Определение Свердловского областного суда
от 15 ноября 2011 г. N 33-16614/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриева В.А.,
судей Звягинцевой Л.М., Орловой А.И.,
при секретаре Гисматулиной Д.Ш.,
рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" о признании незаконным и отмене решения Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 23/156 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области", возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов по кассационной жалобе Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2011 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Дмитриева В.А., объяснения представителей Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии Беловой Н.Г., Божко А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" Смироновой М.А., Полоса А.В., полагавших кассационную жалобу необоснованной, заключение прокурора Гавриной Ю.В., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Думы Кушвинского городского округа от 13 сентября 2011 года назначены выборы депутатов Думы Кушвинского городского округа второго созыва на 4 декабря 2011 года.
29 октября 2011 года решением Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии N 23/156 на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области", ввиду нарушения избирательным объединением установленного Федеральным законом "О политических партиях" порядка выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования.
Не согласившись с решением, избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" обратилось в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов, полагая, что порядок выдвижения списка кандидатов, предусмотренный действующим законодательством и Уставом политической партии соблюден. Поскольку Кушвинское местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ осуществляет свою деятельность только на территории города Кушва, а не на территории всего Кушвинского городского округа, то оно не вправе участвовать в выборах депутатов Думы городского округа, в том числе выдвигать список кандидатов в депутаты данного представительного органа. С учетом этого и положений пункта 3.1 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях", пункта 3 части 4 статьи 33, части 4 статьи 42 Устава, Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Совет регионального отделения обладал необходимыми полномочиями по выдвижению списка кандидатов.
Представители Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое решение об отказе в регистрации списка кандидатов является законным и обоснованным, так как при наличии местного отделения политической партии Совет регионального объединения не вправе был принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа.
Судом постановлено решение, которым требования избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" удовлетворены, решение Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 23/156 признано незаконным и отменено. Решением суда также возложена обязанность на избирательную комиссию зарегистрировать список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением.
Оспаривая законность и обоснованность данного решения, Кушвинская городская территориальная избирательная комиссия в кассационной жалобе просит отменить решение суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует, что 17 октября 2011 года Советом регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области принято решение о выдвижении списков кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу и двухмандатным избирательным округам от избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области".
18 октября 2011 года уполномоченным представителем названного избирательного объединения в Кушвинскую городскую территориальную избирательную комиссию были представлены документы для выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, а 24 октября 2011 года - документы, необходимые для регистрации списка кандидатов.
29 октября 2011 года Кушвинской городской территориальной избирательной комиссией принято решение об отказе регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области".
Как следует из вышеназванного решения избирательной комиссии, основанием для отказа в регистрации списка кандидатов явилось нарушение установленного Федеральным законом "О политических партиях" от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (далее Федеральный закон "О политических партиях") порядка выдвижения списка кандидатов, поскольку, по мнению комиссии, при наличии Кушвинского местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Совет регионального отделения не наделен такими полномочиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Соответствующим образом вопрос урегулирован частью 3 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Аналогичное основание для отказа в регистрации списка кандидатов закреплено подпунктом 1 пункта 7 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях") политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Согласно пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом.
Согласно пункту 1 статьи 33 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения, являющегося коллегиальным органом структурного подразделения, при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований, в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган уполномоченный уставом политической партии.
Так, пунктом 3.1 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" прямо преудсмотрено, что в случае отсутствия местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона и Устава политической партии Совет регионального отделения может принимать решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований только в случае отсутствия местного отделения политической партии на территории муниципального образования. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, действует ли местное отделение на всей территории муниципального образования либо только на определенной его части.
Аналогичный вывод следует также из анализа положений части 4 статьи 42 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, предусматривающей, что в случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения, либо в случае, если на территории муниципального образования созданы и действуют более одного местного отделения, в выборах глав и иных выборных должностей муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований участвует действующее на территории данного муниципального образования региональное отделение или Партия.
Разрешая спор и удовлетворяя требования избирательного объединения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии на территории муниципального образования "Кушвинский городской округ" местного отделения Политической партии, наделенного правом выдвижения списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа, и правомерности выдвижения списка кандидатов Советом регионального отделения.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.
Так, политической партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях").
По смыслу подпункта "а" пункта 2, пункта 3 статьи 3 данного Федерального закона политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом
Согласно части 9 статьи 2 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ структуру Партии образуют ее структурные подразделения - региональные, местные и первичные отделения Партии, созданные и действующие на территории Российской Федерации только по территориальному признаку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Частью 1 статьи 42 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ определено, что местным отделением Партии является структурное подразделение Партии, созданное и осуществляющее свою деятельность, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов, иных населенных пунктов и (или) их части (частей) одного субъекта Российской Федерации, границы которой определены решением Президиума или Бюро Президиума Центрального Совета, Совета или Бюро Совета регионального отделения, в пределах территории деятельности одного регионального отделения.
При этом по смыслу части 4 статьи 42 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ местные отделения на территории своей деятельности наделены правом участвовать в выборах, в том числе выдвигать кандидатов на должности глав и иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списки кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований.
Из представленных материалов следует и не оспаривалось представителями избирательного объединения, что в муниципальном образовании "Кушвинский городской округ" действует местное отделение указанной Политической партии, именуемое "Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Кушвинском городском округе", входящее в состав регионального объединения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области. Сведения о данном местном отделении в числе сведений о других местных отделениях были представлены в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области письмом указанного регионального отделения от 27 декабря 2010 года N 178.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 21 октября 2011 года N 03-8617, являющегося территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий. Вышеуказанный ответ, положенный в основу решения избирательной комиссии, изготовлен на официальном бланке, подписан начальником Главного управления, поэтому судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии официального характера данного документа.
Кроме того, частью 4 статьи 33 Избирательного кодекса Свердловской области закреплено, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с федеральным законом о политических партиях и федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, на выборах в органы государственной власти Свердловской области в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения, имеющие право в соответствии с федеральным законом о политических партиях принимать участие в выборах. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с федеральным законом о политических партиях принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 21 статьи 2 настоящего Кодекса, и их соответствующие структурные подразделения.
Во исполнение вышеприведенных требований избирательного законодательства Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, выступающим в качестве уполномоченного органа, опубликован список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, в числе которых указано и Кушвинское местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ как структурное подразделение политической партии, не наделенное правами юридического лица, но обладающее в соответствии с Уставом политической партии правом принимать участие в выборах. Данный список избирательных объединений был также размещен в сети "Интернет" и направлен избирательные комиссии, организующие выборы, в том числе в Кушвинскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Более того, из обозревавшейся в судебном заседании копии выписки из протокола заседания Политсовета Кушвинского местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, состоявшегося 18 сентября 2011 года, усматривается, что местным отделением в рамках реализации своего права на участие в выборах представительного органа муниципального образования было принято решение об утверждении кандидатур в составы окружных комиссий по выборам депутатов Думы Кушвинского городского округа второго созыва по двухмандатным избирательным округам, что с очевидностью свидетельствует об участии данного местного отделения в выборах депутатов указанного представительного органа, опровергая доводы заявителя об обратном.
Такое право избирательного объединения на участие в формировании окружных избирательных комиссий предусмотрено пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 2 статьи 17 Избирательного кодекса Свердловской области.
При этом по смыслу избирательного законодательства выдвижение кандидата (списка кандидатов) в депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления является лишь одной из форм реализации права политической партии, ее региональных и иных структурных подразделений на участие в выборах соответствующего уровня.
В этой связи нельзя признать правильными доводы заявителя и суждения суда об отсутствии у Кушвинского местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ права на участие в выборах депутатов Думы Кушвинского городского округа, в том числе путем выдвижения списка кандидатов в депутаты. Тем более, что ни действующее избирательное законодательство, ни Устав названной политической партии не содержит каких-либо дополнительных условий для возникновения у действующего местного отделения политической партии права на участие в выборах.
Поскольку на территории Кушвинского городского округа действует местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Совет регионального отделения не вправе был принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа по единому избирательному округу. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении избирательным объединением установленного Федеральным законом "О политических партиях" порядка выдвижения списка кандидатов. В этой связи избирательная комиссия 29 октября 2011 года своим решением обоснованно отказала в регистрации списка кандидатов на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
В силу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Вместе с тем судебная коллегия полагает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований, заявленных избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" о признании незаконным и отмене решения Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 23/156 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области", возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" о признании незаконным и отмене решения Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 23/156 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Кушвинского городского округа второго созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области", возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 15 ноября 2011 г. N 33-16614/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru