Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 марта 2012 г. N А60-53372/2011
Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола секретарем судебного заседания и помощником судьи О.А. Бенциановой рассмотрел 22-29 февраля 2012г. в судебном заседании дело по заявлению
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Станция скорой медицинской помощи" (ИНН 6603003002, ОГРН 1026600629318)
к Счетной палате Асбестовского городского округа
третьи лица: Министерство финансов свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области,
о признании недействительным ненормативного правого акта в части
В судебном заседании участвовали:
от заявителя - Степанов В.А., представитель по доверенности N 30 от 27.01.2012 г.;
от заинтересованного лица - Бубнов А.В., представитель по доверенности N 256 от 15.12.2011 г.; Пургина Е.А., председатель счетной палаты, представила решение об утверждении председателя от 27.12.2005 г. N 27/5;
от третьего лица (Министерство здравоохранения Свердловской области) - Слепухина Я.Е., представитель по доверенности от 10.01.2012 года N 12-2;
от третьего лица (Министерство финансов Свердловской области) - Андрюков А.С., главный специалист юридического отдела по доверенности от 13.01.2012 г. N 1/5.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 22.02.2012 г. объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 29.02.2012 г. После перерыва судебное заседание продолжено при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Бенциановой.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Станция скорой медицинской помощи город Асбест" просит признать недействительными требования N 1,2,3,5 предписания N 206 от 11.11.2011 г.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном суду отзыве и дополнении к нему.
Третьи лица также представили отзывы, считают предписание не исполнимым на данный момент, поскольку предписание вынесено в отношении иного юридического лица (муниципального бюджетного учреждения).
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, закрыл предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание по первой инстанции.
Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведенной Счетной палатой Асбестовского городского округа проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" установлены факты умышленного несоблюдения порядка и срока рассмотрения представления Счетной палаты Асбестовского городского округа от 07.10.2010 г. N 182, в связи с чем Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" выдано предписание от 11.11.2011 г. N 206, которым предписано устранить допущенные нарушения, выразившиеся в невыполнении представления от 07.10.2010 г. N 182 в указанном представлении срок до 01 ноября 2011 года, а именно:
1. привести штатное расписание Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" в соответствие со штатными нормативами, установленными Приказом Минздрава РФ от 09.03.2003 N 230 (ред. Ри 19.12.2003) "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 (ред. От 16.11.2004) "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации";
2. возместить в бюджет Асбестовского городского округа денежные средства в сумме 3809303 руб. 23 коп., использованные по нецелевому назначению, в том числе: - на оплату труда работникам по ставкам, неправомерно введенным в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" и на оплату страховых взносов в общей сумме 3285674 руб. 26 коп.;
- на оплату за работу в бригаде, на оплату страховых взносов в 2010 году в общей сумме 355935 руб. 33 коп.;
- на выплату заработной платы санитару выездной бригады Зарудневой И. при отсутствии подтверждения фактического выполнения санитара выездной бригады, и на оплату страховых взносов в общей сумме 61574 руб. 77 коп.;
- на оплату труда по совместительству главного врача Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" Стаченко А.Г., при отсутствии согласования совместительства начальником отдела по управлению муниципальным имуществом Асбестовского городского округа и на оплату страховых взносов в общей сумме 18386 руб. 65 коп.;
- на оплату поставки лекарственных средств, товаров медицинского назначения и парафармацевтической продукции ИП Шаврину Н.М., не имеющему лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в сумме 26436 руб. 48 коп.;
3. произвести перерасчет заработной платы за 2010 год, январь - сентябрь 2011 года работникам административно-управленческого персонала муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи";
4. применить меры дисциплинарного взыскания к работникам Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", допустившим нецелевое расходование средств бюджета Асбестовского городского округа;
5. произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 2 от 01.07.2008 г. с ИП Ермолиным А.В. и взыскать с ИП Ермолина А.В. в доходы от собственности, находящейся в оперативном управлении Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" 24763 руб.
Информацию о принятых мерах по исполнению настоящего предписания учреждению надлежало представить в Счетную палату Асбестовского городского округа в срок до 18 ноября 2011 года.
Полагая, что данное предписание в части п.п. 1. 2, 3. 5 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Поскольку заявителем в предварительном судебном заседании 27.01.2012 г. заявлено о смене наименования и организационно-правовой формы МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Станция скорой медицинской помощи", определением о процессуальном правопреемстве от 27.01.2012 г. произведена замена заявителя на ГБУЗ СО "Станция скорой медицинской помощи".
Порядок и формы осуществления муниципального финансового контроля в Асбестовском городском округе определены в Положении о порядке и формах осуществления муниципального финансового контроля на территории Асбестовского городского округа, утвержденном решением Думы Асбестовского городского округа от 30.03.2006 N 30/5 "Об утверждении Положения о порядке и формах осуществления муниципального финансового контроля на территории Асбестовского городского округа".
Статьей 3 Положения указано, что представление - письменное указание органа финансового контроля, составленное по результатам проведенных ревизий (проверок) для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба, привлечению к ответственности должностных лиц и применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства; предписание - обязательное для исполнения письменное указание органа финансового контроля, составленное в процессе проведения ревизии (проверки) в случае выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, наносящих ущерб бюджету городского округа и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений, неполного или несвоевременного предоставления информации по запросам органа финансового контроля, создания иных препятствий для проведения ревизии (проверки), направляемое руководителям проверяемых объектов.
В статье 9 Положения предусмотрено, что представление (предписание) по устранению нарушений и недостатков, изложенных в акте ревизии (проверки), подлежит обязательному исполнению руководителями проверенных организаций в полном объеме и в установленные сроки.
В соответствии с Положением о порядках и формах осуществления муниципального финансового контроля на территории Асбестовского городского округа, утвержденным решением Асбестовской городской Думы от 30.03.2006 N 30/5 финансовый контроль осуществляет Счетная палата, финансовое управление либо иной финансовый орган. Положение о счетной палате Асбестовского городского округа утверждено Решением Асбестовской городской Думы от 31.10.2005 N 22/5.
Решением Асбестовской городской Думы от 12.12.2011 года N 63/5 утверждено положение о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа, в соответствии с которым данный орган наделен контрольными, экспертно-аналитическими и информационными полномочиями, что дает возможность применять положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 289) применять меры принуждения, а также наделен правом передавать материалы для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства в соответствии со статьей 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам, исполняющим местный бюджет (постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
В соответствии со статьей 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств (статья 283 Бюджетного кодекса РФ).
В случае если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.
К мерам относится списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки; вынести предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; составить протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; взыскать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
При этом действия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и должностных лиц указанных органов могут быть обжалованы в установленном порядке.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 01.07.2011 N 56/10 "О передаче муниципальных учреждений здравоохранения Асбестовского городского округа "Станция скорой медицинской помощи" и "Стоматологическая поликлиника г. Асбеста" муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" передано из собственности Асбестовского городского округа в государственную собственность Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.09.2011 N 1277-ПП "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Свердловской области" в государственную собственность Свердловской области принято муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с признанием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача муниципального имущества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, как имущественных комплексов, со всеми правами и обязанностями, а также закрепленным за ним имуществом в полном объеме. Ликвидация муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" между Министерством здравоохранения Свердловской области и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области подготовлены акты приема-передачи муниципальных учреждений здравоохранения, передаваемых в собственность Свердловской области как передача имущественных комплексов.
В акты приема-передачи муниципального учреждения обязательства по внесению в бюджет Асбестовского городского округа денежных средств по результатам проверки Счетной палаты и во исполнение представления предусмотрены не были.
Счетной палатой Асбестовского городского округа в отношении заявителя не предприняты никакие действия по взысканию денежных средств с учетом положений о их нецелевом использовании, отраженных в акте и предписании, поскольку после принятия в государственную собственность Свердловской области муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" с 1 января 2012 года (постановление Правительства Свердловской области от 28.09.2011 N 1277-ПП "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Свердловской области") таким органом является Министерство финансов Свердловской области, и контрольно-счетный орган Свердловской области - Счетная палата Свердловской области, тогда как Счетная палата Асбестовского городского округа осуществляет контроль за муниципальными бюджетными учреждениями.
Кроме того, ответственность за исполнение в полном объеме и в установленные сроки представления (предписания) по устранению нарушений и недостатков, изложенных в акте ревизии (проверки), возлагается на руководителей проверенных организаций.
Из материалов дела следует, что выводы о нарушениях в финансово- хозяйственной деятельности учреждения в акте, представлении также были проверены прокуратурой города Асбеста.
В адрес Счетной палаты Асбестовского городского округа поступило письмо прокуратуры города Асбеста от 22.11.2011 г. N 12-32в-11, согласно которому прокуратурой в ходе проверки акт Счетной палаты от 28.09.2011 г. выявлены нарушения, идентичные установленным Счетной палатой Асбестовского городского округа.
По результатам проверки прокурором г. Асбеста в отношении главного врача МУЗ "ССМП" Степченко А.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 26 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" -нецелевое использование средств областного или местного бюджета, то есть использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном областном бюджете или местном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В связи с тем, что заявитель уже не является муниципальным бюджетным учреждением, оснований для применения к нему мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации со стороны Счетной палаты Асбестовского городского округа не имеется, суд считает, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствует одно из необходимых условий для признания ненормативного правового недействительным (нарушений оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности), требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Станция скорой медицинской помощи" (ИНН 6603003002, ОГРН 1026600629318) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 марта 2012 г. N А60-53372/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника