Определение Свердловского областного суда
от 12 января 2012 г. N 33-515/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Романова Б.В.
Судей Силиной И.А., Коренева А.С.
при секретаре Мишунине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12.01.2012 гражданское дело по иску Квочкиной Е.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Кленовского сельского поселения Нижнесергинского района Свердловской области о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе истца Квочкиной Е.С. на решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 01.11.2011.
Заслушав доклад судьи Романова Б.В., объяснения истца Квочкиной Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Квочкина Е.С. обратилась в суд с вышеназванным иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Нижнесергинского муниципального района и администрации Кленовского сельского поселения Свердловской области. При рассмотрении дела истец отказалась от исковых требований к администрации Нижнесергинского муниципального района и уточнила исковые требования, просила суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) за счет средств областного бюджета жилое помещение в Кленовском сельском поселении Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм с последующей его передачей в муниципальную собственность Кленовского сельского поселения, возложить на администрацию Кленовского сельского поселения обязанность заключить с ней, Квочкиной Е.С., договор социального найма на построенное (приобретенное) и переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение. В обоснование иска истец указала, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживала и воспитывалась в ... является нуждающейся в жилом помещении, но им не обеспечена, что применительно к Федеральному закону N 159 - ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является основаниями для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании истец Квочкина Е.С. и её представитель Володин А.А. требования и доводы иска поддержали. Дополнительно объяснили, что истцу принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилой ... однако проживать в нем не возможно, это обстоятельство не исключает удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации Кленовского сельского поселения Деткова Н.М. иск не признала, поскольку истец имеет закрепленное за ней жилое помещение, в котором она является собственником 1/5 доли в праве собственности. Указанный дом является пригодным для проживания, что выявлено в результате его обследования сотрудниками БТИ в 2011 году. В очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она была поставлена в связи с обеспеченностью менее учетной нормы с.Кленовское.
Представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Свердловской области, представители третьих лиц Правительства Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", ГУСОН СО "Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района, Министерства финансов Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились.
Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 01.11.2011 в удовлетворении исковых требований Квочкиной Е.С. отказано.
Не согласившись с таким решением, истец Квочкина Е.С. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба на обжалуемое решение подана истцом 14.11.2011, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", которым глава 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (производство в суде кассационной инстанции) признана утратившей силу. Согласно ст.2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационные и, соответственно, частные жалобы, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. В этой связи дело подлежит рассмотрению судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подачи истцом её кассационной жалобы.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков и третьих лиц не явились. В материалах дела имеются уведомления, согласно которым извещения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были направлены им 28.11.2011. В соответствии с ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. С учетом изложенного, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
Как установлено судом, Квочкина Е.С., ( / / ), является лицом, утратившим попечение родителей в связи с лишением А. ... на основании решения суда от ( / / ) и признанием её отца, В., безвестно отсутствующим на основании решения Сухоложского городского суда от ( / / ). В период с ( / / ) по ( / / ) истец являлась воспитанницей и проживала в ... при обучении в ... в период с ( / / ) по ( / / ) находилась на полном государственном обеспечении. Квочкиной Е.С. на праве собственности принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: N общей площадью 48.4 кв.м. Постановлением Главы Кленовского сельского поселения N от ( / / ) истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся собственником доли жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, утвержденной постановлением Главы Кленовского сельского поселения N от ( / / ) (12,5 кв.м.). В настоящее время истец обучается в Екатеринбургском машиностроительном колледже, период обучения с ( / / ) по 30. 06.2013,
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Квочкина Е.С. имеет закрепленное за ней пригодное для проживания жилое помещение на праве долевой собственности, в связи с чем не имеется оснований для возникновения права на обеспечение истца жилым помещением вне очереди органами исполнительной власти за счет средств областного бюджета в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Такие выводы основаны на ошибочном применении норм материального права без учета обстоятельств конкретного дела.
Действительно, истцу, на основании договора купли - продажи от ( / / ), заключенного между К. и в том числе, А. (матери истца) действовавшей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь, принадлежит 1/5 доля в праве собственности на указанное жилое помещение.
В то же время это обстоятельство, не свидетельствует о закреплении за истцом жилого помещения и реализации гарантированного статусом истца права на внеочередное предоставление жилого помещения применительно к положениям ч. 2 ст. 15, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Общие условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Из системной взаимосвязи ч. ч. 2 и 3 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что как малоимущим гражданам, так и иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в том числе, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из их числа), жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди в случае их нуждаемости в жилых помещениях. Указанному корреспондирует абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу которого лица, подпадающие под правовое регулирование данного закона, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Об этом свидетельствует и правовая позиция Конституционного суда, изложенная в Определении N 746-О-О от 07.06.2011, в соответствии с которой Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, названных в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) норма п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (в том числе и обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы). Закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8).
Согласно постановлению Главы Кленовского сельского поселения N от ( / / ) учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет - 12,5 кв.м., а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающих - 25 кв.м.
Истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля, составляющая, исходя из общей площади вышеназванного дома (48.4 кв.м.) - 9,68 кв.м., что менее вышеназванной учетной нормы, в связи с чем постановлением Главы Кленовского сельского поселения N от ( / / ) истец и была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся собственником доли жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в связи с чем указанным ответчиком за истцом признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу, относящемуся к категории граждан из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Это постановление на момент разрешения дела в установленном порядке не оспорено и не отменено, а в совокупности с иными исследованными судом доказательствами и статусом истца, свидетельствует о наличии у нее права на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, какой истец, являющаяся лицом, оставшимся без попечения родителей, как на момент окончания обучения в учебном заведении после достижения совершеннолетия, с которым вышеназванный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ связывает возникновение права на его внеочередное предоставление, так и на момент разрешения спора, в установленном порядке обеспечена не была.
При таком положении постановленное судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Квочкиной Е.С. нельзя признать законным и обоснованным, что применительно к абз. 4 ст. 361, п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены постановленного судом решения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2). Согласно п. 8 данного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и после распределения их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
В этой связи, исходя из заявленных истцом требований, вышеприведенных положений закона и в силу наличия у истца права на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исковые требования о предоставлении жилья обоснованно заявлены к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Кленовского сельского поселения Нижнесергинского района Свердловской области.
Разрешая вопрос о размере подлежащей предоставлению истцу жилой площади, судебная коллегия руководствуется, в том числе, ч. 2 ст. 50, ч.ч. 5,6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу совокупности которых по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 7, 8 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Поскольку истцу Квочкиной Е.С., принадлежит 1/5 доля в праве собственности на указанное жилое помещение, составляющая 9,68 кв.м., размер жилой площади, которая должна быть предоставлена истцу с учетом нормы ее предоставления установленной постановлением Главы Кленовского сельского поселения N от ( / / ), составляет не менее 15,32 кв.м. (25 -9,68 = 15,32).
Совокупность изложенного, является основанием для удовлетворения исковых требований и возложения на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 15,32 кв.м., находящегося в черте Кленовского сельского поселения Нижнесергинского муниципального образования Свердловской области, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для последующего его внеочередного предоставления по договору социального найма Квочкиной Е.С., а также возложения на администрацию Кленовского сельского поселения обязанности заключения с Квочкиной Е.С. договора социального найма приобретенного для неё жилого о помещения после его передачи в муниципальную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 4 ст. 361, п.3,4 ч.1 ст. 362, ст. ст. 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 01.11.2011 отменить, принять новое решение, которым исковые требования Квочкиной Е.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Кленовского сельского поселения Нижнесергинского района Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить: обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15,32 кв.м., находящееся в черте Кленовского сельского поселения Нижнесергинского муниципального образования Свердловской области, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для последующего его внеочередного предоставления по договору социального найма Квочкиной Е.С., ... Обязать администрацию Кленовского сельского поселения после передачи жилого помещения в муниципальную собственность заключить с Квочкиной Е.С. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 12 января 2012 г. N 33-515/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru