Определение Свердловского областного суда
от 22 февраля 2012 г. N 33-2629/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Суханкина А.Н.,
судей Соболевой Т.Е. и Романова Б.В.,
при секретаре Мишунине А.В.,
с участием прокурора Даниловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.02.2012 гражданское дело по заявлению Малахова В. И. о признании незаконным решения Красноуфимской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Красноуфимск по апелляционной жалобе Малахова В.И.. на решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 07.02.2012.
Заслушав доклад судьи Суханкина А.Н., пояснения Малахова В.И., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, пояснения представителя Красноуфимской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Красноуфимск Шубиной О.В., просившей оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора Свердловской областной прокуратуры Даниловой А.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
решением Красноуфимской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Красноуфимск от 30.01.2012 Малахову В.И. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы городского округа Красноуфимск, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Малахов В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения избирательной комиссии, не соглашаясь с результатами проверки подписных листов и установлением недостаточного для регистрации количества достоверных подписей избирателей.
В судебном заседании Малахов В.И. свои требования поддержал.
Представители Красноуфимской городской территориальной избирательной комиссии Редько О.П. и Шубина О.В. заявленные требования не признали.
В своем заключении прокурор межрайонной прокуратуры Хмеленко А.В. полагал, что заявление не подлежит удовлетворению.
Указанным решением Красноуфимского городского суда в удовлетворении заявления Малахову В.И. отказано.
Считая решение суда незаконным, Малахов В.И. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование своей апелляционной жалобы указал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся также в подпункте 5 пункта 6 статьи 53, пункте 8 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае для регистрации в качестве кандидата должно было быть представлено 332 достоверных подписей избирателей.
Малаховым В.И. в территориальную избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе 56 подписных листов, содержащих 365 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
В результате проверки подписных листов, представленных кандидатом Малаховым В.И., избирательной комиссией были установлены только 298 достоверных подписей.
Указанное обстоятельство было признано избирательной комиссией основанием для принятия решения об отказе Малахову В.И. в регистрации кандидатом на должность главы городского округа Красноуфимск.
Как следует из материалов дела, подписи избирателей в количестве 43 были признаны избирательной комиссией недостоверными и недействительными на основании акта экспертного исследования как выполненные от имени одного лица другим лицом, а также даты, внесения которых проставлены избирателями несобственноручно.
22 подписи были признаны недействительными по причине несоответствия фамилии, имени отчества, года рождения, адреса места жительства и паспортных данных избирателей.
2 подписи признаны недействительными по причине отсутствия у избирателей активного избирательного права.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, а также учреждений юстиции, их заключения излагаются в письменной форме и могут являться основанием для признания подписей недостоверными и недействительными.
Из дела видно, что для проверки достоверности подписей избирателей в поддержку кандидата Малахова В.И. был привлечен эксперт Уральского регионального центра судебной экспертизы, который в своем заключении оформил указанные выводы о недостатках выполненных подписей.
В свою очередь наличие недостатков 22 подписей по причине несоответствия фамилии, имени отчества, года рождения, адреса места жительства и паспортных данных избирателей подтверждается официальной справкой УФМС N14\374 от 26.01.2012.
Подтверждение данных сведений официальной справкой соответствует подпункту 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Доводы жалобы Малахова В.И. о том, что данная справка не была составлена непосредственно членом рабочей группы, руководителем ОУФМС России по Свердловской области в Красноуфимском районе К не могут быть приняты, поскольку как видно из материалов дела, указанная справка подписана К
Доводы апелляционной жалобы Малахова В.И. о том, что ему не было обеспечено присутствие при проведении проверки подписей, а также что ему несвоевременно был вручен итоговый протокол проверки подписных листов с указанием количества и оснований признания подписей недостоверными и недействительными не могут быть положены в основу для отмены решения суда, поскольку наличие этих нарушений, самостоятельно не может являться основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным.
В свою очередь, каких-либо доказательств, опровергающих выводы названных письменных доказательств (акта исследования, официальной справки), заявителем представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку в решении судом им была дана надлежащая правовая оценка, дополнительных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для иного решения, в жалобе не содержится и судом не установлено.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 07.02.2012. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 22 февраля 2012 г. N 33-2629/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru