Определение Свердловского областного суда
от 7 февраля 2012 г. N 33-1720/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Панкратовой Н.А.,
Судей Шурыгиной Л.Г., Мехонцевой Е.М.
при секретаре судебного заседания Лукичевой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 года гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления
по кассационной жалобе ответчика Администрации города Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., пояснения прокурора Даниловой А.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные в Ленинском районе г. Нижнего Тагила, общим объемом 4600 куб.м.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена плановая проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" при обращении с отходами на территории г. Нижнего Тагила, в результате которой на территории Ленинского района муниципального образования "город Нижний Тагил" выявлено 19 несанкционированных свалок отходов производства и потребления, общим объемом 4600 куб.м., что подтверждается актом СОГУ "Центр экологического мониторинга и контроля" N N... от 10 ( / / ) года и протоколом Нижнетагильского отдела Роспотребнадзора по Свердловской области от ( / / ) года.
В судебном заседании прокурор поддержал требование и доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" Кузьменкова Ю.А., представитель ответчика МКУ "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" Сафронов Д.М. полагали иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, утверждают, что прокурором не установлены сведения о том, кому принадлежат земельные участки, на которых расположены свалки.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 27.10.2011 исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. На Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" и комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил возложена обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", расположенные в Ленинском районе: в районе ВМЗ, конечная трамвайных маршрутов (ул. Быкова - ул. М. Горького) и далее вдоль высоковольтной линии, где проходила узкоколейная дорога по обе стороны от дороги на площади не менее 40 кв.м. общим объемом до 600 куб.м.; за разрушенным зданием старой ЦГБ N 3 с выходом на высоковольтную линию на площади не менее 40 кв.м. общим объемом до 800 куб.м.; вдоль высоковольтной линии на ВМЗ, бывшей узкоколейной железной дороги (со стороны старой ЦГБ N 3) на площади не менее 400 кв.м. общим объемом до 200 куб.м.; на пустыре в конце улицы Тагильской на площади не менее 400 кв.м. общим объемом до 300 куб.м.; в конце улицы Тагильской с правой стороны от дороги в сторону разрушенного здания старой ЦГБ N 3 на площади не менее 200 кв.м. и протяженностью 150-200 м. общим объемом 200 куб.м.; на территории старой ЦГБ N 3 на площади не менее 300 кв.м. общим объемом до 300 куб.м.; за территорией Кирпичного поселка (территория "Пырловки") на расстоянии 300 м. с обеих сторон дороги ведущей в пансионат "Сосновый бор" на площади 1500 кв.м. общим объемом до 1000 куб.м.; на краю карьера ВГОК, в конце улицы Кирова, 47, площадью 50 кв.м. общим объемом 150 куб.м.; в районе кладбища "Висимское" (Голый Камень) вдоль грунтовой дороги с левой стороны на въезде на улицу Гранитную, 2, площадью 60 кв.м. общим объемом 40 куб.м.; в поселке Старатель на участке территории за домами N 4, N 6 по улице Дунайской, по обе стороны дороги, ведущей к товариществу животноводов "Дружба", размером (ориентировочно): длинна 13 м., ширина 3-4 м., высота до 1 м., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с таким решением, ответчик Администрация города Нижний Тагил в своей кассационной жалобе просит о его отмене как незаконного и необоснованного, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку задачи по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил". В бюджете города Нижний Тагил на 2011-2012 годы не предусмотрены средства на ликвидацию несанкционированных свалок. Уборка отведенных земельных участков обеспечивается физическими и юридическими лицами.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил", муниципального казенного учреждения "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" не явились. В материалах дела имеются уведомления, согласно которым извещения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были направлены им 23.01.2012 (л.д. 100, 101). Судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, неявка которых не препятствует разбирательству дела в соответствии с ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки ""в ""соответствии ""с ""их ""целевым ""назначением ""и ""принадлежностью ""к ""той ""или ""иной ""категории ""земель ""и ""разрешенным ""использованием ""способами, ""которые ""не ""должны ""наносить ""вред ""окружающей ""среде, ""в ""том ""числе ""земле ""как ""природному ""объекту; ""соблюдать ""при ""использовании ""земельных ""участков ""требования ""градостроительных ""регламентов, ""строительных, ""экологических, ""санитарно-эпидемиологических, ""противопожарных ""и ""иных ""правил, ""нормативов; ""не ""допускать ""загрязнение, ""захламление ""земель."
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
"В ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечислены требования к объектам размещения отходов и требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.
Установив, что Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" не осуществляют мероприятия по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных мест складирования отходов по адресам, указанным истцом, находящихся в пределах Ленинского района г. Нижнего Тагила, суд правомерно, в силу вышеприведенных норм права, возложил на ответчиков обязанность ликвидировать указанные несанкционированные места складирования отходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокуратурой не в полном объеме установлен круг ответчиков, не установлены владельцы земельных участков, занятых отходами, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования "город Нижний Тагил" к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.10.2007 N 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со ст. 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил.
Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (ст. 2 Правил).
Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 25.09.2006 N 1079 "Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Нижний Тагил" обязанность по организации вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Нижний Тагил возложена на Комитет по управлению городским хозяйством Администрации города.
Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14.08.2009 N 1403, осуществление контроля над соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции.
В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось ответчиками, что территория несанкционированных свалок находится в пределах границ Ленинского района города Нижний Тагил, при этом ответчиками не было представлено каких-либо доказательств того, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, фактически принадлежат иным предприятиям и учреждениям. Возложение на муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" задач по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не отменяет обязанности кассатора, как органа местного самоуправления городского округа, осуществлять организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил.
Доводы ответчика об отсутствии в бюджете города Нижний Тагил на 2011-2012 годы средств на ликвидацию несанкционированных свалок не исключают вышеуказанные обязанности ответчиков.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 27 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Администрации город Нижний Тагил, без удовлетворения.
Председательствующий |
Панкратова Н.А. |
Судьи |
Шурыгина Л.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 7 февраля 2012 г. N 33-1720/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru