Определение Свердловского областного суда
от 16 февраля 2012 г. N 33-2219/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Плотниковой Е.И.
Судей Чумак Г.Н. Карпинской А.А.
при секретаре Торичной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16.02.2012 гражданское дело по иску Комаровой Г.Е. к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании незаконными действий ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области по не представлению жилищного сертификата
по кассационной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.11.2011.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.И., объяснения представителя ответчика ГУФСИН России по Свердловской области Наумова А.А., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Комарова Г.Е. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании незаконными действий ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области по не представлению жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указала, что она является вдовой Комарова А.Ф., умершего ... года. При своей жизни он служил в учреждении УИС в р.п. Сосьва, вышел в отставку в звании майора. В связи с уходом на пенсию 05.06.1994 ее муж подал заявление о постановке его на учет на получение жилья. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 утверждена программа, в соответствии с которой государство приняло на себя обязанность за обеспеченность категории граждан, установленным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы". Согласно указанному постановлению она вправе получить жилищный сертификат как лицо, имеющее право на участие в Программе "Жилище на 2002-2010 годы". Начиная с 2004 года, она обращалась в ГУФСИН России по Свердловской области с просьбой обеспечить ее семью жильем или сертификатом. 21.07.2011 она получила ответ из Администрации города Екатеринбурга о том, что имеет право на получение жилищного сертификата в связи с отселением из р.п. Сосьва в соответствующем подразделении ГУФСИН России по Свердловской области. До настоящего времени жилищный сертификат она не получила. Комарова В.Н. считает, что не обязана ежегодно предоставлять в ГУФСИН России по Свердловской области необходимые документы, вместе с тем, ее обязаны обеспечить жилищным сертификатом как лицо, состоящее и участвующее в Подпрограмме по обеспечению жильем с 2004 года. Истец просила признать незаконными действия ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области по реализации Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в связи с не предоставлением ей жилищного сертификата, начиная с 2004 года.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Свердловской области возражал против требований Комаровой В.Е., просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России просил в иске Комаровой В.Е. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФКУ ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области поддержал возражения представителя ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России, просил Комаровой В.Е. отказать в удовлетворении иска в полном объеме в связи с отсутствием правовых оснований.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.11.2011 в иске Комаровой Г.Е. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд лишил её права на получение жилищного сертификата, что заявления в 2010 году и ранее на получение жилищного сертификата в текущем году она подавала, жить её семье негде, при признании иска ответчиком, суд ей в иске необоснованно отказал.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В силу ст.2 Федерального закона N 353-ФЗ от 09.12.2010 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Законность решения проверяется по правилам кассационного производства.
Согласно ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Предусмотренных приведенной нормой оснований для отмены решения не имеется.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными указанным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года N 1291-р об утверждении Перечня имеющих жилищный фонд поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы ( в утвержденный перечень включен пос. Сосьва), Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция), утверждённой Приказом ФСИН России от 04.06.2007 года N 287.
Судом установлено, что Комарова В.Е. является вдовой Комарова А.Ф., майора внутренней службы, проходившего службу в должности начальника ревизионного отделения бухгалтерии Уральского управления лесных ИТУ МВД России (л.д.84), умершего ... года (л.д.97), проживает в р.п. Сосьва (закрытом поселке учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности), подлежит отселению с предоставлением жилья.
На основании заявления от 25.06.2008 года о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", относясь к категории п.5 п.п. "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 (л.д.73), Комарова В.Е. была включена в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", что подтверждается выпиской из протокола заседания ЖБК ФБУ ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области от 09.07.2008 года N 6 (л.д.74). Комарова включена в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год по ГУФСИН России по Свердловской области N 135 (л.д.40), на 2012 год N 55 (л.д.43, 210).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных названным Постановлением
Отказывая в удовлетворении заявления Комаровой В.Е., суд принимал во внимание предмет и основание иска: истец просила признать незаконными действия ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области по реализации Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в связи с не предоставлением ей жилищного сертификата, начиная с 2004 года, просила обязать предоставить сертификат не позднее 2011 года (л.д.7).
Дав анализ вышеприведенным нормативным актам с учетом заявленных требований, суд установил, что вины ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области по реализации Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в связи с не предоставлением истцу жилищного сертификата, начиная с 2004 года, не имеется.
Кроме того, в соответствии с п.13 Инструкции порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе"
для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, какой является истец, в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
Из учетного дела истца следует, что заявления истца о желании получить сертификат в 2011 году, истец - участник подпрограммы в период с 01 января по 15 июля 2010 года (л.д.70-167) не подавала. В учетном деле имеются такие заявления только на 2009 и 2010 год (л.д.149-150). По этой причине в список получателей жилищных сертификатов на 2011 год, состоящий из 31 человека, Комарова В.Е. оказалась не включена (л.д.47). В 2011 году было вручено 25 жилищных сертификатов (л.д.45). Из-за недостатка бюджетного финансирования все жилищными сертификатами не обеспечены.
В соответствии с п.44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") гражданин обязан предоставить определённый пакет документов, включая заявление. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Судом указано в решении, что полного пакета документов истец в ФКУ ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области не представила.
Между тем, изучив учетное дело истца, судебная коллегия не может согласиться с выводом об отсутствии полного пакета документов. Более того, суд, сделав вышеприведенный вывод об отсутствии документов, не указал, каких документов не хватает у истца.
Таким образом, по причине отсутствия финансирования на 2011 год, отсутствия заявления на получение жилищного сертификата в 2011 году суд правильно отказал истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением, также принимает во внимание, что обеспечение ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области жилищными сертификатами граждан- участников подпрограммы напрямую зависит от бюджетного финансирования и порядка, предусмотренного вышеприведенными нормами материального права. Обеспечение истца жилищным сертификатом в 2011 году даже при наличии нарушений со стороны ЦЖБК ГУФСИН России по Свердловской области невозможно. Такое решение неисполнимо. Ссылаясь на нарушения с 2004 года, истец обратилась в суд за защитой нарушенного права только в 2011 году. Законность решения проверяется в 2012 году. По нарушениям в 2012 году требований не заявлено.
По инициативе суда к участию в деле был привлечен в качестве соответчика ФСИН России по Свердловской области, тогда как истец об этом не просила. Однако данное обстоятельство основанием для отмены решения не является.
Возможность получения жилищного сертификата истцом не утрачена. Для получения жилищного сертификата истец вправе до 15 июля подать заявление о желании получить сертификат в следующем году. Из искового заявления следует, что истец возражает по поводу ежегодного представления заявления и документов, полагает, что если она один раз с таким заявлением обратилась, то этого достаточно для обеспечения её жилищным сертификатом. Между тем такая позиция не основана на нормах материального права, регулирующих выдачу жилищного сертификата. Фактически истец подтверждает, что ей разъяснялась необходимость представления документов и заявления на каждый год, чего она не сделала. Более того, перед выдачей сертификата участник подпрограммы обязан вновь предоставить весь пакет документов.
Согласно ч.2 ст.339 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ссылка лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Доказательства, приложенные истцом к кассационной жалобе, новыми доказательствами не являются, поскольку имеются в учетном деле (л.д.70-167). Других ходатайств, в том числе, об ознакомлении с протоколом судебного заседания, истец в кассационной жалобе не заявляла.
Решением суда истец не лишена права на получение сертификата после 2011 года, суд рассмотрел её заявление в пределах заявленных требований.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам дана надлежащая оценка, решение мотивировано, требования закона судом не нарушены.
Доводы жалобы основаниями для отмены и вынесения иного решения не являются.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.11.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 16 февраля 2012 г. N 33-2219/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru