Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 января 2012 г. N А60-51715/2011
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 30 января 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (ИНН 6623006530)
к Обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД"(ИНН 6668004357)
о взыскании 45266 руб. 20 коп
при участии в судебном заседании
истец извещен 19.12.2011г. (уведомление о получении определения от 09.12.2011г.), просит провести судебное заседание в отсутствие его представителя (заявление от 26.01.2012г. N 474),
от ответчика: Идиатуллина С.Н., паспорт, решение учредителя от 19.08.1999г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заявитель, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, обратился в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" о взыскании 45266 руб. 20 коп. в качестве финансовой санкции за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год в установленный законом срок.
24.01.2012г. от заинтересованного лица поступил отзыв N 04 от 20.01.2012г., который суд в предварительном судебном заседании приобщил к материалам дела.
Заинтересованное лицо полагает, что на правоотношения по применению ответственности, установленной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", распространяются общие положения Налогового кодекса Российской Федерации о процедуре привлечения к ответственности и порядке взыскания санкций, в частности ст. 112, предусматривающая смягчающие вину обстоятельства.
Акт от 05.04.2011г. N 627 и решение от 19.05.2011г. N 508 вынесены , Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области без учета смягчающих вину обстоятельств. Заинтересованное лицо полагает, что смягчающими вину обстоятельствами могут быть:
- ранее Общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" не привлекалось к ответственности за подобные правонарушения. Предприятие своевременно сдавало сведения на застрахованных лиц, т.е. правонарушение совершено впервые.
- незначительное нарушение срока представления сведений на застрахованных лиц, а именно: индивидуальные сведения должны были быть представлены в срок до 15 февраля. Фактически представили - 05.04.2011г.
- в апреле 2010 года произошла смена главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД". Вновь назначенный главный бухгалтер Юминова Е.Н., вводила директора в заблуждение по поводу своевременной сдачи отчетности и представления сведений в контролирующие органы. И только после того, как директор инициировала аудиторскую проверку, выявились нарушения. А бухгалтер больше не вышла на работу.
Таким образом, умысла на непредставление сведений предприятие не имело.
- отсутствие ущерба и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Заинтересованное лицо полагает, что финансовая санкция в размере 45266 руб. 20 коп. не соответствует принципу соразмерности.
В материалы дела 26.01.2012г. от заявителя поступило заявление от 26.01.2012г. N 474, в котором Управление просит рассмотреть заявление о взыскании финансовых санкций в размере 45266 руб. 20 коп. с заинтересованного лица без участия в судебном заседании представителя Управления. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.
По делу заявитель поясняет, что сумма финансовых санкций была исчислена в размере 10% от причитающихся к уплате страховых взносов за 2010 год. Указанная сумма страховых взносов видна в представленном страхователем расчете по страховым взносам за 2010г. (код строки 110). Страховые взносы на страховую часть 396316 руб. и страховые взносы на накопительную часть 56346 руб. Итого 452662. Финансовые санкции составляют 10% от 452662 рублей - 45266 руб. 20 коп.
В предварительном судебном заседании суд приобщил к материалам дела документы, представленные заявителем 26.01.2012г. вместе с заявлением от 26.01.2012г. N 474 во исполнение определения суда от 09.12.2011г.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания.
Если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку определением от 09.12.2011г. лица, участвующие в деле, были извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, заявитель не явился в предварительное судебное заседание и не заявил возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, суд, изучив имеющиеся документы, и признав представленные доказательства достаточными для рассмотрения дела, а дело - подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание по существу спора.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой выявлен факт непредставления заинтересованным лицом в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (предоставление данных сведений с просрочкой).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Данные сведения в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.
Таким образом, сведения за 2010 год должны быть представлены не позднее 15 февраля 2011 года.
Страхователем нарушен срок предоставления сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении работников. Указанные сведения были представлены страхователем 05.04.2011г.
Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляются вместе с копией платежного документа (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет применение ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в виде взыскания санкций в размере 10 процентов причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" сумма финансовых санкций была исчислена в размере 10% от причитающихся к уплате страховых взносов за 2010 год. Указанная сумма страховых взносов видна в представленном страхователем расчете по страховым взносам за 2010г. (код строки 110). Страховые взносы на страховую часть 396316 руб. и страховые взносы на накопительную часть 56346 руб. Итого 452662. Финансовые санкции составляют 10% от 452662 рублей - 45266 руб. 20 коп.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом не были представлены в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования за 2010 год, тем самым нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусмотрен.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ, им предусмотрен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Так, согласно ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов, к которым на основании п. 1 ст. 3 данного Закона относятся также Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
1) камеральная проверка;
2) выездная проверка.
В силу ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно ст. 38 указанного Закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Факт правонарушения зафиксирован в имеющемся в деле акте проверки от 05.04.2011г. N 627.
Как видно из текста акта, его рассмотрение было назначено на 10 часов 00 минут 19.05.2011г. (а также указан адрес, где состоится рассмотрение).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Как следует из представленных почтовой квитанции N 101554 и реестра почтовой корреспонденции от 07.04.2011 N 1339, акт N 627 от 05.04.2011г. был направлен заинтересованному лицу 07.04.2011г. заказным письмом.
Таким образом, заинтересованному лицу была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, а также представить соответствующие объяснения.
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем вынесено решение N 508 от 19.05.2011г. о привлечении заинтересованного лица к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовой санкции в размере 45266 руб. 20 коп.
Как следует из представленных почтовой квитанции от 13.06.2011 N 27977 и реестра почтовой корреспонденции от 13.06.2011, решение N 508 от 19.05.2011г. было направлено заинтересованному лицу 13.06.2011г. заказным письмом.
Позднее, заинтересованному лицу направлено требование от 28.06.2011г. N 1588 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции. В связи с тем, что требование заинтересованным лицом не исполнено, управление обратилось с заявлением о взыскании финансовой санкции в суд.
Доказательствами направления заинтересованному лицу требования от 28.06.2011г. N 1588 являются почтовая квитанция N 32147 от 21.07.2011г. и реестр почтовой корреспонденции от 21.07.2011г.
Заявитель обратился в суд 05.12.2011г., срок, отведенный заинтересованному лицу для добровольной уплаты финансовой санкции в требовании от 28.06.2011г. N 1588, истек.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что вышеописанные сроки и порядок привлечения заинтересованного лица к ответственности, установленные положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, заявителем соблюдены, размер финансовой санкции определен в соответствии с действующим законодательством, срок обращения заявителя в суд им не пропущен, суд считает, что заинтересованное лицо обоснованно привлечено к ответственности в виде взыскания финансовой санкции в сумме 45266 руб. 20 коп. на основании ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Между тем в силу ч. 4 ст. 44 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009г. N 212-ФЗ при привлечении к указанной ответственности судом устанавливается и учитывается наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009г. N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, являются, в частности, обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В данном случае суд признает в качестве смягчающих обстоятельств тот факт, что ранее заинтересованное лицо не привлекалось к ответственности за подобные правонарушения (данный довод не был оспорен заявителем), незначительный характер просрочки в представлении сведений и отсутствие ущерба и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (данный довод заинтересованного лица также не был оспорен).
В связи с этим суд полагает возможным уменьшить взыскиваемые санкции в два раза, то есть до 22633 руб. 10 коп.
В связи с этим требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
В силу ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп. 1.1. ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина в размере 1000 руб. 00 коп., в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с заинтересованного лица в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" (ИНН 6668004357) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 22633 (двадцать две тысячи шестьсот тридцать три) руб. 10 (десять) коп.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Автоматика ЛТД" (ИНН 6668004357) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
4. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2012 г. N А60-51715/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника