Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 13 марта 2012 г. N 33-1669/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Панкратовой Н. А.,
судей Мехонцевой Е.М. и Карпинской А. А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Патракеевой И. А.,
рассмотрев в открытом судебного заседании 13 марта 2012 года гражданское дело по иску Ворожейкина С.А. к администрации городского округа "Краснотурьинск" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - по апелляционной жалобе истца на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 15 декабря 2011 года, которым отказано в удовлетворении требований истца.
Заслушав доклад судьи Карпинской А.А., объяснения истца Ворожейкина С.А., поддержавшего доводы своей жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ворожейкин С.А., ( / / ) года рождения, обратился в Краснотурьинский городской суд Свердловской области к администрации городского округа "Краснотурьинск" о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований указал, что он с 14-летнего возраста относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, его отец - Ф.. умер ( / / ), а мать В. умерла ( / / ). На момент смерти родителей они не имели жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма. На заявление истца о предоставлении жилого помещения администрация городского округа "Краснотурьинск" ответила отказом, ссылаясь на то, что постановлением главы администрации г. Краснотурьинска N 969 от 06.12.1995 года одновременно с установлением над ним (истцом) опеки его бабушкой Б.. за ним было закреплено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: ....
Истец с таким отказом не согласен, поскольку данная квартира на момент вынесения постановления принадлежала на праве собственности его бабушке Б. и её супругу ... В 2010 году Б.. обращалась к прокурору г. Краснотурьинска с заявлением об отмене незаконного постановления. Прокурором в адрес главы администрации было направлено представление об устранении указанного нарушения, однако главой администрации требования прокурора не исполнено. В настоящее время истец не является членом семьи Б. у него отсутствует жилье, поэтому как сирота имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании первой инстанции истец Ворожейкин С.А. настаивал на требованиях по доводам, изложенным иске.
Представитель администрации городского округа "Краснотурьинск" Лутфуллина Л.Г., действующая на основании доверенности от ..., исковые требования Воржейкина С.А. не признала, пояснила, что истец с рождения был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., как член семьи нанимателя жилого помещения - Б. Договором N... от ( / / ) указанная трехкомнатная квартира, общей площадью ... кв.м. была приватизирована Б. и ее мужем ... В период оформления документов на приватизацию В. (мать истца) и сам истец, будучи несовершеннолетним, были сняты с регистрационного учета, а затем вновь истец и его мать были зарегистрированы в указанном помещении, продолжили проживать в нем как члены семьи собственника, поэтому полагаю, что истец право пользования жилым помещением не утратил. ( / / ) истец обращался с заявлением о включении его в льготный список на внеочередное предоставление жилья, но не приложил необходимые документы. Ему было отказано в его просьбе, поскольку, за ним закреплено жилое помещение общей площадью более учетной нормы (... кв.м.), приходящейся на одного члена семьи. Кроме того, указала, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП утвержден "Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством)", не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с указанным Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
С таким решением не согласился истец, в апелляционной жалобе указал, что суд безосновательно отказал ему в иске по тому основанию, что требования предъявлены не к надлежащему ответчику. Хотя и существует утвержденный "Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством)", не имеющих закрепленного жилого помещения, жилье предоставляется не Правительством Свердловской области, а муниципальным образованиями. И именно орган местного самоуправления формирует списки нуждающихся в жилье детей-сирот. Муниципальное образование является собственником жилого помещения, приобретенного за счет средств областного бюджета, поэтому именно оно должно быть надлежащим ответчиком по делу.
Заслушав истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит данную жалобу подлежащей удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Принимая во внимание данное Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 746-О-О от 07.06.2011 толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о праве истца на внеочередное обеспечение жильем согласиться не может.
Как указал в названном Определении Конституционный Суд Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, названных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны ранее в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) норма п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
При этом, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закрепленное п. 2 ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 ст. 8).
Из материалов дела следует, что истец Ворожейкин С.А., ( / / ) года рождения, с 14-летнего возраста относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Ворожейкина С.А. умерли: отец - Ф. - ( / / ), а мать В. (сменившая фамилии на ...) Е.М. умерла ( / / ).
Постановлением главы администрации г. Краснотурьинск N 969 от 06.12.1995 года (... одновременно с установлением над истцом опеки его бабушкой Б. за ним было закреплено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: .... Согласно копии поквартирной карты ... Ворожейкин С.А. был зарегистрирован в указанном жилом помещении, как член семьи нанимателя Б. с ( / / ), то есть с рождения, был снят с регистрационного учёта вместе с матерью 25.08.1993 года, затем через 5 дней несовершеннолетний вновь был зарегистрирован 30.08.1993 года, а мать 15.09.1993 года.
Договором N... от ( / / ) вышеуказанная трехкомнатная квартира, общей площадью ... кв.м. была приватизирована и передана в совместную собственность ... основанием приватизации послужили заявления Б., а также справка ЖЭУ N2 от 26.08.1993 года о зарегистрированных и проживающих в квартире семьи Б. Таким образом, в период оформления документов на приватизацию, в точности его подписания ( / / ), Ворожейкин С.А., будучи несовершеннолетним, был зарегистрирован и, с его же слов, проживал в квартире по ... в ....
Разрешая спор, суд первой инстанции, указал, что вышеупомянутое постановление главы администрации г. Краснотурьинска о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним незаконно, поскольку противоречит положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Однако с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (введённого в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года) в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Вместе с тем в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно ч.2 и 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года - ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжавшие проживать в занимаемом жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, Ворожейкин С.А. на момент приватизации имел равные с Б. права пользования квартирой N... по ..., N... в ..., в связи с чем, как справедливо указывалось в ходе судебного разбирательства представителем администрации, он имеет право бессрочного пользования указанным жилым помещением, а в случае не согласия с не включением его при приватизации не лишён возможности оспорить договор приватизации.
К тому же постановление главы города, закрепившим за Воржейкиным С.А. жильё, не отменялось и незаконным в установленном законом порядке признано не было, ни Ворожейкиным С.А., ни собственниками ... постановление не оспорено.
В настоящее время истец зарегистрирован в указной квартире, его переезд в г. Екатеринбург, с его же слов, носит временный и вынужденный характер, связан с учёбой в ВУЗе.
Как следует из материалов дела, общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., помимо него в квартире зарегистрированы и проживают: собственники Б. а также несовершеннолетняя внучка Б. - С., ( / / ) года рождения.
Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образовании "Город Краснотурьинск" утверждена постановлением главы администрации муниципального образования "Городской округ Краснотурьинск" от 12 мая 2010 года N 660 "О внесении изменений в постановление главы администрации городского округа Краснотурьинска от 01.09.2009 года N954" "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в городском округе Краснотурьинска", которая составляет 14 квадратных метров общей площади на одного человека, являющейся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, в указанной квартире норма жилой площади на одного человека превышает установленную постановлением главы администрации учётную норму и составляет ... кв. м. на одного человека (... а отсюда Ворожейкин С.А. не может быть признан нуждающимся в улучшение жилищных условий и претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения.
При таком положениидела судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции, по сути, правильно отказавшим в удовлетворении иска Ворожейкина С.А., не находит.
С учётом изложенного, руководствуясь положениями п.1 ст. 328,ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Ворожейкина С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: |
Панкратова Н.А. |
Судьи: |
Мехонцева Е.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13 марта 2012 г. N 33-1669/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru