Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 марта 2012 г. N А60-53890/2011
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел дело N А60-53890/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании недействительным постановления N 69 от 10.11.2011 г.,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Кравцов Н.В., представитель по доверенности от 10.01.2012,
от заинтересованного лица: Стрельцова И.В., удостоверение N 34, представитель по доверенности от 26.12.2011 N 0042-02/2724.
Лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству представителя заинтересованного лица к материалам дела приобщены копии материалов административного производства и письменный отзыв от 26.01.2012 N 29-07-15-160 с приложением дополнительных документов в обоснование своей правовой позиции. От заявителя через канцелярию суда 28.02.2012 поступило дополнение к заявлению от 21.02.2012 N 119. Указанное дополнение приобщено к материалам дела. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области о назначении административного наказания от 10.11.2011 г. N 69.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
25.10.2011г. Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области, на осно-вании приказа о проведении вне-плановой выездной проверки от 24.10.2011г. N 05-01/319, по обращению жителей дома, а также выполнения предписаний от 25.01.2011 N 05-03/17 и от 25.02.2011 N 05-03/67, проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", осуществляющего обслуживание и содержание жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59.
По итогам проверки выявлены нарушения требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 (далее по тексту - "ПиН"), а именно: в местах общего пользования во всех подъездах наблюдаются загрязнение и отслоение побелочного и окрасочного слоев, в некоторых подъездах работы по косметическому ремонту находятся в незавершенном состоянии - работы не ведутся; входная дверь в подъезд N 3 в неисправном состоянии - нижняя поворотная петля обломлена; крыльца подъездов имеют ослабление крепления ограждений и поручней, местами наблюдаются искривление и частичное разрушение металлических конструкций ограждений и поручней, местами отсутствуют деревянные поручни; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N N 1-4 обнаружено наличие влажного грунта, на низких участках наблюдается наличие воды в виде луж глубиной до 30 см.; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N N 1, 2 обнаружена утечка на вентиле на стояке системы отопления; при обследовании подвального помещения под подъездами N N 5-8, под подъездами N N 6, 8 обнаружены утечки на запорной арматуре главной линии системы отопления, наблюдается наличие ржавчины на поверхности задвижек; в подвальном помещении под всеми подъездами, на поверхности трубопроводов системы отопления и водоснабжения наблюдается наличие ржавчины, окрасочный слой отсутствует, теплоизоляция частично отсутствует, либо находится в ветхом состоянии; в подвальном помещении под подъездами N N 7-10 наблюдается наличие бытового мусора, местами подвальное помещение захламлено в значительной степени; в подвальном помещении под подъездами N N 5, 10 обнаружены утечки по канализационным стоякам в местах установки соединительных муфт; в подвальном помещении под подъездами N N 8, 9 обнаружено частичное затопление грунта, со слов представителя обслуживающей организации: затопление произошло после порыва на трубопроводе канализации, на момент проведения проверки, утечек по канализационным стоякам не наблюдается; паспорт готовности жилого дома к работе в отопительный период 2011/2012 на момент проведения проверки не представлен, что является нарушениями разделов II (п.п. 2.6.10), III (п.п. 3.2.8, 3.4.1), IV (п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.6, 4.8.9, 4.10.1.4) и V (п.п. 5.2.1, 5.8.3) ПиН.
Кроме того, в большинстве обследованных квартир N N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 (выборочно), проверкой установлено, что приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены не полностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные, что является нарушением п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 ПиН.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 25.10.2011г. N 05-02/405 и вынесено предписание от 26.10.2011г. N 05-03/405 об устранении выявленных нарушений.
27.10.2011г. ведущим специалистом Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Ягодиным А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 91 в отношении юридического лица ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие".
Постановлением заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Н.А. Бархатовой от 10.11.2011г. N 69 ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома N 59 по ул. Советская в г. Ирбите.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении общества к административной ответственности, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Заявляя требования, общество полагает, что вменяемые ему нарушения не относятся к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, которая относится к категории ответственности за содержание жилого дома и жилых помещений, признаний негодными для постоянного проживания, переоборудований и существенных изменений условий пользования жилыми помещениями, а установленные оспариваемым постановлением нарушения относятся к текущему ремонту.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержа-ния и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их не-пригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переобо-рудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является должностное или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию и эксплуатации, ремонту жилищного фонда (управляющие ком-пании).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, является жилой фонд (жилые помещения), его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (ПиН).
Указанные правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управля-ющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, то есть организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
В силу п. 2.6.10 Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием в том числе паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
Пунктом 3.2.8 Правил предусмотрено, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (пункт 3.4.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.1 ПиН).
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3 ПиН).
Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и за-грязнять подвальные помещения (п. 4.1.15 ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей (п. 4.7.1 ПиН).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и прибо-ров, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (п. 4.7.2 ПиН).
Согласно п. 4.8.1 Правил неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В силу п. 4.8.2 ПиН металлические элементы лестниц следует периодически через каждые пять-шесть лет окрашивать, предварительно очищая поверхности от ржавчины. Металлические косоуры должны быть оштукатурены или окрашены краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час.
Деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня. Поврежденные участки поливинилхлоридного поручня следует вырезать и заменять новыми такой же формы и такого же цвета. Стыки вставок поручня должны быть сварены и зачищены (п. 4.8.6 ПиН).
Окраску конструкций лестниц следует производить через каждые пять лет (п. 4.8.9 Правил).
Температурно-влажностный режим, паро-, гидроизоляционная защита конструкций и помещений, в которых установлены трубопроводы, осушение прилегающего к зданию участка местности, прокладка трубопроводов в каналах, защищенных от увлажнения, снижение влияния блуждающих токов и выполнение мероприятий по защите от них подземных трубопроводов, включающих устройство и периодическое восстановление защитных покрытий конструкций и трубопроводов, подавление и отвод коррозионных токов (катодная и протекторная защита, дренаж блуждающих токов), антикоррозийная защита конструкций и трубопроводов должны удовлетворять установленным требованиям (п. 4.10.1.4 ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилакти-ческих работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных де-фектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные плана-ми работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравличе-ских ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канали-зации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; инженерный кон-троль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (п. 5.8.3 ПиН).
Пунктом 5.2.1 Правил установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 11 Правил содержания, содержание общего имущества включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание об-щего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имущест-вом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо орга-нов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного по-требительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании договора от 21.10.2009 г. N 1 на управление многоквартирным домом общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (Управляющая организация) приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять Собственнику коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Согласно п. 1.3 договора содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложение N 1).
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59 и обязано соблюдать требования Правил.
Согласно п. п. 39 и 42 Правил, управляющие организации несут ответственность за не-надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за со-держанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации.
С момента заключения договора управления многоквартирным домом N 1, то есть 21.10.2009 года, обязанности по содержа-нию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", кото-рое с этого момента несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Ненадлежащее соблюдение Правил содержания и ремонта жилых домов, представляет существен-ную угрозу охраняемым общественным отношениям, и выражается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению возложенных обязанностей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491
Материалами административного дела подтверждается, что в ходе проведенной заинтересованным лицом проверки установлено значительное количество нарушений ПиН. Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 25.10.2011г. N 05-02/405, протоколе об административном правонарушении от 27.10.2011г. N 91 и заинтересованным лицом по существу не оспаривается.
Таким образом, совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела материалов и обстоятель-ств позволяет сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Между тем суд посчитал необходимым исключить из объема вменяемых заявителю следующие нарушения, указанные в постановлении о назначении административного наказания от 10.10.2011 N 69, а именно: приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в квартирах N N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 находятся в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены не полностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные, что является нарушением п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 ПиН.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, которыми должен руководствоваться заявитель, предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами. При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3 град. С (п. 5.2.3 ПиН).
Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления (п. 5.2.12 Правил).
В качестве нарушения п. 5.2.1, 5.2.3 Правил административным органом в оспариваемом постановлении указано на то, что приборы отопления в квартирах находятся в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены не полностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как пояснил представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания и следует из материалов административного производства, административным органом каких либо замеров температуры воздуха в проверяемых помещениях; а также температуры теплоносителя, поступающего и возвращаемого из системы отопления не производилось.
Оценка обстоятельств наполняемости и температурного режима теплоносителя производилась на ощупь. По мнению суда, выводы заинтересованного лица в данной части носят субъективный характер и не находят документального подтверждения.
Нарушение п. 5.2.12 правил также не находит своего подтверждения, поскольку проверка проводилась 25.10.11 в начале отопительного сезона, а вывод о том, что персонал организации по обслуживанию жилищного фонда систематически в течение отопительного сезона не производит контроль за работой систем отопления является преждевременным.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что событие вменяемого административного правонарушения в указанной части заинтересованным лицом не доказано. Таким образом, нарушение требований ПиН в указанной части, по мнению суда, вменены заявителю не правомерно.
Проанализировав нормы действующего законодательства, а также оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. То обстоятельство, что материалами дела не подтверждается нарушение заявителем п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 ПиН, не привело к принятию незаконного постановления.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства РФ.
При этом суд принимает во внимание, что ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 25.10.11, ранее устанавливался в ходе проверок, проведенных 24.01.11 и 24.02.11 (акты проверок N 05-02/17 от 24.01.11 и N 05-02/67 от 24.02.11).
Исходя из изложенного, суд считает, что привлечение общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" к административной ответственности является правомерным, поскольку наличие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его действиях имеется и подтверждено материалами дела.
В силу п. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Заинтересованным лицом при назначении наказания назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей.
Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Материалами дела подтверждается невыполнение обществом возложенных на него обязательств, проверкой выявлены многочисленные нарушения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда. Однако заявитель не представил суду документов, свидетельствующих о принятии им действенных мер по соблюдению указанных Правил и устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Совокупность выявленных правонарушений, допущенных заявителем, не позволяет применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.11.2011 N 69 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 марта 2012 г. N А60-53890/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника