Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 марта 2012 г. N А60-55432/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "Среднеуральский винзавод"(ИНН 6606010093, ОГРН 1026600726712, далее заявитель, общество)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу(ИНН 6671294624, ОГРН 1096671010864, далее заинтересованное лицо, управление)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: В.В.Ханаева, представитель по доверенности N 6/12 от 10.01.2012, паспорт;
от заинтересованного лица: И.Ю.Михайлюк, представитель по доверенности N АА 0945741 от паспорт; после перерыва: Е.В.Попов, представитель по доверенности N 5 от 10.01.2012, сл.удостоверение.
Уведомление лиц, участвующих в деле подтверждается следующими документами:
заявитель - подписи представителя в протоколе судебного заседания от 01.02.2012 и от 06.03.2012;
заинтересованное лицо - подпись представителя управления в протоколе судебного заседания от 01.02.2012 и от 06.03.2012;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В судебном заседании 06.03.2012 в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 07.03.2012 до 11-20 для представления заинтересованным лицом дополнительных документов. После перерыва заседание продолжено. Дополнительные документы, представленные управлением в судебное заседание 07.03.2012 приобщены в материалы дела в качестве доказательств. Заявлений и ходатайств не поступало.
ООО "Среднеуральский винзавод" (ООО "СУВЗ") просит признать недействительным требование Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу N 6 от 21.09.2011 об уплате денежных средств по обязательству от 24.09.2010 N 7, по обязательству от 05.03.2011 N 11 и просит суд обязать Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу осуществить возврат оплаченных денежных требований по платежному поручению N 65528 от 29.09.2011 в сумме 740456 руб.64 коп.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признало, считает оспариваемый ненормативный акт законным, поскольку проверкой установлено, что данные отчёта, зафиксированные в единой государственной автоматизированной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствуют данным, указанным обществом в заявлении, в части объёма ёмкости, подлежащей маркировке и фактически произведённой алкогольной продукции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "СУВЗ" на основании лицензии N Б 095950 от 27.10.2006 осуществляет деятельность по производству, хранению и поставки произведенных вин.
Как следует из материалов дела, 24.09.2010 ООО "Среднеуральский винзавод" представило в Управление заявление N 8 от 24.09.2010 о выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в общем количестве 2135000 штук на алкогольную продукцию Вина с содержанием этилового спирта 16% в количестве 35000 шт. (емкость 0,7л), Вина натуральные с содержанием этилового спирта 11% в количестве 2100000 шт. (емкость 0,7л).
Одновременно ООО "СУВЗ" представило обязательство N 7 от 24.09.2010 об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением, согласно которому обязалось в срок до 24.03.2011 произвести нанесение на алкогольную продукцию ФСМ в установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" порядке; произвести уничтожение поврежденных ФСМ в установленном порядке; произвести уничтожение неиспользованных ФСМ; представить отчет об использовании ФСМ в срок, указанный в обязательстве.
В качестве обеспечения исполнения обязательства N 7 от 24.09.2010 ООО "Среднеуральский винзавод" представило банковскую гарантию N К846/2 от 24.09.2010 "ВУЗ-банк" (ОАО) в размере 5968200 руб. 00 коп.
21.10.2010 заявленное количество ФСМ было получено ООО "Среднеуральский винзавод" по товарной накладной N 42 от 21.10.2010. В товарной накладной в графе "наименование, характеристика, сорт, артикул товара" указано: ФСМ Алкогольная продукция "Вина" и ФСМ Алкогольная продукция "Вина натуральные", при этом дополнительных характеристик по товару не имеется.
В срок до 24.03.2011, ООО "Среднеуральский винзавод", согласно обязательству N 7 от 24.09.2010 представило Управлению отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, в отчете указано: сколько выдано ФСМ; нанесено на алкогольную продукцию: Вина 34797 шт., количество ФСМ, по которым обязательство не исполнено: Вина - 428 шт.; Вина натуральные 21000000, всего: 2528000 шт.
ООО "СУВЗ" в своем заявлении указывает, что в спорный период осуществляло производство вина и вина натурального емкостью 0,5л, 0,7 л, 1,0 литра, производило маркировку продукции ФСМ в соответствии с требованиями Постановления N 785, при этом информация, наносимая на ФСМ и зафиксированная в ЕГАИС, соответствует.
По предоставленному в срок, установленный в обязательстве N 7 от 24.09.2010 отчету, от Управления возражений не поступало и 05.03.2011 заявителем было представлено новое обязательство N 11, обеспеченное банковской гарантией N К924 от 05.03.2011 на сумму 7361073,2 руб., таким образом, в отношении неиспользованных ФСМ по обязательству об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением от 24.09.2010 N 7 было продлено действие обязательства.
Управлением проведена совместно с ООО "Среднеуральский винзавод" проверки по вопросу выполнения обязательств N 7 и N 11 об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, о чем составлен акт сверки N 6 от 20.09.2011. Из данного акта следует, что в результате сверки установлено отклонение по обязательствам от 24.09.2010 N 7 и от 05.03.2011 N 11 в количестве 28620 шт.
Управление направило ООО "Среднеуральский винзавод" требование N 6 от 21.09.2011 об уплате денежных средств в сумме 740456 руб. 64 коп., указав, что данные отчёта, зафиксированные в единой государственной автоматизированной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствуют данным, указанным в заявлении, в части объёма ёмкости, подлежащей маркировке и фактически произведённой алкогольной продукции. Количество ФСМ, по которому обязательство, не исполнено, составило 28620 штук. В связи с чем, управление предложило уплатить обществу 740456 руб.64 коп.-сумма обеспечения исполнения обязательств об использовании ФСМ.
Не согласившись с данным требованием, общество с настоящим заявлением обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган в том числе заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 указанного закона, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок; обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 этой же статьи установлено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее постановление N 785) установлено, что обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в срок, не превышающий 6 месяцев, следующих действий: нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными этим Постановлением; уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок; представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве; подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака документами, предусмотренными гражданским законодательством; обеспечение исполнения обязательства, осуществляемое перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций (далее - гарант), поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. При этом в случае неисполнения организацией, приобретающей федеральные специальные марки, обязательства, исполнение которого обеспечено: поручительством (банковской гарантией), - требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет; денежным залогом, - средства денежного залога перечисляются со счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому обязательство не исполнено.
В соответствии с пунктом 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных постановлением N 785, федеральные специальные марки с надписью "Вина" должны наноситься на вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 22 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением натурального вина; с надписью "Вина натуральные" - на натуральное вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 15 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением игристого вина, газированного вина, шипучего вина и шампанского.
Пунктами 62 и 63 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 N 50н (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого требования), установлено, что заявитель представляет отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, в территориальный налоговый орган, выдавший марки.
При отсутствии в территориальном налоговом органе отчета специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, заявителю направляется в письменной форме уведомление с предупреждением о предъявлении требования об уплате денежных средств в виде почтового отправления с уведомлением о вручении. В случае, если в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом уведомления о вручении уведомления, указанного в пункте 62 настоящего Административного регламента, обязательство, в том числе в виде представления отчета, заявителем не исполнено, территориальный налоговый орган предъявляет (направляет) заявителю указанное требование исходя из всей суммы обеспечения, указанной заявителем в расчете суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, или, при отсутствии указанного расчета, определяемой специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, на основании заявления о выдаче марок.
Таким образом, уплата денежных средств предусмотрена в случае неисполнения обязательства, исполнение которого обеспечено.
Управление считает, что в данном случае имело место неисполнение обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, назначением ФСМ является удостоверение законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и несение информации единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приобретенные заявителем марки использованы в соответствии с их назначением: ФСМ с надписью "Вина" и "Вина натуральные" нанесены на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 25 процентов объема готовой продукции включительно, то есть ФСМ использованы для удостоверения законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Также судом установлено, что ООО "Среднеуральский винзавод" осуществило нанесение ФСМ на алкогольную продукцию после фиксации сведений в ЕГАИС и в полном соответствии с зафиксированными в ЕГАИС данными, то есть ФСМ являются носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, несоответствие количества ФСМ по литражу натуральных вин и процентному содержанию этилового спирта (в пределах до 25%), запрошенных в заявлении о выдаче ФСМ и указанных в обязательстве, фактически наклеенным согласно отчету об исполнении обязательства, само по себе не может являться критерием неисполнения обязательства.
На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования ООО "Среднеуральский винзавод" следует удовлетворить, требование Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу N 6 от 21.09.2011 об уплате денежных средств по обязательству от 24.09.2010 N 6, по обязательству от 05.03.2011 N 11 подлежат признанию недействительным.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные участвующими в деле лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ООО "Среднеуральский винзавод" в материалы дела представлено заявление о зачёте государственной пошлины, уплаченной по делу N А60-15/2011, что подтверждается платёжным поручение N 13369 от 28.12.2010. Заявление принято, судом произведен зачёт государственной пошлины.
На основании изложенного расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным требование Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу N 6 от 21.09.2011 об уплате денежных средств по обязательству от 24.09.2011 N 7, по обязательству от 05.03.2011 N 11 в сумме 740456 руб. 64 коп. как не соответствующее Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Обязать Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу (ИНН 6671294624, ОГРН 1096671010864, расположенного по адресу: 620000, г. Екатеринбург, ул. Большакова, 99, а) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Среднеуральский винзавод" (ИНН 6606010093) 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 марта 2012 г. N А60-55432/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника