Определение Свердловского областного суда
от 3 ноября 2011 г. N 33-15885/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриева В.А.,
судей Звягинцевой Л.М., Куликовой М.А.,
при секретаре Кузевановой Е.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 03 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Еланцева Ю. А. о признании незаконным решения Березовской городской территориальной избирательной комиссии от 19 октября 2011 года N 31/184 "Об отказе Еланцеву Ю. А. в регистрации кандидатом на должность Главы Березовского городского округа" по кассационной жалобе Еланцева Ю. А. на решение Березовского городского суда Свердловской области от 23 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Дмитриева В.А., объяснения Еланцева Ю.А., его представителей Гаранько К.Ю., Кадочникова И.В., представителя избирательного объединения "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Шадрина Д.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Березовской городской территориальной избирательной комиссии Потаповой Н.А. и Панковой С.Н., заключение прокурора Гавриной Ю.В., полагавших кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Думы Березовского городского округа от 03 ноября 2010 года N 168 досрочно прекращены полномочия Главы Берёзовского городского округа Б в связи с назначением его на должность государственной гражданской службы.
Решением Думы Березовского городского округа от 16 декабря 2010 года N 181 назначены досрочные выборы Главы Березовского городского округа на 13 марта 2011 года.
01 марта 2011 года Березовской городской территориальной избирательной комиссией принято решение N 12-71 "Об отложении голосования на досрочных выборах Главы Березовского городского округа", согласно пункта 1 которого отложено голосование на досрочных выборах Главы Березовского городского округа для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий до 04 декабря 2011 года, дня голосования на очередных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Решением Березовской городской территориальной избирательной комиссии от 09 сентября 2011 года N 23/135 с 24 сентября 2011 года возобновлена избирательная кампания по досрочным выборам Главы Березовского городского округа с учётом сроков, установленных Календарём основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов главы Березовского городского округа, на территории Березовского городского округа 4 декабря 2011 года.
Решением Березовской городской территориальной избирательной комиссии (далее - избирательная комиссия) от 19 октября 2011 года N 31/184 отказано Еланцеву Ю.А. в регистрации кандидатом на должность Главы Березовского городского округа в связи с непредставлением одного из документов, необходимого в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области, для выдвижения кандидата избирательным объединением.
Не согласившись с вышеназванным решением, Еланцев Ю.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать его незаконным и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом.
В обоснование указал, что 09 октября 2011 года в избирательную комиссию им были представлены документы для выдвижения кандидатом на должность Главы Березовского городского округа, включая заявление о согласии баллотироваться на указанную должность. Тогда же избирательное объединение "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации (далее избирательное объединение "Свердловское областное отделение КПРФ") передало в комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, за исключением документа - "Сведения о кандидате, выдвинутом по единому избирательному округу". Этот документ, заверенный руководителем избирательного объединения и скрепленный печатью объединения, позже, 12 октября 2011 года был представлен избирательным объединением в комиссию, хотя федеральное законодательство о выборах не предусматривает такой обязанности.
Несмотря на это, 16 октября 2011 года избирательная комиссия известила его об отсутствии указанного документа среди документов, представленных при выдвижении, а 19 октября 2011 года на этом основании приняла решение об отказе в регистрации кандидатом. Такое решение комиссии, по мнению заявителя, незаконно, поскольку до его принятия вышеназванный документ был представлен избирательным объединением, а сведения, указанные в нем, содержались в иных документах, поданных в комиссию. Кроме того, избирательная комиссия не известила избирательное объединение о неполноте сведений в представленных им документах, нарушив пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О незаконности решения свидетельствует и тот факт, что решение комиссии было изготовлено, подписано и скреплено печатью до заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата.
Представитель избирательной комиссии возражал против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое решение об отказе в регистрации Еланцева Ю.А. кандидатом на должность Главы городского округа является законным и обоснованным, так как при уведомлении о выдвижении кандидата избирательным объединением "Свердловское областное отделение КПРФ" не были представлены все необходимые документы, в частности, документ - "Сведения о кандидате, выдвинутом по единому избирательному округу".
Представитель избирательного объединения "Свердловское областное отделение КПРФ" и прокурор в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решением, которым отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Еланцева Ю.А. ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) установлены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункта 3 статьи 1 названного Федерального закона законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
На территории Свердловской области указанные отношения, включая порядок подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований, урегулированы также Избирательным кодексом Свердловской области, статьями 44, 47 и 52 которого установлены общеобязательные условия и порядок выдвижения кандидатов, в том числе избирательными объединениями.
Как следует из оспариваемого решения избирательной комиссии от 19 октября 2011 года N 31/184, в регистрации кандидата на должность главы Березовского городского округа Еланцева Ю.А. отказано на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области в связи с непредставлением документа - "Сведения о кандидате, выдвинутом по единому избирательному округу", необходимого в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области, для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пунктом 1 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 44 настоящего Кодекса, иных предусмотренных федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, настоящим Кодексом, документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также после представления подписных листов, сброшюрованных, пронумерованных и заверенных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, протокола об итогах сбора подписей избирателей и первого финансового отчета кандидата, избирательного объединения, а в случае, предусмотренном в пунктах 2, 2-2 или 2-4 статьи 53 настоящего Кодекса - решения политической партии о выдвижении кандидата, списка кандидатов и первого финансового отчета кандидата, избирательного объединения.
В пункте 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, пункте 1 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области закреплено право избирательных объединений выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пунктами 7, 9 и 10 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области закреплен перечень документов, представляемых в избирательную комиссию, организующую выборы, при выдвижении избирательным объединением кандидата по единому избирательному округу.
К числу таких документов отнесено решение по вопросу о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу с приложением сведений о кандидате, выдвинутом по единому избирательному округу (подпункт 3 пункта 7 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области). При этом сведения о выдвинутом кандидате заверяются собственноручной подписью руководителя и печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) и должны отвечать требованиям пункта 8 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области.
В этой связи судом правильно отмечено, что положения статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области не противоречат положениям Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с чем, утверждения заявителя о незаконности требования о предоставлении сведений о кандидате, заверенных собственноручной подписью руководителя и печатью избирательного объединения, являются несостоятельными.
Обязанность представления избирательным объединением сведений о кандидате на должность на главы Березовского городского округа, выдвинутом по единому избирательному округу, также предусмотрена решением Березовской городской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2011 года N 21-115, которым утверждён порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы Березовского городского округа 4 декабря 2011 года.
Согласно подпункта 2 пункта 4.5 утверждённого порядка при выдвижении кандидатов избирательное объединение представляет в Березовскую городскую территориальную избирательную комиссию сведения о кандидате по форме, установленной Березовской городской территориальной избирательной комиссией (приложение 9).
Более того, по смыслу пункта 11 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области документы, указанные в пунктах 7, 9 и 10 данной статьи, подаются в избирательную комиссию в сроки, установленные в статье 45 настоящего Кодекса, уполномоченным представителем избирательного объединения одновременно с документами, представляемыми выдвигаемым кандидатом, включая его заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
При этом избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает соответствующие права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2 статьи 31 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области).
Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что документы, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении избирательным объединением кандидата должны быть представлены в комиссию избирательным объединением одновременно с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Вопреки этому избирательным объединением "Свердловское областное отделение КПРФ" при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата Еланцева Ю.А. указанные требования закона не были соблюдены, поскольку как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось заявителем, вышеназванным избирательным объединением 09 октября 2011 года при уведомлении комиссии о выдвижении кандидата не был представлен предусмотренный подпунктом 3 пункта 7 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области документ, именуемый "Сведения о кандидате, выдвинутом по единому избирательному округу", который является приложением к решению избирательного объединения по вопросу о выдвижении кандидата.
Указанный документ, подписанный руководителем избирательного объединения "Свердловское областное отделение КПРФ" и скрепленный печатью объединения, был представлен в избирательную комиссию только 12 октября 2011 года, т.е. спустя несколько дней после уведомления о выдвижении кандидата Еланцева Ю.А.
Отсутствие вышеупомянутого документа на момент уведомления комиссии избирательным объединением о выдвижении кандидата было правильно квалифицировано избирательной комиссией, и с чем согласился суд первой инстанции, как отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документа, необходимого для уведомления о выдвижении кандидата. В свою очередь данное обстоятельство в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области явилось основанием для принятия избирательной комиссией решения для отказа в регистрации Еланцеву Ю.А. кандидатом на должность главы Березовского городского округа.
Довод заявителя и представителя избирательного объединения "Свердловское областное отделение КПРФ" о возможности представления избирательным объединением вышеуказанного документа после уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, является ошибочным, основанным на неправильном толковании избирательного законодательства, устанавливающего запрет кандидату, избирательному объединению дополнительно представлять в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно не признал основанием к отмене решения избирательной комиссии и довод Еланцева Ю.А. о том, что избирательное объединение "Свердловское областное отделение КПРФ" не было извещено избирательной комиссией о непредставлении объединением сведений о кандидате в числе документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, ввиду отсутствия у избирательной комиссии таковой обязанности в сложившейся ситуации.
Так, согласно пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Соответствующим образом данный вопрос урегулирован и пунктом 1.1 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Таким образом, уведомить кандидата, избирательное объединение об имеющихся нарушениях, допущенных ими при оформлении документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, и предоставить кандидату, избирательному объединению срок для исправления недостатков в соответствии с данной нормой является обязанностью соответствующей избирательной комиссии.
В этой связи судом правильно отмечено, что указанная норма призвана гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата, избирательного объединения восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений.
В силу вышеназванных норм Федерального закона N 67-ФЗ, а также Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/1272-4, кандидат, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о им кандидате, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его последующей регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для выдвижения и регистрации в качестве кандидата, установленная Федеральным законом N 67-ФЗ и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Одновременно, данными нормами не предоставляется право кандидату, избирательному объединению дополнительно внести документы, не поданные своевременно для выдвижения и регистрации в качестве кандидата. Более того, Федеральным законом N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона.
Таким образом, обязанность избирательной комиссии извещать кандидата, избирательное объединение возникает только в случае неполноты сведений о кандидате в представленных документах или при ненадлежащем оформлении уже представленных документов.
Тем не менее, решением избирательной комиссии от 16 октября 2011 года N 30/182 кандидат Еланцев Ю.А. был извещён о том, что среди документов, представленных при его выдвижении, отсутствовал документ - "Сведения о кандидате, заверенные собственноручной подписью руководителя избирательного объединения "Свердловское областное отделение Политической партии КПРФ" и печатью указанного объединения; а документ "Сведения об уточнениях и дополнениях в документы, содержащие сведения о кандидате, представленные ранее для уведомления о выдвижении кандидата", представленный 12 октября 2011 года не соответствует требованиям пункта 11 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 1-1 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Об этом обстоятельстве также достоверно было известно и уполномоченному представителю данного избирательного объединения, что явствует из материалов дела.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил как несоответствующий закону довод заявителя о том, что отсутствие документа, необходимого в числе других для уведомления избирательным объединением о выдвижении кандидата, относится к неполноте сведений о кандидате, поскольку в пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункте 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области в качестве самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата делается ссылка на отсутствие этих документов (пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, п. п. 3 п. 6 ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области) и отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (пп. "в.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и п.п. 3-2 п. 6 ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области).
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Еланцева Ю.А. на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документа, необходимого в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области для уведомления о выдвижении кандидата.
Доводы представителя избирательного объединения "Свердловское отделение КПРФ", поддержавшего кассационную жалобу Еланцева Ю.А., о том, что избирательная комиссия, установив отсутствие среди документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении кандидата, должна была немедленно принять решение об отказе в регистрации кандидата, являются ошибочными. В частности, пунктом 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области для избирательной комиссии установлен срок до десяти дней для проверки соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт вручения Еланцеву Ю.А. оспариваемого решения непосредственно после заседания избирательной комиссии в подписанном виде и скреплённом печатью не свидетельствует о незаконности решения, так как избирательная комиссия не была лишена возможности проводить подготовку к коллегиальному и открытому заседанию, и заблаговременно готовить проекты решений.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения избирательной комиссии. Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно и подробно мотивирован в решении суда.
Поскольку суждения суда соответствуют обстоятельствам дела, основанным на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение, судом применен верно, оснований для отмены решения в кассационном порядке нет.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361, статьями 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 23 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еланцева Ю. А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 3 ноября 2011 г. N 33-15885/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru