Определение Свердловского областного суда
от 21 февраля 2012 г. N 33-2416/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.А.,
судей Карпинской А.А., Мехонцевой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах П. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах П. обратился в суд с иском о признании бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для П., из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" для П. безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" для целевого распределения его П..; возложить обязанность на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение П.. по договору социального найма.
П. ( / / ) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать П. решением Тагилстроевского районного суда г. Н.Тагила от ( / / ) лишена в отношении П.. родительских прав, отца юридически нет. С ( / / ) по настоящее время истец обучается в ФГОУ СО "...", проживает по адресу бывшего попечителя: ... .... В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением главы города Нижний Тагил от ( / / ) N... она принята на учет нуждающихся в жилом помещении по льготному списку по категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До настоящего времени П.. не приобретено и не предоставлено жилое помещение, чем нарушены её жилищные права.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Правительство Свердловской области, а также орган опеки и попечительства Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился. При подготовке дела представитель ответчика иск не признал и пояснил, что является ненадлежащим ответчиком. П.. поставлена на учет как лицо, относящееся к категории детей-сирот, жилое помещение не приобретено и не передано в муниципальную собственность г. Н. Тагила для предоставления его истцу по договору социального найма.
Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве ответчик ссылался, что не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений истцу.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд не явился. В отзыве ответчик указал, что П.. обучается в ФГОУ ...", проживает в жилом помещении бывшего попечителя П.. по адресу: .... Обязанность обеспечения П. жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области не возникла. Мать П.. зарегистрирована по адресу: ... поэтому не ясно, какими правами в отношении данного жилого помещения обладает П.
Представитель третьего лица СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в суд не явился, в письменном отзыве просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Свердловской областью выполняются.
Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГОВ СО Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в суд не явился, направил в суд письмо, в котором поддержал требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 августа 2011 года исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах П.А. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для П. относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией города Нижний Тагил, для П.., и безвозмездно передать в муниципальную собственность города Нижний Тагил приобретенное и распределенное ей жилое помещение. На Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области возложена обязанность оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить приобретенное за счет средств областного бюджета жилое помещение П.. по договору социального найма.
Не согласившись с таким решением, ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в своей кассационной жалобе просил о его отмене, отказе в удовлетворении иска. Указал, что до прекращения попечительства над П. она с 2009 года по настоящее время обучается в ФГОУ ...", в связи с чем прекращение попечительства не явилось основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились. В материалах дела имеются уведомления, согласно которым извещения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были направлены им ( / / ) (л.д. 101-108). Судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, неявка которых не препятствует разбирательству дела в соответствии с ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Судебная коллегия считает, что решение суда вынесено с правильным применением норм материального права, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд установил, что П.., ( / / ) года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, на основании исследованных материалов дела, с учетом решения Тагилстроевского районного суда г.Н.Тагила Свердловской области от ( / / ) о лишении Н. родительских прав в отношении дочери П.., отцовство которой не установлено. Приказом Управления социальной защиты населения Тагилстроевского района г. Н. Тагила от ( / / ) N... Ф.. назначена попечителем над несовершеннолетней внучкой П.. Местом жительства П. указано общежитие по ..., в г.Н.Тагиле, жилое помещение за ней не закреплялось, фактическим местом ее жительства является место жительства попечителя Ф..
Постановлением администрации города Нижний Тагил от ( / / ) N... П.. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Нижний Тагил N... от ( / / ) утвержден Список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, в котором П. состоит в очереди под номером ....
П. обучается в ФГОУ ..." на бюджетной основе со сроком обучения с ( / / ) по ( / / ).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Нижнетагильского Бюро технической информации П.. в собственности жилых помещений не имеет.
Судом правильно установлено, что П.. достигла возраста 21 год, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, иного жилого помещения на праве собственности или пользования, она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления П. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации города Нижний Тагил; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
В доводах кассационной жалобы ответчик указал на то, что П. находится на полном государственном обеспечении в период обучения в ФГОУ ..." на бюджетной основе, в том числе подлежит обеспечению жильем в общежитии, в связи с чем право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у нее возникнет после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении ФГОУ ...
Судебная коллегия не соглашается с такими доводами, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ) полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают предоставление бесплатного общежития.
По мнению судебной коллегии, обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жилым помещением, в том числе общежитием, не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд правильно пришел к выводу о том, что каждый из юридических фактов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет самостоятельное значение, прекращение попечительства над П.. является основанием для предоставления жилого помещения независимо от продолжения обучения этого лица в учебном заведении. П. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для иной оценки доказательств и тем самым оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам кассационной жалобы не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Панкратова Н.А. |
Судьи |
Карпинская А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 21 февраля 2012 г. N 33-2416/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru