Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 марта 2012 г. N А60-50774/2011
Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Центральная универсальная база" (ИНН 6670054997, ОГРН 1046603497456) (заявитель)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга (заинтересованное лицо)
об обжаловании решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
И.П.Костина - представитель по доверенности от 24.01.2012,
от заинтересованного лица:
И.В.Абакумов - представитель по доверенности от 08.12.2011 N 03-12/25.
Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.11.2011; обязать Инспекцию ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга принять решение о государственной регистрацию юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Центральная универсальная база" в связи с его ликвидацией на основании заявления от 25.10.2011.
Заявитель полагает, что им соблюден порядок ликвидации; ссылается на то, что на момент составления ликвидационного баланса у общества отсутствовала кредиторская задолженность, имущества на балансе не находилось, каких-либо товарных запасов, денежных средств у общества не имелось; налоговая проверка после публикации сообщения заявителя о ликвидации налоговым органом не проводилась.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, считает, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно; ссылается на то, что заявителем в отчетности за 3 месяца 2011 года указано о наличии на балансе имущества, однако в ликвидационном балансе такие сведения отсутствуют, что расценено заинтересованным лицом как представление недостоверных сведений.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, заявитель 25.10.2011 обратился в ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 с приложением документа об уплате госпошлины, ликвидационного баланса, решения об утверждении ликвидационного баланса, сообщения об отсутствии кредиторской задолженности, сообщения о публикации.
По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом, со ссылкой на подп. "а" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято решение от 01.11.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал на то, что ликвидационный баланс считается непредставленным, поскольку содержит недостоверные сведения.
Полагая, что оспариваемое решение вынесено неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2, 3 ст.201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением реестра. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст.61 - 65 ГК РФ.
В соответствии со ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия, принимая меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
В силу ч. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Документы, предусмотренные ст.21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации (п.3 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ( в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения) предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, установив, что заявителем представлены все документы, перечисленные в п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и при отсутствии перечисленных в ст.23 данного Федерального закона оснований, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию.
Проанализировав документы, представленные для государственной регистрации, суд считает, что указанные документы соответствуют требованиям п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, оснований отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.23 данного Федерального закона судом не установлено.
Вышеприведенный довод заинтересованного лица суд отклоняет, поскольку доказательств наличия имущества у заявителя заинтересованным лицом не представлено; налоговая проверка после публикации сообщения заявителя о ликвидации налоговым органом не проводилась (акт налоговой проверки, требование отсутствуют). Кроме того, налоговым органом утвержден промежуточный ликвидационный баланс заявителя, содержащий аналогичные ликвидационному балансу сведения.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя и признает недействительным решение Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.11.2011.
Также суд обязывает Инспекцию ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга осуществить государственную регистрацию юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Центральная универсальная база" в связи с его ликвидацией на основании заявления от 25.10.2011.
Согласно ст.ст.101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что заявленные требования судом удовлетворены, уплаченную заявителем при подаче заявления госпошлину в размере 2000 руб. 00 коп. следует взыскать с Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.11.2011.
Обязать Инспекцию ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга осуществить государственную регистрацию юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Центральная универсальная база" в связи с его ликвидацией на основании заявления от 25.10.2011.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центральная универсальная база" судебные расходы в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 марта 2012 г. N А60-50774/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника