Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 28 февраля 2012 г. N 33-2048/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Орловой А.И.,
судей Коренева А.С., Колесниковой О.Г.,
при секретаре Гисматулиной Д.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28.02.2012 гражданское дело по заявлению Подкарытова С.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе заявителя Подкарытова С.А. на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 07.12.2011.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя заявителя Редько В.В. (действует по доверенности от ( / / )), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подкарытов С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Главы администрации городского округа "Верхняя Пышма".
В обоснование заявления указано, что 20.07.2011 объединение граждан Свердловской области на общем собрании приняло решение о создании Хуторского казачьего общества ..., был утвержден Устав казачьего общества. 25.07.2011 заявитель обратился к Главе администрации г. Верхняя Пышма с просьбой согласовать Устав, руководствуясь положениями ст. 6 Закона РФ "О государственной службе российского казачества", согласно которой казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ РФ среди прочих документов должно представить в регистрирующий орган устав, согласованный с органом местного самоуправления и утвержденный в установленном порядке. 22.08.2011 заявитель повторно направил в адрес Главы администрации письмо с просьбой проконтролировать рассмотрение и принятие решения по первому обращению. Поскольку обращения заявителя не рассмотрены, Устав не согласован, заявитель, полагая, что бездействием Главы администрации г. Верхняя Пышма нарушается его право на учреждение некоммерческой организации, поскольку без согласования Устава невозможно проведение регистрации общества, просил признать бездействие Главы администрации городского округа "Верхняя Пышма" неправомерным и обязать заинтересованное лицо согласовать Устав казачьего общества.
Впоследствии требования были уточнены, заявитель просил признать неправомерным бездействие Главы администрации городского округа "Верхняя Пышма" и обязать последнего согласовать и утвердить Устав казачьего общества.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Редько В.В. заявленные требования поддержал по изложенным выше доводам.
Представитель администрации ГО "Верхняя Пышма" Черемных Е.В. возражала против удовлетворения заявления, указав, что порядок утверждения органом местного самоуправления Устава казачьего общества законодательно не установлен, администрация г. Верхняя Пышма не имеет полномочий по утверждению уставов некоммерческих организаций. Считает, что в соответствии с положениями Закона РФ "О государственной службе российского казачества", иных нормативных актов администрация г. Верхняя Пышма не вправе согласовывать Устав казачьего общества до тех пор, пока не буду согласованы обязательства по несению службы членами общества.
Решением Верхнепышминского городского суда от 07.12.2011 признано бездействие администрации ГО "Верхняя Пышма" на заявление Подкарытова С.А. о регистрации общества, на администрацию возложена обязанность принять к рассмотрению и вынести решение по заявлению о согласовании и регистрации Устава некоммерческой организации "Хуторское казачье общество ...", в удовлетворении заявления о возложении на администрацию ГО "Верхняя Пышма" обязанности согласовать и утвердить Устав некоммерческой организации "Хуторское казачье общество ..." в представленной редакции отказано.
На указанное решение заявителем Подкарытовым С.А. принесена апелляционная жалоба, в которой он, не соглашаясь лишь с тем, что суд не обязал администрацию г. Верхняя Пышма согласовать Устав, тем не менее, ставит вопрос об отмене решения в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.07.2011 общим собранием учредителей принято решение о создании некоммерческой организации "Хуторское казачье общество ..." и утверждении Устава данной организации.
25.07.2011 заявитель Подкарытов С.А., избранный решением общего собрания атаманом, обратился к Главе администрации г. Верхняя Пышма с заявлением, в котором просил рассмотреть и утвердить Устав общества, два экземпляра которого приложил к заявлению. 22.08.2011 заявитель повторно направил аналогичное обращение в адрес Главы администрации.
05.09.2011 Главой администрации был дан ответ о невозможности рассмотрения вопроса об утверждении и согласовании Устава общества в отсутствие согласованных органом местного самоуправления в установленном законодательством порядке обязательств по несению казаками (членами общества) муниципальной службы.
Признавая неправомерным бездействие администрации г. Верхняя Пышма и возлагая на нее обязанность принять к рассмотрению и вынести решение по заявлению Подкарытова С.А., суд исходил из того, что хотя положения ст. 13.1 Закона РФ "О некоммерческих организациях" и не содержат прямого указания на согласование и утверждение устава организации органом местного самоуправления, однако в соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" уставы казачьих обществ подлежат утверждению соответствующими органами власти, в том числе - муниципальной. В этой связи суд сделал правильный вывод о несостоятельности позиции заинтересованного лица о том, что утверждение устава казачьего общества не относится к компетенции органа местного самоуправления.
Полагая, что администрация в силу изложенного должна принять решение либо об утверждении Устава казачьего общества, либо об отказе в его утверждении, и данный заявителю заинтересованным лицом 05.09.2011 письменный ответ в качестве такого решения расценен быть не может, суд, учитывая разъяснения в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 о недопустимости со стороны суда при рассмотрении дел в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ предрешать существо решения, которое должно быть вынесено заинтересованным лицом, чье бездействие обжалуется, посчитал возможным признать наличие бездействия со стороны администрации г. Верхняя Пышма. Решение суда в указанной части администрацией г. Верхняя Пышма не обжалуется, в апелляционной жалобе доводов, по которым апеллятор не согласен с решением суда в названной части, не содержится. Оснований для выхода за пределы доводов жалобы (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ) судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы о том, что суд должен был возложить на администрацию г. Верхняя Пышма обязанность согласовать представленный заявителем Устав казачьего общества, является несостоятельным, основан на неверном толковании действующего законодательства, касающегося создания и деятельности казачьих обществ.
Согласно пунктам 1, 4 ст. 6.2 Закона РФ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", но положения данной статьи применяются с учетом норм Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 154-ФЗ от 05.12.2005 (в редакции, действовавшей до 15.09.2011, в период возникновения спорных правоотношений) внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.
Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, в том числе, устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке (п. 2 названной статьи).
"Порядок согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" (далее по тексту Порядок согласования) утвержден Приказом Минрегиона РФ от 02.12.2009 N 554.
В соответствии с п. 4 Порядка согласования атаман казачьего общества представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления для согласования обязательств по несению службы письмо с просьбой о согласовании обязательств по несению службы с приложением копий следующих документов, заверенных в установленном порядке:
а) решение высшего представительного органа (общего собрания, круга, сбора, схода) казачьего общества о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, подписанное атаманом казачьего общества, с указанием численности членов казачьего общества, представивших письменные заявления о готовности нести службу, по каждому виду службы отдельно;
б) сведения о количестве членов казачьего общества, заключивших в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры, прилагаемые к указанному решению общего собрания казачьего общества;
в) согласование решения общего собрания хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав районного (юртового) казачьего общества, - с атаманом районного (юртового) казачьего общества.
Решение о согласовании обязательств по несению службы, в соответствии со своей компетенцией, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и руководитель органа местного самоуправления (пункт 5). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в письменной форме сообщают атаману казачьего общества о согласовании обязательств по несению службы не позднее тридцати дней со дня поступления документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка (пункт 6).
Пунктом 7 Порядка согласования предусмотрены основания, по которым может быть отказано в согласовании, в том числе - представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления в письменной форме сообщают об отказе в согласовании обязательств по несению службы атаману казачьего общества не позднее пятнадцати дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка (п. 8).
По смыслу приведенных выше нормативных положений, согласованию с органом местного самоуправления подлежит не Устав казачьего общества как документ, с проставлением на титульном листе грифа "Согласовано", а лишь положения Устава, касающиеся принятых членами казачьего общества обязательств по несению государственной или иной службы, при этом в порядке, установленном Приказом Минрегиона РФ от 02.12.2009 N 554.
С учетом изложенного у суда не имелось оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности согласовать Устав Хуторского казачьего общества ..., учитывая к тому же, что установленный Приказом Минрегиона РФ от 02.12.2009 N 554 Порядок согласования заявителем как атаманом общества соблюден не был, предусмотренные п. 4 Порядка согласования документы в администрацию г. Верхняя Пышма не представлялись.
Не находя оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия принимает во внимание, что с 15.09.2011 действует новая редакция ст. 6 Закона N 154-ФЗ от 05.12.2005, согласно пункту 6 которой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации атаманом казачьего общества представляются документы, среди которых - устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества и утвержденный в установленном порядке.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена необходимость представления в регистрирующий орган Устава казачьего общества, согласованного с органом местного самоуправления, в целях внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ, что, однако, не исключает необходимости соблюдения Порядка согласования, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 02.12.2009 N 554.
При этом, вопреки ошибочной позиции заявителя, как регламентированная Указом Президента РФ N 1124 от 07.10.2009 процедура принятия членами казачьего общества обязательств по несению государственной или иной службы, так и процедура согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с органом местного самоуправления, должны быть выполнены к моменту представления Устава казачьего общества органу местного самоуправления для утверждения. Данный вывод следует из положений п. 1 ст. 6 Закона N 154-ФЗ от 05.12.2005 и п. 10 "Положения о порядке принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы", утвержденного Указом Президента РФ N 1124 от 07.10.2009, согласно которым в Уставе должны быть отражены принятые членами казачьего общества обязательства по несению службы, согласованные в установленном порядке с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Кроме того, согласно п. 6 ст. 6 Закона N 154-ФЗ от 05.12.2005 наряду с Уставом атаман казачьего общества с целью внесения в государственный реестр казачьих обществ представляет в регистрирующий орган заявление, форма которого утверждена Приказом Минюста РФ от 13.10.2011 N 355. Как следует из данного Приказа, в разделе 8 заявления подлежат указанию сведения об обязательствах государственной или иной службы, принятых членами казачьего общества, в том числе, наименование органа, согласовавшего обязательство, и дата согласования обязательства.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы нет. Также не имеется и безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 07.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Подкарытова С.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28 февраля 2012 г. N 33-2048/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru