Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 февраля 2012 г. N А60-43499/2011
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело N А60-43499/2011
по заявлению ООО "Престиж" (ИНН 6672001001)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ПромАвто", ООО "Лесхимоптторг"
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации
при участии в судебном заседании
от заявителя: в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
от заинтересованного лица: Чиков А.В., представитель по доверенности N 07-02 от 18.01.2012.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Определением суда от 28 февраля 2012 года ходатайство заинтересованного лица о процессуальном правопреемстве судом удовлетворено, произведена замена Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области.
Ходатайство заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие судом удовлетворено.
Иные заявления и ходатайства в суд не поступили.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "Престиж" (далее - заявитель) просит признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга от 28.10.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, недействительным. Заявитель просит обязать налоговый орган зарегистрировать в установленном законом порядке начало процедуры реорганизации ООО "Престиж" в форме присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью "ПромАвто", общества с ограниченной ответственностью "Лесхимоптторг" с переходом всех прав и обязанностей к обществу с ограниченной ответственностью "Престиж". Заявитель полагает, что заинтересованное лицо неправомерно вынесло оспариваемое решение, так как предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ранее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, далее - заинтересованное лицо) против заявленного требования возражает по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно, поскольку юридические лица, участвующие в реорганизации, имеют недопустимый для регистрации статус: "юридическое лицо находится в процессе реорганизации".
Третьи лица отзывы по существу заявленных требований в суд не представили.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
24.10.2011 участниками ООО "Престиж", ООО "ПромАвто", ООО "Лесхимоптторг" приняты решения (в том числе на совместном собрании участников названных обществ согласно протоколу от 24.10.2011 N 1) о реорганизации указанных обществ путем в форме присоединения к ООО "Престиж".
25.10.2011 ООО "Престиж" обратилось в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации и утверждении договора о присоединении от каждого общества и протокола совместного общего собрания участников.
По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом со ссылкой на подп. "а" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал на то, что заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации считается непредставленным, поскольку юридические лица, участвующие в реорганизации, имеют недопустимый для регистрации статус.
Полагая, что оспариваемое решение вынесено неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч.ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением реестра. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п.п.1, 4 ст. 57 ГК РФ, п.п.2, 3 ст. 51 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
На основании п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлен главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона (п.2 ст.15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона (п.4 ст.15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.
(п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, установив, что заявителем представлены все документы, перечисленные в п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и при отсутствии перечисленных в ст.23 данного Федерального закона оснований, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию.
Проанализировав документы, представленные для государственной регистрации, суд считает, что указанные документы соответствуют требованиям п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, оснований отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.23 данного Федерального закона судом не установлено.
В обоснование принятия оспариваемого решения заинтересованное лицо ссылается на то, что заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации считается непредставленным, поскольку юридические лица, участвующие в реорганизации, имеют недопустимый для регистрации статус: "Юридическое лицо находится в процессе реорганизации".
Между тем, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации на основании вышеизложенного.
Суд также отмечает, что само по себе отсутствие в указанной форме заявления специального раздела, предусматривающего внесение сведений об отмене ранее принятого решения о реорганизации, не может являться достаточным основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений.
Согласно ст.ст.101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что заявленные требования судом удовлетворены, уплаченную заявителем при подаче заявления госпошлину в размере 2000 руб. 00 коп. следует взыскать с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга от 28.10.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, недействительным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области внести запись о начале процедуры реорганизации в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Престиж" с обществом с ограниченной ответственностью "ПромАвто", обществом с ограниченной ответственностью ООО "Лесхимоптторг" на основании заявления-уведомления от 25.10.2011.
3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу ООО "Престиж" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2012 г. N А60-43499/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника