с требованием, о признании недействительны решения N 09-104 от 30.06.2011 о лесничества привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 379640 рублей, пеней - 93049 рублей, штрафа -189820 рублей, налога на прибыль в сумме 296851 рублей 55 копеек, пеней - 42994 рублей, штрафа - 59371 рублей.
Кроме того, заявитель просит взыскать судебные расходы в рамках настоящего дела в размере 32000 рублей, из них 30000 рублей - расходы на оплату услуг представителя, 2000 рублей - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, считает, что в удовлетворении требований следует отказать. Представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика - ГУ СО "Красноуфимское лесничество" - по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009г.г. Правопреемником ГУ СО "Красноуфимское лесничество" является ГБУ СО "Красноуфимское лесничество".
Решением N 09-104 от 30.06.2011г. заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Соблюдая досудебный порядок, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Свердловской области, которое решением от 26.08.2011 оставило без изменения решение N 09-104 от 30.06.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области.
Не согласившись с позицией налоговых органов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом, в июне, августе и сентябре 2008 года из Министерства природных ресурсов СО (далее МПР СО) поступили денежные средства в суммах 25846 руб. 76 коп., 533358 руб. 31 коп. и 123829 руб. 67 коп. для выполнения работ по государственным контрактам N N 882-лес/п, 883-лес/п от 09 июня 2008 года; 1103-лес/п - 1128-лес/п, 1128/1-лес/п, 1129-лес/п- 1133 - лес/п от 29 июля 2008 года; 1427-лес/п - 1430-лес/п от 15 августа 2008 года. На покрытие затрат лесничества поступила сумма 96811 руб. 37 коп., остальная поступившая сумма 587223 руб. 37 коп. была перечислена на счета ГУПСО лесхозам, сельским лесхозам и пожарной части, которые осуществляли мероприятия по тушению лесных пожаров. Лесничество являлось получателем данных целевых средств и осуществляло их перераспределение другим лицам.
Денежные средства, полученные налогоплательщиком (лесхозом) из федерального или областного бюджета в порядке компенсации фактически понесенных расходов по тушению лесных пожаров, не подлежат обложению НДС на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров. Федеральным законом от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по предупреждению и тушению пожаров. Однако частью 2 статьи 1 указанного Закона установлено, что его действие не распространяется на деятельность, связанную с использованием лесов.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), действующего с 01.01.2007г., Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно пункту 2 статьи 6 ЛК РФ охрана лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и относится к видам использования лесов, определенным пунктом 16 статьи 25 указанного Кодекса.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 03.10.2008г. N 19-1-15-3350 сообщило, что деятельность по тушению пожаров, осуществляемая организациями Рослесхоза, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров не подлежит лицензированию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что фактически Учреждением осуществлялась деятельность по охране лесов, т.е. деятельность, связанная с использованием лесов.
Письмом МЧС России и Рослесхоза от 17.04.2006 N 43-1239-1/ВР-02-46/2447 разъяснено, что охрана лесов от пожаров (предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение) осуществляется в том числе лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями Рослесхоза.
Государственный контракт N 1428-лес/п от 15.08.2008 г. был заключен с ГУ СО "Красноуфимское лесничество" на основании пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, поскольку в рассматриваемом периоде возникла потребность в данных услугах вследствие непреодолимой силы. Исходя из контракта, заказчик вправе заключить контракт в том числе на выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.
Согласно статьи 81 Лесного Кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в частности, определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
В пункте 1 статьи 39 НК РФ указано, что реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права -собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Налогоплательщик на основании договора, заключенного с Министерством природных ресурсов Свердловской области, принял на себя обязательство по тушению лесных пожаров в лесном фонде Российской Федерации на ограниченной территории.
Денежные средства, выступающие в качестве финансирования и компенсации фактически понесенных налогоплательщиком затрат на работу по тушению лесных пожаров, перечислялись на счет налогоплательщика платежными поручениями без учета НДС.
Таким образом, налоговый орган необоснованно включил в состав общей выручки сумму, полученную налогоплательщиком из областного бюджета, утвержденного Законом Свердловской области от 29.10.2007 г. N 101- 03 в порядке компенсации расходов, связанных с выполнением работ по тушению лесных пожаров.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что в 2008 году лесничеством произведены выплаты выходного пособия в связи с сокращением численности штата работников. Согласно письма МПР СО N 06-04-352/8 от 30.01.2008г., в расчете фонда оплаты труда на 2008 год предусмотрено 65 штатных единиц. Впоследствии утверждено 60 штатных единиц. В период утверждения в лесничество были приняты следующие работники:
Банников Александр Иванович - водителем ПХС,
Мочалкин Сергей Анатольевич - рабочим ПХС,
Майданов Александр Николаевич - пожарным сторожем. Приказы о приеме на работу соответственно N N 7-к от 22.01.2008, 51-к от 22.01.2008, 54-кот 22.01.2008. Трудовые книжки зарегистрированы в журнале регистрации трудовых книжек под N N 52, 53, 56. После утверждения сметы указанные работники, на основании приказа N 68 от 05.04.2008, были уволены по п. 2 ст. 81 ТК РФ, приказы соответственно N N 70-к от 14.04.2008, 68-к от 11.04.2008, 65-к от 05.04.2008. Уволенным работникам выплачено выходное пособие общей суммой 41797 руб. Кроме того, в 2009 г. лесничество не смогло предоставить работу гр.Смирнову В.М. - водителю Н-Иргинского участкового лесничества, соответствующую состоянию его здоровья, в результате чего последний был уволен и ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ было выплачено выходное пособие в размере 7132 руб. Выходные пособия по сокращению штата были начислены и выплачены за счет средств от предпринимательской деятельности. Данные выплаты осуществлены вне рамок бюджетного финансирования, предусмотрены коллективным трудовым договором и относятся на расходы по налогу на прибыль.
Согласно статье 321.1 НК РФ, действующей в проверяемый период, налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. При этом налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
В свою очередь, расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).
Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункты 2 и 25 статьи 255 НК РФ).
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно п. 15 Главы 4 "Оплата и нормирование труда" Коллективного договора ГУ СО "Красноуфимское лесничество" предусмотрено, что для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг с 01.01.2008 г., учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет собственных средств, поступающих от приносящей доход деятельности. В соответствии с п. 8.10. Коллективного договора предусмотрена оплата выходного пособия работникам, занимающих должности (профессии), не предусмотренные штатным расписанием за счет собственных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Названным локальным актом предусмотрено, что выплаты выходного пособия производятся за счет собственных средств, то есть за счет средств, полученных от коммерческой либо иной приносящей доход деятельности.
Произведенные налогоплательщиком спорные выплаты осуществлены за счет полученных денежных средств вне рамок бюджетного финансирования, от осуществления предпринимательской деятельности.
Следовательно, налогоплательщик правомерно включил в состав расходов по налогу на прибыль суммы по выходному пособию.
Что касается позиции налогового органа по оплате лесничеством расходов по счету 240101226 "прочие работы, услуги", то затраты произведены заявителем для выполнения основных целей и задач. Согласно пп. 6 п. 17 главы 3 Устава лесничества основными задачами Учреждения является "обеспечение охраны и защиты лесов".
Пункт 18 главы 4 Устава лесничества устанавливает, что для выполнения указанных задач Учреждение осуществляет в лесах следующие функции:
пп. 25 осуществляет мероприятия по охране лесов, находящихся в государственной собственности на территории Свердловской области, от пожаров, от вредителей и болезней леса;
пп. 26 осуществляет мероприятия по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в лесном фонде;
пп. 28 осуществляет противопожарное обустройство лесов на землях лесного фонда, создание систем, средств пожаротушения и тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах, разработку планов и тушение лесных пожаров;
пп. 29 привлекает граждан и юридических лиц для тушения лесных пожаров на землях лесного фонда в соответствии с действующим законодательством;
пп. 30 проводит противопожарную пропаганду, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов выполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, лесничеством в 2009 году заключены договоры подряда с работниками, не являющимися работниками лесничества. По условиям заключенных договоров работники осуществляют в пожароопасный период (май-август) дежурство в конторах участковых лесничеств. Согласно актам выполненных работ работникам произведена оплата за оказанные услуги в размере 42419 руб., а также произведены начисления ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму в размере 9799 руб. Данные расходы отражены налогоплательщиком на счете 2 401 01 226.
В 2009 году в лесничество поступили средства из областного бюджета в сумме 135 883 руб. 93 коп. на покрытие затрат по тушению лесных пожаров, в том числе:
сверхурочная оплата труда своих работников - 93952 руб. 71 коп.
начисления на оплату труда - 24615 руб. 62 коп.
-ГСМ-14162 руб. 15 коп.
продукты питания - 3152 руб. 45 коп.
Для других целей, в том числе и на заработную плату пожарных сторожей, осуществляющих дежурство в конторах участковых лесничеств, начислений ЕСН, обязательное пенсионное страхование, денежные средства из бюджета не поступали, выплаты осуществлены вне рамок бюджетного финансирования, предусмотрены коллективным трудовым договором и относятся на расходы по налогу на прибыль.
Согласно п. 16 Главы 4 "Оплата и нормирование труда" Коллективного договора ГУ СО "Красноуфимское лесничество" предусмотрено, что для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, лесничество вправе осуществлять привлечение других работников, не являющимися работниками лесничества на условиях договоров подряда за счет собственных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Следовательно, налогоплательщик правомерно включил в состав расходов по налогу на прибыль суммы затрат по оказанным услугам.
Кроме того, расходы на оплату труда работников в сумме 23905 руб. и начисления ЕСН и ОПС в сумме 5522 руб. осуществлены заявителем вне рамок бюджетного финансирования, предусмотрены коллективным трудовым договором и должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль, поскольку заготовка древесины осуществлялась для нужд лесничества по отоплению зданий конторы и автогаража, обеспечения бесперебойного процесса деятельности, в том числе связанного с осуществлением коммерческой деятельности. Данные расходы документально подтверждены приказом, актом списания древесины, соответственно данные затраты являются обоснованными, экономически оправданными и документально подтвержденными.
Произведенные налогоплательщиком спорные выплаты осуществлены за счет полученных денежных средств вне рамок бюджетного финансирования - от осуществления предпринимательской деятельности.
Расходы в сумме 45431 руб. также являются обоснованными, поскольку согласно договора N 58 от 16 октября 2009 года на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации лесничеству были предоставлены материалы, которые не являются оборудованием, не используются для извлечения дохода и не могут быть признаны амортизационным имуществом. Кроме того, согласно акту о приемке выполненных работ стоимость материалов составляет 29101 руб. 88 коп. Оставшаяся сумма 16329 руб. 12 коп. составляет оплату за производство монтажных работ. Согласно "Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" N 145н от 25.12.2008 года - "установка и монтаж систем пожарной сигнализации...", относится к статье 226 "Прочие работы, услуги".
Данные выплаты осуществлены вне рамок бюджетного финансирования, т.к. бюджетом они не были предусмотрены и соответственно должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль.
Согласно пункта 6 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей.
Расходы на приобретение огнетушителей РЛО-М-02 в размере 66250 руб. и расходы по счету 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов" на сумму 10050 руб. - тумба под рекламный щит по пожарной агитации, 2875 руб. лопаты и черенки для тушения лесных пожаров произведены для выполнения основных целей и задач и осуществления функций лесничества.
Согласно пп. 6 п. 17 главы 3 Устава лесничества основными задачами Учреждения является "обеспечение охраны и защиты лесов".
Пункт 18 главы 4 Устава лесничества гласит, что для выполнения указанных задач Учреждение осуществляет в лесах следующие функции:
пп. 25 осуществляет мероприятия по охране лесов, находящихся в государственной собственности на территории Свердловской области, от пожаров, от вредителей и болезней леса;
пп. 28 осуществляет противопожарное обустройство лесов на землях лесного фонда, создание систем, средств пожаротушения и тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах, разработку планов и тушение лесных пожаров;
На приобретение огнетушителей, щита, лопат и черенков денежные средства из бюджета в лесничество не поступали. Поскольку осуществление мероприятий по тушению лесных пожаров для лесничества обязательно и напрямую связано с осуществлением коммерческой деятельности по предоставлению платных услуг по тушению пожаров, вышеуказанные расходы являются обоснованными. Как пояснил заявитель, лесничество не располагает прогнозами возникновения пожаров на будущий период времени. В то же время предполагается, что пожары будут периодически происходить и появится возможность предоставить платную услугу по тушению пожара.
Статья 252 НК РФ говорит о том, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценки, которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Инспекция не обоснованно не приняла указанные расходы, поскольку лесничество документально подтвердило реальность затрат, их производственную направленность в рамках уставной деятельности.
Заявитель также оспаривает решение инспекции в части довода по расходованию материальных запасов "счет 240101272". Приобретение продуктов питания для работников, осуществляющих тушение лесных пожаров, в 2009 году было профинансировано на сумму 3152 руб. 45 коп. за счет средств областного бюджета.
Согласно приказа от 3 апреля 1998 г. N 53 "Об утверждении инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами" Федеральной службы лесного хозяйства России, расходы на тушение лесного пожара включают:
заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения;
стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;
стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;
расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, налогоплательщик может учесть затраты на питание работников в качестве расходов при налоге на прибыль в случае, если предоставление указанных продуктов предусмотрено трудовым и (или) коллективным договорами.
В соответствии с п. 8.12. Коллективного договора предусмотрено, что работникам, занятых тушением лесных пожаров, полагается питание за счет лесничества. Расходы по питанию работников учреждение осуществляет за счет собственных средств. Названным локальным актом предусмотрено, что питание работников занятых тушением лесных пожаров производятся за счет собственных средств, то есть за счет средств, полученных от коммерческой либо иной приносящей доход деятельности.
Произведенные налогоплательщиком спорные выплаты осуществлены за счет полученных денежных средств вне рамок бюджетного финансирования - от осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, налогоплательщик правомерно включил в состав расходов по налогу на прибыль суммы на покупку продуктов питания.
20.12.2011 в судебном заседании от заявителя поступило заявление о взыскании судебных расходов в сумме 32000 руб., в том числе 30000 руб. -расходы по оплате услуг представителя, 2000 руб. - расходы по оплате государственной пошлины.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требования о взыскании судебных расходов, считает сумму, заявленную к возмещению чрезмерной.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (п. 1).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (п. 2).
По общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя.
Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 12088/05).
В соответствии с договором на оказание юридических услуг от 07.09.2011, заключенного между ООО "Юридическое агентство" и ГБУ "Красноуфимское лесничество", общество оказало Учреждению юридические услуги. Факт оказания юридических услуг по договору подтвержден актом N 1 об оказании юридических услуг от 12.12.2011, доказательством оплаты услуг по договору является платежное поручение N 457 от 09.09.2011 на сумму 30000 руб.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требование подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
Определенная договором сумма стоимости услуг 30000 руб. по подготовке материалов и обращению в арбитражный суд с данным заявлением, представительство в суде, соответствует объему и сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, является разумной и подлежащей взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., таким образом, расходы по оплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат взысканию с ответчиков в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области за N 09-104 от 30.06.2011 в части взыскания НДС в сумме 379640 руб., пени 93049 руб., штрафа 189820 руб., налога на прибыль в сумме 296851 руб. 55 коп., пени 42994 руб., штрафа 59371 руб.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области в пользу Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Красноуфимское лесничество" 32000 (тридцать две тысячи) руб., в том числе 30000 (тридцать тысяч) руб. расходы по оплате услуг представителя, 2000 (две тысячи) руб. расходы по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2012 г. N А60-38261/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника